«Церковь. Семья. Миссия»: IV Всеепархиальная пастырская конференция Архиепархии Божией Матери в Москве

«Церковь. Семья. Миссия»: IV Всеепархиальная пастырская конференция Архиепархии Божией Матери в Москве

16-19 июня проходила IV Всеепархиальная пастырская конференция Архиепархии Божией Матери в Москве. Форум, который каждые два года собирает священников, монашествующих и мирян для размышления о наиболее важных проблемах жизни Церкви и общества, в этом году был посвящен теме «. . Миссия». 1Если предыдущие три конференции проходили в Подмосковье, то нынешняя – в Вильнюсе, в здании епархиальной духовной семинарии св. Иосифа: помимо практических целей форум был задуман как паломничество к Остробрамской иконе Божией Матери, почитаемой на востоке и западе христианского мира.

 

 

4В начале работы конференции ее участников приветствовал Вильнюсский архиепископ Гинтарас Грушас. «Я был очень рад услышать о вашем паломничестве к Божией Матери Остробрамской и уверен, что оно станет венцом вашей встречи и достойным введением в объявленный Папой Франциском Год Милосердия, – сказал архиепископ Грушас. Вильнюс заслужил имя города милосердия благодаря произошедшим тут явлениям Иисуса Милосердного св. Фаустине Ковальской и пребывающей здесь Остробрамской иконе Богородицы – Матери Милосердия. Опыт, который этот город пережил за последнее столетие, – прежде всего, опыт двух мировых войн и связанных с ними событий, – красноречиво говорит о том, что все мы нуждаемся в Милосердии, и это, несомненно, относится и к России – как к ее народу, так и к Церкви Божией», – сказал архиепископ Грушас.

 

Работа конференции началась с доклада архиепископа Павла Пецци, который охарактеризовал ситуацию современного общества как катастрофу, основные признаки которой – утрата подлинной религиозности, кризис образа Бога, и утрата человеком чувства собственного «я». В связи с этим, как подчеркнул архиепископ, пастырское служение – и в особенности служение семьям и молодежи – должно быть сосредоточено на обновлении интереса к человеческой личности и одновременно осознании того, что решение современного кризиса не может прийти изнутри общества, но может быть лишь ответом извне – то есть живой встречей с Богом. «К сожалению, – отметил владыка Павел, – мы, воспитатели Церкви, часто удовлетворяемся тем, чтобы были соблюдены определенные принципы, говорим только о том, что можно или нельзя делать, не передавая истинные причины, на которых основана доктрина, не объясняя, каким образом она отвечает реальной жизни, не показывая, каким образом обязанности христианской жизни, – и в том числе Брака, – исходят из красоты и удивления открытия своего «я»».

 

7Архиепископ отметил сложность выполнения этой задачи в обществе, где на словах семья прославляется, но на деле нормальной формой отношений становится сожительство, растет число разводов, молодежь предпочитает не вовлекаться в стабильные связи, утверждается крайний индивидуализм. В этих условиях особенно важной для воспитания личности и семей является община, и архиепископ особо подчеркнул важность воспитания чувства общины среди семей: «Я предлагаю, чтобы в наших общинах и приходах мы глубже исследовали возможности проведения для семей «каникул с Богом», реколлекций, экскурсий, воспитательных встреч, которые при этом не превращались бы просто в «тусовки», потому что это – ненадолго.  Я также считаю полезным опыт приходских реколлекций для семейных пар».

 

Воспитание, проистекающее из встречи с Христом в общине, развивается в двух направлениях: это, во-первых, углубленное познание самого Христа, которого мы встретили, и во-вторых, – «рождение нового народа», то есть развитие общины.

 

Занятия по подготовке к таинству Брака не могут быть направлены на решение каких-то сугубо практических проблем, но должны иметь прочный библейский и христологический фундамент, они призваны показать, каким образом Брак и его основные качества вписаны в творческий замысел Бога и всю историю спасения: «Брак реализует то, что Бог задумал с самого начала, сотворив мужчину и женщину, замысел, который Адам и Ева разрушили, отказавшись от отношений с Богом… Повторяю, мы не можем удовлетвориться только несколькими встречами, на которых  мы объясняем молодым парам формальные правила и обязанности Брака. Эти встречи должны быть основаны, прежде всего, на Евангелии, потому что в нем видно, что отношения Бога с человеком находится в основе всех других отношений – человека с человеком и человека с природой».

 

Второе направление воспитания заключается в развитии общины Церкви и ее миссии, для чего, как отметил архиепископ, в первую очередь необходимо свидетельство. «То, что семья и брак являются призванием и миссией человека, гораздо убедительнее можно показать, нежели объяснить. Когда ты встречаешь христианские семьи, для которых это не просто слова, но сама жизнь, хочется понять – почему они такие,  и хочется жить так же, как живут они!». Однако не менее важным для семей в общине оказывается свидетельство священников и монашествующих о том, как они живут радостью и красотой своего призвания: «Действительно,  я не знаю, что проще – оставаться верными Христу или своей жене или мужу? Потому что нужны отношения с Богом, чтобы сказать «да» Христу в целомудрии, точно так же как нужны отношения с Богом, чтобы снова и снова говорить «да» своей жене или мужу, сознавая всю свою хрупкость».

