Римско-католическая община города Кургана
О городе Курган
Курган – это уже не Урал, но еще и не Сибирь, он расположен в местности, получившей точное, красивое название «Зауралье». Жители Курганской области считают, что Курган — ворота в Сибирь! Курган находится практически в центре Евразии, в 1973 км к востоку от Москвы. Город расположен на Западно-Сибирской равнине по берегам реки Тобол (преимущественно на левом, северном, берегу). Стоит отметить, что географическое положение Кургана крайне выгодно и в ходе истории благоприятно повлияло на развитие города. Основные транспортные магистрали из Центральной России в Сибирь (Транссибирская железная дорога и федеральная трасса «Байкал») проходят через Курган. Город обеспечивает связь между Европейской и Азиатской частями России.
Ныне датой основания Кургана считается 1679 год. Ранее датой его основания официально считался 1782 год, когда по указу императрицы Екатерины II Кургану был присвоен статус города. Существуют и другие мнения относительно даты основания этого населенного пункта. За свою историю город много раз разорялся кочевниками, выгорал дотла и возрождался заново. С 60-х годов XVII века он постоянно значится в исторических документах.
Считается, что основание поселению положил крестьянин Тимофей Невежин, срубивший себе избу на берегу Тобола вблизи древних курганов. На живописный берег реки и благодатную землю потянулись первые переселенцы. Вскоре выросли острог и слобода. Первое название — Царёво Городище — поселение получило по Царёву кургану. В 1695 году поселение было перенесено на 8 вёрст ниже по течению Тобола и получило новое название — Царекурганская (Царёво-Курганская) слобода. В начале XVIII века городище превратилось в военную крепость. 19 (30) декабря 1782 года Курганская слобода стала городом Курган.
В 1804—1898 годах г. Курган — административный центр Курганской округи (Курганского округа) Тобольской губернии. В начале века в городе были открыты: первое учебное заведение, первая городовая больница, пожарное депо со смотровой вышкой. Жители города активно участвовали в Отечественной войне 1812 года.
Учитывая удалённость от центра России, Курган использовался властями как место ссылки. Со временем город становится центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, мясо, масло, кожи). Промышленность была представлена в основном предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья.
В 1856 году в Кургане насчитывалось 3576 жителей, две каменных церкви, 7 каменных домов. В конце века были открыты: телеграфная станция, первое фотографическое заведение, страховое общество, детский приют, ночлежный дом, столовая для бедных. Со 2 июня 1898 года г. Курган — административный центр Курганского уезда Тобольской губернии (с 5 апреля 1918 года — Тюменской губернии).
Со строительством Транссибирской магистрали город начал быстро расти. К 1917 году население Кургана насчитывало около 40 тысяч человек. В первые годы Великой Отечественной войны на территории Зауралья разместились и начали работать 22 эвакуированных предприятия. Вместе с ними прибыло около 150 тысяч человек эвакуированного гражданского населения из Украины, Белоруссии и западных районов РСФСР.
6 февраля 1943 года из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей была образована Курганская область, а город Курган стал её административным центром. Ныне население города — 325 565 (2013 г.) человек.
Курган — важный экономический, научный и культурный центр Уральского Федерального Округа РФ, крупный транспортный узел, промышленный центр (среднее машиностроение, химическая, лёгкая и пищевая промышленность, военно-промышленный комплекс). Город известен в стране благодаря Российскому научному центру «Восстановительная травматология и ортопедия имени академика Г. А. Илизарова». Также в Кургане производятся автобусы «КАвЗ», боевые машины пехоты «БМП-3» и ряд медикаментов.
Первые католики
Католическая Церковь в Зауралье имеет не такую долгую историю как Русская Православная Церковь. И это вполне понятно: Сибирь осваивалась православным населением Российской империи. Кроме синодальных православных, было здесь и немало староверов разных толков, которых назвали двоеданами. Родом из староверческой семьи – известный хлебороб, народный академик Т.С. Мальцев. Заметным было и присутствие казахов, именуемых здесь «казаками», которые жили обособленными деревнями.
