Сестра Павла Бобер: «Не хорошо человеку быть одному»
Доклад на IV Всеепархиальной пастырской конференции Архиепархии Божией Матери в Москве:
Вчера разговор шел больше о мужественности, об отцовстве, о роли мужчины. Сегодня поговорим о женщине. Тема должна быть приятная — для некоторых, но для большинства страшная. Тема – «Не хорошо человеку быть одному». «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2, 18). Соответственного, помощника ему под стать: וֶּדגֹּנכְ רֶזעֵ Ezer kenegdo, спасительницу, которая приходит тогда, когда ничто другое уже не может помочь. В Библии это выражение использовано 20 раз, и только один раз в отношении человека — в момент сотворения женщины. Во всех остальных случаях оно относится к Богу, который приходит в последнюю минуту как Спаситель.
Мы говорим о кризисе мужественности, о кризисе мужских ролей в семьях, фирмах, в нашей католической Церкви. Но почему-то очень мало говорим о кризисе женственности. Ответ на поверхности очень прост. Потому что женщин везде много – в фирмах, семьях. Они спасают свои семьи, они спасают свои дома, спасают Церковь, спасают приходы. Они такие спасительницы, точнее, — «спасательницы». Они спасают мир. Они шевелятся, что-то делают и их везде полно. И кажется, что все в порядке. Но дело в том, что это не роль женщины. То есть, женщины занимаются не тем. Именно поэтому надо было бы говорить о кризисе женственности, о кризисе в женском мире – не потому, что они впали в депрессию или алкоголизм, а потому что женщина не реализует свое призвание, не реализует того, что записано Богом глубоко в ее сердце.
Мы, мужчины и женщины, очень сильно связаны друг с другом. И кризис мужественности в некоторой степени зависит от кризиса женственности. Почему? Потому что если женщина была создана как помощник, то можно задать вопрос – если плохо с мужчиной, то что случилось с помощником? Что происходит с женщиной? Бог вписал в сердце женщины огромное желание отношений. Когда женщина начинает спасать окружающий ее мир, она как бы выходит на поверхность своего существования, и глубоко в своем сердце она не чувствует состояния другого человека. В этот момент она не несет уже света, не несет покоя. Она бегает, чтобы найти хоть какое-нибудь решение. И тогда те, кто рядом с ней, тоже начинают дергаться. Таким образом теряется покой, и не создаются настоящие отношения. Создаются обычные, какие-то поверхностные отношения, направленные на решение вопроса сейчас, но не глубоко и не в плане призвания.
Следующий момент – Бог вписал в сердце женщины красоту. Как обстоит дело с этой красотой? Бог вписал в сердце женщины красоту как, прежде всего, внутреннее состояние, как гармонию. Женщина, которая находится в глубине своего сердца, чувствует другого человека, передает вместе со своим покоем и красоту. Эта красота успокаивает окружающих, так что они тоже начинают чувствовать свои сердца.
Следующий момент. Бог не вписал в сердце женщины ответственность за дело — это роль мужчины. Бог вписал в сердце женщины участие, желание участия в деле. Если взять образ картины, то мужчина — это содержание картины. А женщина — это только линии, те линии, которые показывают, где свет, и где тень. Если кто-то из вас немножко ориентируется в этом вопросе, то вы знаете, что картина может быть полностью написана, она может быть очень красивой, и только не хватает, как говорят профессиональные художники, нескольких мазков, которые подчеркивают, где свет и где тень — и это и есть роль женщины. Неважно, будет ли эта женщина при этом воином или домохозяйкой, — если при этом на глубинном уровне она остается собой, то она реализует эти вписанные Богом в ее сердце желания. Такова роль женщины — в семье, на работе, в монашеской жизни, все равно где.
Но что происходит? Понятно, что сначала произошел первородный грех. Но я бы хотела говорить о нашем времени, о том, что происходит сейчас. Женщина очень часто думает, что она может реализовать себя только тогда, когда найдет подходящего мужчину. Когда он ей наконец-то скажет, что она красивая, что он ее любит, что она одна-единственная. Женщины, здесь присутствующие, когда мы слышим, — «ты у меня одна, словно в ночи луна», – как становится на сердце? Ты единственная, ты любимая, ты красивая. Она этого хочет, этого жаждет и этого ищет — ищет до глубины своей души. И ей кажется, что мужчина должен эту глубокую тоску ее души заполнить. Как же мне, рябине, к дубу перебраться? Чтобы уже наконец-то не качаться? И происходит, конечно, разочарование. Почему? Потому что никакой мужчина не может войти внутрь сердца женщины, чтобы изнутри увидеть эту ее тоску, глубинное желание, эту жажду. По-человечески это невозможно. Женщина разочаровывается. Что происходит тогда с мужчиной в этих отношениях? Мужчина делает большие глаза и спрашивает: чего она хочет?