 

В этой связи архиепископ выразил пожелание возрождения практики обручения – то есть времени, задача которого – проверить, являются ли эти отношения моим призванием? «В этом русле очень хорошо говорить об отцовстве и о материнстве, особенно для нас сегодня, когда иногда не знаешь, что хуже: отсутствие родителей вообще, или же полное отсутствие ответственности у отцов, или слишком подавляющее «присутствие» матери, которая буквально «душит» своего ребёнка. Мне кажется, что подобное время обручения могло бы быть своего рода «новициатом» для призванных к семейной жизни».

 

Архиепископ также подчеркнул, что христианская община, приход не могут заменить семью в процессе воспитании, но призваны сопровождать ее: первое религиозное воспитание всегда должно происходить в семье. Помощью семьям со стороны прихода в этом процессе могут быть курсы постоянной формации для родителей и встречи между семьями, которые помогли бы их участникам находить ответы на конкретные вопросы семейной жизни.

 

Кризис мужественности и женственности – вызов для семьи и Церкви

 

 

Второй день работы IV Всеепархиальной пастырской конференции был посвящен размышлениям о значении отцовства для христианской веры и семьи. Доклад о. Игоря Ковалевского, настоятеля прихода свв. Петра и Павла в Москве, был посвящен кризису отцовства как главной семейной патологии нашего времени, единственным путем преодоления которой является вера.

 

 

О. Игорь начал свои размышления с рассказа о библейском понимании отцовства, для которого характерно патриархальное понимание семьи, неразрывно связанное с культом Бога как Отца.

 

 

26«Называть Ягве Отцом Израиль побудила не столько аналогия, сколько опыт осознания присутствия Бога живого и любящего в истории народа. Это существенное свойство религии Ветхого Завета – отцовство Бога связано не с сексуальностью, а с любовью, заботой, опекой, верностью завету, выражением которой является Его милость. Не зря поэтому и первых словах главной христианской молитвы Бог назван нашим Отцом, как это делает ветхозаветная традиция… Смысл этих слов заключается в том, что Бог так близок человеку, как и в межличностных отношениях любящий отец близок детям. Не зря ранние христиане не колебались называть Бога Авва – отче (папочка). Божественное Отцовство сообщает отцовствам человеческим их полное значение в плане спасения».

 

 

В средневековье христианская традиция ставила акцент на значимости аскетических практик для обуздания плоти, что позже, уже в протестантской культуре, привело к развитию пуританства, которое рассматривало любовь и секс как два независимых переживания, причем любовь воспринималась как некий романтический духовный союз. «Секс считался, конечно, составной частью брака, однако выражать свои сексуальные эмоции человек не мог… Строгость нравов без глубокой мотивации неизбежно приводит к двойной морали, ханжеству и лицемерию».

 

Так называемая «сексуальная революция» XX века привела к множеству морально-этических проблем, которые Церковь должна была рассматривать в свете Откровения. «Главная, наиболее глубинная проблема «сексуальной революции»», – отметил о. Игорь, – это перенесение сексуальной жизни человека из сферы интимной в публичную, что приводит к коммерциализации и тривиализации сексуальной жизни человека. С этим связано неразрывно другая тенденция: сексуальному аспекту человеческой жизни стало придаваться слишком большое значение… Сексуальная сфера жизни человека связана с добродетелью умеренности, с которой у слабой человеческой природы, поврежденной грехом, всегда проблемы. Сегодня смысл евангельских слов «не хлебом единым» можно интерпретировать как «не сексом единым»… Подытоживая, можно сказать, что человек, заменив эвдаймонизм гедонизмом, забыл, что не любовь является плодом сексуальной радости, а наоборот, сексуальное удовлетворение является следствием любви».

 

В нашей стране, – как подчеркнул о. Игорь, – многие проблемы более драматичны, чем в Западной Европе. Отчасти это обусловлено последствиями коммунистического периода, который начался с борьбы против института семьи как такового. И хотя позже отношение изменилось, никакие нормы светской морали уже не смогли остановить разрушения традиционного института семьи. Провозглашенная советской властью борьба за равноправие женщин привела к поощрению подчеркнуто мужских качеств у женщин (женщина, выполняющая мужские работы, спортсменка, активистка, комсомолка) и женских – у мужчин (слушаться учителей, бригадиров и командиров, быть скромным, не слишком активным и не задавать умных вопросов).