А вот граждане Российской империи, придерживавшиеся католического вероисповедания, оказались в отдаленных местах страны исключительно благодаря репрессивным действиям царского правительства, уже значительно позже основного заселения Зауральского края. Между тем, католики, оказавшиеся на поселении, в ссылке, или по иным причинам в Зауралье, несмотря на свою малочисленность, оказали несомненное влияние на жизнь и развитие Курганского уезда.
Неофициальный отсчет существования группы курганских католиков можно вести с того времени, когда в уездном Кургане появились ссыльные поляки – участники национально-освободительных восстаний в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 гг. Хотя отдельные персоны, исповедовавшие католицизм, появлялись здесь и ранее (вспомним австрийского писателя Августа Коцебу, также находившегося несколько лет в Кургане в ссылке).
Часть ссыльных после отбытия наказания возвращалась домой, а другая оседала в Сибири, обзаводилась семьями, обрастала завидным хозяйством, благо экономика Сибири позволяла предприимчивым и образованным людям очень быстро обрасти капиталами.
Первая община
Первое официальное упоминание о существовании римско-католической общины в г. Кургане относится к 1900 г.: на заседании Курганской городской думы 12 июля 1900 г. рассматривалось прошение уполномоченного по постройке католического молитвенного дома Владислава Феофиловича Сокульского (кстати, имевшего очень высокий чин старшего инспектора Министерства сельского хозяйства по молочной промышленности).
Сокульский ходатайствовал об уступке городом в собственность католического общества участка земли площадью в 900 кв. саженей, находящегося на углу Запольной улицы и Телеграфного переулка. Решение о продаже земли Курганской думой было принято, и после согласования с МВД и Тобольским губернатором в 1902 году вступило в силу.
Необходимость строительства церкви именно в этот момент возникла неслучайно: на границе 19-20 вв. через Курган прошла Сибирская железная дорога, а среди строителей, обслуживающего и инженерного состава Курганского участка тяги железной дороги, было большое количество выходцев из западных российских губерний, традиционно придерживавшихся римско-католической веры. Вновь прибывшие вызывали на новое место жительства свои семьи: уже в Зауралье рождались дети, умирали старики, заключались новые браки.
В 1904 г. в Кургане по официальным данным насчитывалось уже 408 католиков. И, если ранее курганцы римско-католического вероисповедания ввиду своей малочисленности пользовались услугами местных православных церквей, то с увеличением общего количества верующих резко выросла необходимость в появлении и католического храма, и католического священника.
Католический храм
В 1902 г. Курганский римско-католический храм был построен. Католический приход вошел в состав Могилевской епархии. Архитектура нового зауральского храма была незамысловата – он был маленький, деревянный, лишь небольшой колоколенкой отдаленно напоминающий своих западноевропейских собратьев. Но, несмотря на скромность убранства храма, курганские прихожане его очень любили, т.к. он был построен на их добровольные пожертвования. Всего на строительство храма было истрачено 5931 рублей 89 копеек.
Размеры храма были невелики: 19,5 аршин в длину, 12,5 аршин в ширину, 7 аршин 3 вершка в высоту. Участок земли, где был выстроен храм, был окружен деревянной оградой в одну сажень высотой и обсажен тополями. Рядом с храмом была выстроена деревянная колокольня, где размещался колокол в 14 пудов, другой же колокол, в 2 пуда весом, находился в маленькой башенке на фронтоне здания. К храму был пристроен небольшой дом в четыре комнаты, разделенный коридором на две половины: здесь размещались священник и прислуга. Во дворе храма вырыли глубокий колодец.
Все христианские храмы посвящаются какому-либо святому. Курганский храм получил название «Святой Божьей Матери Неустающей Помощи».
Внутреннее убранство было скромным. В храме имелось два престола: главный – с иконой Божьей Матери, и боковой – Святого Антония, с гипсовой статуей этого святого. Из гипса были вылеплены и фигурки ангелов, украшающие главный престол. На почетном месте висел портрет Папы Пия Х. Органа, обычного для католического храма, не было, его заменяла фисгармония.
При посещении службы прихожане размещались на вместительных 16-местных и 4-местных скамьях…
Католические священники
Первоначально в Кургане не было своего настоятеля – он приезжал от случая к случаю из г. Тобольска. В 1905 г. в курганский приход был направлен священник Казимир Калинка, прослуживший здесь до 1907 г. Его рукой сделаны первые записи в метрических книгах курганского храма, чудом сохранившиеся до наших дней и находящиеся на хранении в Государственном Архиве Курганской области.
Преемниками о. Казимира Калинки стали вице-кураты о. Бронислав Казаковский (служил в Кургане в 1907-1912 гг., и в 1913 г. переведен с повышением в Тобольск в звании курата), свящ. Иосиф Усанис (время служения – конец 1912 г.), свящ. Станислав Жамойтук (1913-1915 гг.), свящ. Иосиф Пуржицкий (1915-1919 гг., бежал в 1919 г. из Кургана вместе с частями белой армии), свящ. Адольф Ромецкий (1919-1921 гг., в 1921 г. уехал в Польшу).
Некоторое время в 1921 г. обязанности администратора католической общины в Кургане исполнял Микуцкий Франц Адамович. В 1923 г. администратором был пермский священник Франциск Будрис (уехал впоследствии в г. Челябинск) и настоятель челябинского католического храма, пожилой литовец Иосиф Каспарович Сенвайтис (1926-32 гг.).
Служение в Кургане в разное время имело свои особенности. Практически все курганские священники, так или иначе, преподавали Закон Божий. Действовала традиционная воскресная школа. В зависимости от количества учащихся римско-католического вероисповедания в курганских гимназиях вводились уроки Катехизиса в стенах этих учебных заведений.
Так, священники Казимир Калинка, Бронислав Казаковский и Станислав Жамойтук преподавали в 1906-1908 гг., и 1910-1915 гг. в Курганской Александровской женской гимназии, вице-курат Иосиф Пуржицкий в 1916 г. – в Курганской мужской гимназии.
Первая мировая война
Нелегко было служить курганским священникам в 1914-1919 гг. Во-первых, резко возросло число прихожан в связи с тем, что в Зауралье хлынули потоки беженцев (была в разгаре 1-я мировая война). Основной театр военных действий находился на западных границах Российской империи, а, как известно, подавляющее большинство жителей этих мест – католики.
Во-вторых, в это же время в Курганский уезд были направлены военнопленные, подданные Австро-Венгрии и Германии, которые тоже требовали неустанного попечения католических священников. Только в сентябре 1914 г. по данным городской газеты «Курганский вестник» в Курган прибыло 3025 военнопленных. А поскольку они имели право достаточно свободно передвигаться по территории города, то нередко на Святой Мессе в курганском храме в эти годы можно было увидеть рядом с местными жителями венгров, итальянцев, чехов, словаков, австрийцев, немцев…
Жизнь военнопленных была не из легких, многие из них умирали от ран, тяжелых инфекций. Всех их в последний путь провожали священники Станислав Жамойтук и Иосиф Пуржицкий…
Были и русские прихожане: в метрических записях встречаются фамилии Улановых, Скороходовых, Васильевых, Кузнецовых и др. Об истории католического прихода Кургана в досоветский период рассказывает следующая подборка фотоматериалов: http://gako.archives.kurganobl.ru/xram_dlya_piligrimov
Советский период
С приходом Советской власти положение всех религиозных конфессий резко осложнилось. Новым декретом декларировалось отделение Церкви от государства. На самом же деле государство установило практически неограниченный контроль за деятельностью всех религиозных объединений. Новые власти национализировали всё церковное имущество, на пользование которым религиозные общины должны были заключать специальные договоры. 8 августа 1920 г. Курганское римско-католическое общество заключило такой договор с местными властями.
Пока католическая община была многочисленной, государство ее как-то еще терпело. Но в начале 1920-х гг. многие поляки и литовцы, бывшие российские граждане, вернулись на родину – в уже самостоятельные Польшу и Литву. В связи с этим Курганский окрисполком 22 апреля 1924 г. принимает решение: здание церкви у верующих забрать, а «имущество обратить в доход Республики».
Повод для закрытия нашелся: в 1922 и 1923 гг. Курганский храм подвергается нападению воров (были украдены настенные часы, хоругви, какие-то домашние вещи). И, хотя председатель правления римско-католической общины Кургана С. Эймонт и хранитель имущества И. Недзведский о происшествии сразу заявили в милицию, городские власти обвинили общину в небрежном хранении государственного имущества.
С этого времени вплоть до 1933 года Курганская католическая община вела постоянную борьбу с местными властями за право пользоваться храмом. Храм отбирали и возвращали несколько раз, причем при ежегодном заключении договора с общиной власти всё больше и больше урезали ее имущественные права: из храма была вывезена вся мебель, под жилье посторонним гражданам были отданы комнаты в пристроенном к храму доме (в приходском доме).
В августе 1933 года в последний раз прозвонили колокола Курганского католического храма Матери Божией Неустанной Помощи. Именно в этом году по распоряжению областного руководства во всех действующих курганских храмах был окончательно запрещен колокольный звон, сами же колокола в связи с нехваткой цветных металлов были взяты на строгий учет.
Не за горами были уже и годы репрессий, сильно подкосившие польскую диаспору в Кургане. Католическая община распалась, уцелевшие в репрессиях курганские католики уже боялись вспоминать о своей религиозной и национальной принадлежности даже в кругу самых близких людей.
В здании храма какое-то время располагался ДОСААФ, а в 1970-е годы оно было снесено.
Возрождение католической общины
В 1991 г. в России и Средней Азии по решению Папы Иоанна Павла II были восстановлены структуры Католической Церкви, и верные католики получили возможность легально исповедовать свою веру. Несмотря на то, что в Кургане всё еще проживали выходцы из семей традиционных католиков, когда-то бывших прихожанами католического храма этого города, у истоков возрождения общины стояли совершенно новые люди, без «католических корней», присоединившиеся к Католической Церкви по личному сознательному выбору.
Сегодняшние (немногочисленные) католики в Кургане находятся в том же положении, что и их предшественники 100 лет назад…, только без церковного здания и имущества, поскольку ничто из этого не сохранилось (в отличии от православных общин). Поэтому первые службы совершались на квартирах или в других мало приспособленных помещениях.
Первыми «собирателями камней» стали Людмила Сухарева, Ольга Коваль, Татьяна Терехова, установившие контакт с католическими священниками, служившими в Челябинске. Они присоединились к окормляемому этими священниками движению «Фоколяры» и, по благословению настоятеля Челябинского прихода о. Вильгельма Палеша, стали регулярно собираться на молитву Св. Розария и чтение Священного Писания. Впоследствии к ним присоединились другие люди, обнаружившие у себя «католические корни».
Рассказывает Ольга Коваль: «Когда я приехала в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств, я была уже знакома с моими будущими крестными. Моей непосредственной целью была учеба, однако мои петербургские знакомые повели меня в храм, рассказали о Католической Церкви. Это меня очень заинтересовало. И по мере того, как я готовилась к поступлению, оказалась, что я уже готова и к Крещению.
Я вернулась в Курган не только студенткой, но совершенно другим человеком. Но мне было нелегко, поскольку никаких других католиков в Кургане я не знала, и католической церкви здесь не было. Мне трудно было найти себя в этой новой жизни: в моем родном городе всё оставалось по-старому, но я-то изменилась!
Однако рядом со мной была подруга Людмила Сухарева. Она знала о моем Крещении, много меня расспрашивала, ей всё это было интересно. Людмила приняла католическое Крещение год спустя, тоже в Санкт-Петербурге. У нас были общие крестные родители.
Это благодаря ей наша община стала активно развиваться: ведь она, в отличие от меня, человек очень общительный. Мне трудно говорить о своей вере, а она активно искала друзей, единомышленников, всем рассказывала о католичестве. И так буквально в течение года-двух у нас сложилась молитвенная группа.
Первое время мы собирались на частной квартире. И, вспоминая о тех временах, я ощущаю, что тогда у нас была самая настоящая духовная семья. Это был дом, свой новый дом! Дом – не потому что это была квартира в доме. Я имею в виду опыт общения в Духе. Мы были удивительно близки друг другу. Достаточно вспомнить, с каким воодушевлением мы тогда вместе молились. Хотя тогда мы только учились молиться.
Сначала мы научились только молитве Розария. Потом мы начали ездить в Челябинск, сначала – только вдвоем с Людмилой, потом – другие наши сестры тоже. Именно там, в Челябинске, они впервые увидели, что такое католический храм, что такое Месса.
В Челябинске нас научили правильно молиться в группе. Отец Вильгельм Палеш, который периодически приезжал к нам и служил Мессы у нас на квартире, объяснил, как мы сами можем проводить в молитвенной группе Литургию слова, распечатал для нас соответствующие тексты. В Челябинске же мы учились литургическому пению.
Таковы были наши первые шаги. Мы тогда почувствовали себя не просто молитвенной группой, а именно общиной. Мы собирались каждое воскресенье и на основные праздники, и со временем нас становилось всё больше».
Рассказывает Людмила Сухарева: «Мы с Ольгой получили таинство Крещения в Петербурге в 1992 и 93гг. Там получали высшее образование и там познакомились с практикующими католиками. Когда вернулись в Курган, ездить в Питер для принятия Таинств стало далековато. Но нас переполняла такая радость от открытия Божией любви к нам и такой страх потерять её, что мы стали искать католиков у себя в городе и по соседству. Помню как мы были счастливы, что нашли католических священников рядом, всего за 280 км, в Челябинске! Там уже была община.
Многое нам дало и участие в движении “Фоколяры”. Они первые для нас открыли, что Бог с нами не только в храме, но и в повседневной жизни: в семье, на работе… Значит духовной жизнью можно жить везде, где собираются двое или трое…, и мы тоже можем что-то…»
С 1994 г. в Курган стали периодически посещать священники из Челябинска, среди которых – о. Райнхард Франица. Богослужения тогда проходили в арендованном помещении в Доме культуры.
4 марта 1998 г. община курганских католиков была официально зарегистрирована, и Апостольский администратор азиатской части России епископ Иосиф Верт назначил ее настоятелем о. Луциана Германа, а викарием – о. Владимира Котеса.
К лету 1998 г. было приобретено помещение под часовню, покровителем которой стала всё та же Божья Матерь Неустанной Помощи.
С 2002 г. община остается без священника и её окормление доверяется настоятелю Тюменского прихода и благочинному Западно-Сибирского деканата о. Лешеку Хричуку, который сам или с помощью своих викарных священников (о. Юрия Мецлера и о. Сергея Давыдова), ежемесячно приезжая в Курган, служил Св. Мессу и преподавал верным необходимые Таинства.
В период с 2007 по 2012 гг. руководство повседневной жизнью общины было вверено госпоже Регине Гюнтер, приехавшей в качестве волонтера из Германии для помощи Католической Церкви в России. В отсутствии священника она проводила Литургию Слова с правом преподавать верным Святое Причастие. В то же время католический приход Кургана посещался очень многими священниками Преображенской епархии, которые проводили здесь духовные упражнения, служили Мессу, организовывали молитвенные встречи…
В январе 2012 г. община на некоторое время получила постоянного священника в лице о. Антона Ромме, однако с ноября 2013 г. ее настоятелем снова стал о. Лешек Хричук, который, попеременно с викарием о. Мелихаром Репкой, приезжает в Курган дважды в месяц. Ныне приход Матери Божией Неустанной Помощи снова молится о даровании постоянного священника. Остается в силе и другая часть мечтаний курганских католиков – о строительстве собственного храма…
В. Дегтярев