Я вам расскажу один момент. Я была в Саратове на такой встрече, как у вас сейчас. И одна из присутствующих сестер рассказала такую историю. «Мы готовим детский лагерь в приходе, и я иду к настоятелю и думаю: надо везти детей, хорошо бы, чтобы он догадался отвезти этих детей и меня заодно, — вот тогда я почувствую какую-то поддержку…» Сестры уже все поняли, да? «Я позвонила в дверь и говорю: вот, надо детей везти. Он говорит: так бери ключи и поезжай! Не догадался… Я, конечно, ключи взяла и поехала. Лагерь был прекрасный, все получилось чудесно, дети довольны, но я была одновременно очень довольна и очень зла. «Приехал, понимаешь ли, служить нам». Приехали мы обратно, я ему вот так вот эти ключи отдаю, а он говорит: «я не понял, что-то не так?» Ну конечно, он не понял». Я говорю ей: «Слушай, а ты не пробовала на словах сказать? «Ну так хотелось, понимаешь, чтобы он догадался». Поэтому иногда мужчины в страхе спрашивают – или в злости, или в страхе – чего она хочет?
У меня есть довольно большой опыт консультации семейных пар, поэтому я говорю на определенном опыте: чего она хочет? Мои дорогие, вот это первый перекресток, где встречается вопрос мужественности и женственности и происходит кризис. Она ждет, а он не догадывается. Ей хочется реализовать благодаря его словам «люблю тебя» все желания своего сердца, а он этого не понимает. Этим женщина взваливает на мужчину непосильную ношу. Почему мужчины иногда шарахаются, убегают, — в семейных отношениях, в приходских отношениях? Убегают от своих женщин — от жен, коллег и так далее. Потому что не знают, чего от них хотят. Мужчина чувствует какую-то атмосферу принуждения, напряжения, и как-то должен спасаться. Мужчины в таких случаях делают шаг назад — а мы, женщины, что делаем? Да, мы делаем шаг вперед: ему же надо объяснить, как-то донести, как-то воспитать. Как рассказывал один мой знакомый, к нему на консультацию пришла пара, и женщина спрашивает: «Скажи, чего ты боишься?», а мужчина отвечает – «Перестань меня учить, ты просто люби меня». Вот это первый момент.
Если женщина уходит с этого перекрестка разочарованной, то она начинает источать яд. Сначала он еще не смертельный. Но потом, чем больше разочарований, тем больше ядовитости. И в этот момент как бы не существует решения проблемы. Дальше что получается? Не получилось с моим парнем, не получилось с мужем — может, с сыном получится? И она начинает искать удовлетворения своих глубоких женских желаний в отношениях с сыном. Что тут происходит, я уверена, вы и сами знаете. Растет безответственный, женственный, или очень озлобленный, очень агрессивный мальчик, или просто неуверенный в себе, с очень заниженной самооценкой. Потом этот мальчик вырастает, встречает девушку, которая в свою очередь начинает от него требовать глубокого понимания ее женского сердца. А он всю жизнь боялся мамы. И что происходит дальше? Он будет бояться жены.
Ну ладно, не получилось с сыном — на кого переключается женщина? Если она верующая, не дай Бог, то она переключается на настоятеля или на викарных в своем приходе. Вы знаете эти ситуации, вы все это знаете. Это большая беда. В каком плане? Этот священник не знает, куда деться. Почему? Потому что она решила – ну ладно, этот муж, он механик, копается в машинах. А этот интеллигентный, у него ногти всегда чистые. Посмотрите, отцы, на свои ногти. Для женщины это очень важно. Он культурный, он старается с ней нормально, по-человечески поговорить. И тут, извините за выражение, он влип, потому что всё, понравился. Она его уже не отпустит. Если она пришла к священнику, у которого есть основательный внутренний стержень, это один вопрос. Но если попался священник, который сидит и думает: «какой-то я неполноценный, все-таки плохо человеку быть одному, это же сам Бог сказал…» Ну вы понимаете. И они начинают создавать счастье. Некоторые такие пары тоже побывали у меня на консультациях, я это «счастье» видела.
Иногда возникает вопрос, почему у нас в приходах так часто возникают проблемы в отношениях между священниками и сестрами? Может, иногда стоит задать вопрос: какие были отношения у наших священников с мамами, с бабушками, с родными сестрами? Кто их воспитывал, и кто нас, сестер, воспитывал, – какие мамы? Какие бабушки? Если взять, например, мою личную «песочницу», то хочу вам сказать, что от отношений со своей бабушкой я оправлялась, наверное, лет восемь, пока пришла к этому моменту внутренней свободы. Пришло время, когда бабушке надо было уже лежать, она была беспомощная, и я спокойно могла ее помыть, почистить ногти, заплести косу, и тогда я делала это с любовью. Но для этого потребовалось восемь лет тяжелейшей работы. Сейчас я уже могу с юмором об этом рассказывать. Но на самом деле это очень серьезный и очень глубокий процесс, вначале страшноватый.
Яд разочарованных женщин расширяется и действует, и он действует на всех нас. Не только на мужчин – на других женщин он тоже действует. Воспитывается или депрессивная личность, или очень агрессивная. Или неуверенная в себе до крайности, или личность, которая считает, что она все может, все умеет, все знает. И все время доказывает другим, что я что-то могу, я к чему-то приду, у меня что-то получится. Но не таков был Божий план.
Взрослая зрелая женщина – это сокровище. Это сокровище, которое тормозит передачу вот этого женского яда. На самом деле выход из кризисной ситуации есть. Это маленькие группы людей, которые что-то начинают понимать. Малые группы. Никакого глобального решения не будет. Никогда в истории человечества не было никаких глобальных решений. Чтобы вдруг целые общества что-то поняли — не было такого. Появлялся один человек или несколько людей, и они просто начинали жить по-другому. И потихонечку в этих местах начинал появляться свет. Это или семья, которая живет по Божьему призванию, или новая община, или старая община, которая обновилась. И вот этот свет понемногу тормозит передачу яда.
Теперь конкретный вопрос – как разделить роли в семье? Или как разделить роли на работе, в приходе? Как поделить роли между мужчинами и женщинами в общинах разного рода? Что должна делать женщина, а что должен делать мужчина? И женщина, и мужчина внешне могут делать одно и то же. Он может мыть посуду, и она. Он может гладить, и она. Он может водить машину, и она может. Есть такие профессии, о которых говорят, что они типично мужские или типично женские. Но это совсем не обязательно. Если посмотреть на женщин в Библии, то там были прекрасные женщины, которые несли красоту, и таким образом спасали мир. Но были и женщины-воины. Вопрос не в том, что мы будем делать внешне. Вопрос – что мы будем реализовать в том, что мы делаем.
Еще раз напомню о тех трех моментах, о которых я сказала. Первое — это желание отношений, оно связано с пониманием человека, с тем, чтобы чувствовать другого человека. Если это желание отношений женщина реализует по-взрослому, то есть, по-зрелому, то эта женщина не создает вокруг себя напряжения. Рядом с этой женщиной любой мужчина может быть собой, и он не будет бояться себя.
Следующий момент – глубокое желание красоты. Я думаю, все вы видели, как ведут себя маленькие девочки. Она наденет юбочку, и что делает тогда? Идет к зеркалу. И что она делает перед зеркалом, какое движение? Кружится, танцует. А потом куда идет эта девочка, чтобы спросить, как она выглядит? К папе. Да, девочка идет к папе. Так вот это глубокое желание красоты, именно красоты как внутреннего состояния, как гармонии — оно несет очень много света. Может быть, это высказывание, что красота спасет мир, — оно не такое уж и смешное все-таки.
Следующий момент — это желание участия в деле. Посмотрите, что стало с женщинами, которые впитали в себя яд или просто разочаровались. Что с ними стало? Они хотят доминировать. Они хотят всему мужскому миру доказать, что они умнее, что они тоже не ничто. Как будто эти мужчины им все время говорят, что они хуже. Но это они сами придумали. Хотя в истории человечества, конечно, можно разные периоды найти, но я бы не хотела в историю входить. Просто дело в том, что женщина иногда защищается на всякий случай. И что происходит в отношениях с мужчиной? Мужчина тоже теряется. И возникает тот же вопрос: он не знает, чего она хочет. И тогда женщина пытается доминировать: я докажу, что тоже могу быть директором. И возникает этот смешной вопрос: почему женщина не может быть священником? Этот вопрос был бы смешным, если бы не был таким болезненным. Но взрослая женщина — это смиренная женщина. Взрослая женщина не любит дискуссий, она не любит споров. У нее всегда стремление к гармонии — но не к такому «святому спокойствию», чтобы помалкивала, когда, напротив, необходимо высказаться. Вопрос именно в том, несем ли мы покой, чтобы другой человек чувствовал себя спокойно, когда нет никаких дополнительных моментов, с которыми надо бороться. Тогда человек, взрослый или маленький, может спокойно развиваться.
Сейчас еще несколько моментов, которые очень важны при воспитании детей. Есть определенные стили воспитания, которые формируют у детей фальшивый образ Бога. И дети с этим фальшивым образом Бога приходят к нам. Фальшивый образ Бога у каждого из нас тоже есть где-то глубоко в наших душах. Кто-то, может быть, справился с этим вопросом, кто-то, может быть, в процессе, а кто-то не знает вообще, как к Богу подойти.
Первый самый распространенный фальшивый образ Бога — это карающий судья. Этот образ Бога возникает, как ни странно, в случае гиперопеки. Все должно быть сделано как надо. У тебя всегда все должно быть хорошо, всегда должен быть чистенький, всегда хорошенький, всегда соответствовать. А если ты не соответствуешь – большая беда, мама и папа не будут тебя любить. Но эту информацию передает мама. Потому что папа ребенку никогда не передаст информацию о том, что если ты будешь запачканный, я не буду тебя любить. Помню однажды такой момент, это в Белоруссии было, город Пинск, Брестская область. Иду по улице, и навстречу знакомый папа с дочкой. Дочка вся в мороженом, лицо, руки, шея, все в мороженом. Одета в какую-то длинноватую майку, и идут так по городу. И понимаете, она вся счастливая. Я подхожу, ну здрасьте-здрасьте, и говорю: Настенька, ты, наверное, мороженое ела? – Да. – Вкусное? – Очень. – Хорошо так с папой гулять? – Супер. Идет счастливый ребенок. Мы стоим разговариваем, и тут проходит мимо женщина, чужая. Я потом у папы спросила: вы знаете ее? – Нет. Останавливается и говорит – вы что, отец? Вы что, не можете ребенка помыть? Как ребенок одет? Тут папа спокойно говорит – идите своей дорогой. У чистенькой мамы здесь, конечно, началась бы паника. Но вообще надо начать с того, что мама бы не допустила такого состояния. А ребенку иногда надо расслабиться.
Следующий момент – ребенок приходит к нам на катехизацию, и мы начинаем говорить ребенку, что Бог его любит. Ребенок в это не верит в глубине своей души. Потому что он знает, что нужно соответствовать, и, прежде всего, ребенок ждет, что мы ему скажем, как соответствовать. Ребенок ждет, что мы определим правила, рамки, в которых он будет нравиться нам здесь у нас на катехизации. Будет нравиться нам, и соответственно, будет нравиться Богу. А когда мы начинаем говорить о любящем Боге, ему это непонятно. А иногда для некоторых детей просто страшно. Когда мы переходим к вопросу милосердия, ребенок вообще теряется. Я не знаю, встречались вы с таким или нет, но иногда дети приходят на катехизацию и видят облачение, форму – монашескую, священническую – и пугаются. Они боятся. Это тоже может быть потому, что наша форма некоторым детям с определенным воспитанием сразу же напоминает образ карающего Бога. Почему так происходит? Потому что, мои дорогие, наша психика в детстве воспринимает образ авторитета и потом переносит на Бога, который тоже является авторитетом, пусть даже страшным, но авторитетом. То есть, это происходит в нашей психике автоматически.
Следующий момент — Бог успеха. Этот образ возникает, когда есть огромные требования со стороны родителей, и вполне возможно, что эти требования расходятся со способностями ребенка. То есть родители требуют, чтобы ребенок всегда все делал вовремя, всегда успевал, и например, в школе в обязательном порядке должны быть очень хорошие оценки, причем по всем предметам, не только по любимым. Так должно быть почему-то. Помню такой момент, моя племянница однажды пришла и говорит – Сегодня по математике не получилось. Сестра говорит – А по каким предметам получилось? Ну, начинает она перечислять, по физике хорошо, по химии хорошо, по польскому языку хорошо. Сестра говорит – Ну достаточно, столько всего хорошего, чего ты про математику думаешь? То есть, вот этот момент – очень завышенные требования. Поскольку до плюс минус до шести-семи лет родители — это боги для ребенка, они стоят на пьедестале, ребенок тянется туда и понемногу теряет себя и свои способности, напрягается, развиваются неврозы, а может, даже и психозы. А потом, на катехизации мы это во многих случаях закрепляем. Вспоминается мне такой момент. Одна из наших сестер в Москве уже совсем не знала, что делать с детьми, которые не пойми как себя вели. И она говорила, что потом сама была в шоке от этих своих слов, но она им сказала – Если так будете себя вести, будете все гореть в вечном огне. А один малый поднимает руку и говорит – Нет. – Как нет? – Нет, я был у Вечного огня, мы все там не поместимся.
Или, например, мы, с одной стороны, говорим о любящем Боге, но пусть только ребенок на экзамене перед причастием не ответит на какой-то вопрос. Особенно, если катехизировала женщина. Почему? Женская психика отождествляет себя со всем, что она делает и что ее окружает. Поэтому женщину можно обидеть, когда, например, вам не понравится скатерть, которая лежит у нее на столе. Потому что она с этой скатертью почти одно. Да, мужчины, теперь слушайте внимательнейшим образом. Тоже самое, когда, например, было 25 детей к причастию. И пришел настоятель на экзамен перед причастием. Из этих 25 детей двое детей не ответило на один вопрос. Вы не представляете, сколько времени она будет это переживать. Это ничего, что 23 ответили на все вопросы. Но вот двое не ответили на один. Это просто трагедия, потому что женщина отождествляет себя с тем, что делает. Это, с одной стороны, дает ей большее понимание человека, а с другой стороны, если она перегибает палку, это создает атмосферу огромного напряжения.
Существует еще один образ Бога — Бог смерти. Он возникает тогда, когда родители проклинают своих детей. «Чтоб ты не родился. Чтобы тебя не было». Иногда это проклятие носит более мягкий характер – «зачем я тебя родила». Такие фразы и мы слышали в своем детстве, может, даже в юношестве своем. Такие фразы слышат дети, которые к нам приходят, взрослые, которые к нам приходят поговорить. Никакого смысла, никакой радости, никакого счастья. Я нелегально занимаю место на этой земле. Очень много нужно вложить любви и молитвы в то, чтобы ребенок, который приходит с таким образом Бога, перешел к Богу любви. И страдание тоже нужно вложить. Нужно вложить все это в наших духовных детей, которые приходят с образом Бога смерти.
Мы когда встречаемся со взрослыми, или с детьми, или с молодежью, не интересуемся тем, какой у них образ Бога. Мы просто говорим им о Боге. Я помню такой момент – звонит телефон, сестра говорит, что во время духовных упражнений случилось что-то страшное, человека надо было везти в психбольницу. Что случилось? У человека был образ Бога смерти, причем типичный. Я здесь не все элементы рассказываю, это невозможно – про эти образы Бога и их формирование можно несколько дней говорить. И священник, ведущий духовные упражнения, дал для медитации 138/139 псалом. «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю». Если меня не должно быть, если я нелегально занимаю место на этой земле, то лучше всего, чтобы меня не было ни видно, ни слышно. А тут оказывается, каждое мое движение видят. Такие упражнения не для такого человека. Я ничего против упражнений не имею, конечно. Я просто хочу сказать, что пришел человек с невротическим настроем, с невротическим состоянием, и как раз это таким образом совпало. Тут нужна осторожность.
Может быть все-таки стоит поинтересоваться этими образами Бога, как ребенок Бога видит, как Его представляет, и попросить нарисовать, например. Я очень часто даю детям такое упражнение, чтобы они легли на пол и представили себе, что сверху к ним приближается Бог, и чтобы они рассказали мне, что они при этом чувствуют и переживают. Иногда бывают такие дети, которые, как только я заканчиваю фразу «сверху к вам приближается Бог», тут же вскакивают. Некоторые вскакивают и кричат «нет, нет, нет!». А некоторые лежат и говорят «как хорошо!». То есть, понятно более-менее, что тогда делать.
Вопросы на группу. Вопросов будет четыре на время работы в группе и пятый вопрос как домашнее задание. Первый вопрос – женщина в моей жизни. Я уточняю, это черты характера женщины, которой я боюсь. Черты характера женщины, которой я восхищаюсь. И в этом же вопросе примеры этих и тех. Вполне возможно, что у некоторых первый и второй вопрос будет одним и тем же. Моя мать и моя бабушка. При слове «мать» посмотрите на свое сердце – можете ли вы сказать «мать» или только «мама» или «мамочка», и не связано ли это с чувством вины.
Следующий вопрос – женщины в Библии. Женщина, которая мне особенно близка, и почему. И еще один вопрос, поскольку вы по половому признаку смешанная группа и это очень хорошо, поговорите о том, какие черты хотели бы видеть сестры у священников и священники у сестер. Немножко, может быть, провокационный вопрос. Но тут такая хорошая компания собралась, и больше такой возможности может не быть. Попробуйте этот вопрос затронуть «культурно», никого не обижая. И домашнее задание. Домашнее задание для женщин – в чем моя красота? Задание для мужчин –в чем моя сила? Куда делось мое желание борьбы?
Источник: сайт Архиепархии Божией Матери в Москве