 

Все это привело к серьезным проблемам, среди которых – разводы, по количеству которых Россия занимает первое место в мире, аборты (57% беременностей заканчивается абортом, 1,5 миллиона абортов в год), сожительство, негативных климат вокруг семьи и деторождения, специфика законов, нормальное восприятие неполных семей и воспитания детей только мамами и бабушками, легкая внушаемость и отсутствие критической рефлексии, атмосфера агрессии и злобы, часто переходящей в ненависть, бедственное положение незащищенных слоев населения, социальное сиротство и социальные патологии, незрелая мужественность, которая часто отождествляется с некими стереотипами поведения и не принимает во внимание функций отцовства и потребностей общества в целом.

 

Можно говорить о том, что такие стереотипы присущи и церковной среде: в частности, это излишне «женственное», эмоциональное переживание и выражение веры. Превалирование женщин в Церкви только усиливает этот процесс и даже приводит к мнению, что посещение богослужений – это в принципе «женское» дело. Практические пути решения этих проблем могут быть разными, однако, –  как подчеркнул о. Игорь, –  цель здесь одна: «Мужчины не перестанут быть незрелыми и серыми, пока не соединятся с Христом. Зрелый мужчина – это тот, кто передает жизнь – через рождение детей, через мысль, через творчество, через апостольство. Зрелый мужчина всегда готов посвятить себя в этих аспектах передачи жизни, соблюдая дисциплину. Именно в этом критерий мужественности, маскулинности, отцовства».

 

Третий день работы Конференции был посвящен в каком-то смысле «зеркальному», женскому видению этой проблемы, которое представила психолог с. Павла Бобер из конгрегации сестер Святого Семейства. Исходя из фундаментальной библейской истины – «не хорошо человеку быть одному» (Быт 2,18) – она рассказала о патологиях и исцелении отношений внутри семьи и церковной общины, связанных с кризисом женственности. «О кризисе женственности говорят значительно меньше, чем о кризисе мужественности, – отметила с. Павла, – потому что женщины в современном обществе значительно больше действуют как «спасительницы»: они «спасают» свои семьи, работу, приходы. Кризис заключается в том, что женщины при этом не исполняют своего призвания, не реализуют того, что записано Богом глубоко в их сердцах. В этом смысле кризис женщины, сотворенной как «помощника» мужчины, является отражением кризиса мужественности».

 

35По словам сестры Павлы, Бог вписал в сердце женщины три фундаментальных желания – отношений, красоты и участия. Поэтому вопрос не в том, что именно женщина делает, – она может быть воином или домохозяйкой, – но в том, чтобы во всем, что она делает, она была по-настоящему собой. Если женщина думает, что она сможет реализовать себя только когда если найдет подходящего мужчину, который был сказал ей, что она – любимая и единственная, то неизбежно происходит разочарование, потому что никакой мужчина не может удовлетворить эту тоску и жажду – сделать это способен только Бог. Результатом этого становятся непонимание и конфликты в отношениях в семье, на работе или в приходе. Женщина, по выражению с. Павлы, начинает «источать яд»; неудачный опыт отношений с мужем переносится на отношения с сыном, в результате чего растут безответственные, женственные и озлобленные мужчины с заниженной самооценкой и страхом перед женщинами. «Если женщина верующая, то она переключается на священников в своем приходе, которые кажутся интеллигентными людьми с «чистыми ногтями», с которыми «можно поговорить». это становится серьезной проблемой, особенно если священник не уверен в собственных полноценности и призвании, что создает иногда неразрешимые трудности для отношений в приходе или общине».

 

«Выход из кризисной ситуации на самом деле есть, – подчеркнула с. Павла. – Это маленькие группы людей, которые что-то начинают понимать. Никакого глобального решения нет и не может быть: никогда в истории человечества не было глобальных решений. Один или несколько человек начинают жить по-другому и понемногу в этих местах появляется свет. Это или семья, которая живет по Божьему призванию, или община, которая пережила обращения. И этот свет тормозит передачу этого яда».

 

В семье, приходе или общине женщина и мужчина внешне делать могут одно и то же. Но вопрос в том, каким образом в этой деятельности реализуется призвание женщины к отношениям, гармонии и участию. Если это реализуется взрослым образом, это не создает конфликтов, и мужчина рядом с такой женщиной не будет бояться себя. Однако, женщины, впитавшие в себя и яд и разочарованные, хотят доминировать, доказать всему мужскому миру, что они умнее. «Если разочарованная мать воспитывает таких детей, то каких детей воспитывает разочарованная монахиня – можно себе представить», – сказала с. Павла. В результате такого воспитания формируются ложные образы Бога как «Карающего судьи», «Бога успеха» или «Бога смерти». Задача в том, чтобы узнать, с каким образом Бога человек приходит к нам, и помочь ему перейти к Богу Любви.

 

Оба доклада вызвали большой интерес и живое обсуждение в малых группах, результаты которых, как и полный текст самих докладов будут опубликованы позже.

 

 

 

Источник: сайт Информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве

Фото Натальи Гилёвой

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна