Новониколаевский приход святого Казимира
Фрагмент из книги Т.Г. Недзелюк
«Римско-католическая Церковь в полиэтническом пространстве Западной Сибири»
Новосибирск, 2009 г.
Стр. 140- 148
Документы свидетельствуют, что поселок Новониколаевский, расположенный на правом берегу Оби на расстоянии 300 верст от Томска и 3500 верст от епископской курии Римско-Католической Церкви в г. Санкт-Петербурге, еще до возведения его в ранг заштатного города Томской губернии имел на своей территории католическую общину, которая числилась филиацией Томского прихода. Молитвенный дом местной общины был построен по инициативе Томского настоятеля священника Иосифа Демикиса на средства из добровольных пожертвований местных католиков в 1902 г. Разрешение на постройку молитвенного дома последовало от Министерства внутренних дел по представлению князя Вяземского, Томского губернатора, благодаря личным стараниям и хлопотам о. Демикиса.
К Новониколаевскому молитвенному дому относились (…) следующие городские населенные пункты: Барнаул, Бийск, Кузнецк, Усть-Каменогорск, Колывань, все села в Барнаульском, Бийском и Кузнецком уездах, а равно и станции по Сибирской железной дороге восточнее Чулыма до Болотной включительно.
До назначения постоянного священника на всей этой обширной территории католиков наставлял томский курат. В 1904 – 1905 гг. молитвенным домом католиков руководил присланный из курии митрополита о. Франциск Балтрушайтис, которого сменил Александр Казимирович Белякевич, возглавлявший общину с 1905 по 1910 г. Поселок рос, становился городом, увеличивалось и количество прихожан молитвенного дома. Когда число верующих превысило 2 тысячи, храм перестал вмещать всех желающих. Возникла настоятельная по потребность в постройке большего по размерам здания. Проект костела был создан инженером Венером «без малейшего вознаграждения».
Фундамент под новое каменное здание был заложен в 1905 г. и освящен томским деканом И. Демикисом в присутствии инженера Коссовского, главных членов строительного комитета и прочих прихожан.
Управляющий Могилевской епархией прелат Денисевич ходатайствовал перед ДДД ИИ об учреждении в Новониколаевске самостоятельного католического прихода на средства местных католиков. 18 января 1908 г. Денисевич получили положительный ответ, о чем и сообщил в духовную консисторию. 1 июня 1910 г. Могилевский архиепископ, митрополит Викентий Ключинский учредил самостоятельный приход при Новониколаевском костеле, с назначением о. Юстина Юркуна исполняющим должность настоятеля. (…)
К моменту учреждения прихода у общины уже имелся участок земли, переданный ей «в безвозмездное пользование под постройку католического молитвенного дома на всё время его существования», согласно «Величайшего соизволения» императора Николая II, последовавшего 6 марта 1903 г. За церковью был закреплен участок земли между 24 – 29 кварталами г. Новониколаевска и оброчной статьей «Сад Антонов». Документ, определивший в точности границы костельного земельного надела, вместе с его планом 18 июня 1903 г. местному ксендзу-капеллану выдал начальник Алтайского округа Кабинета Его Величества. К маю 1907 г. земельные владения католической церкви в Новониколаевске составляли: участок площадью 1213,5 кв. саженей, на котором помещался молитвенный дом, строилась каменная церковь, находились амбар и ледник, а также участок, занимаемый католическим кладбищем. В дальнейшем первый из названных наделов приобрел следующие координаты на плане города: Обской проспект, участок, дом 26.
Строительство кирпичного храма в «полуготическом» стиле продолжалось 4 года. 12 мая 1909 г. он был освящен во имя св. Казимира епископом Иоанном Цепляком во время епископской визитации сибирских приходов.
Св. Казимир (1458 – 1484 гг.) был сыном великого князя Литовского, короля Польского. Он почитается как один из небесных покровителей Польши и главный покровитель Литвы.
Материалы для строительства здания нового храма приобретались здесь же, в Новониколаевске, что подтверждается финансовым отчетом, полученным комитетом по строительству костела от местного предпринимателя, владельца «Склада товаров» в городе Федора Даниловича Маштакова. Он поставлял строителям петли, шпингалеты, скобы, замки, винты, проволоку и т.д. Костел был одним из немногих кирпичных строений в городе, здание имело необычную архитектуру, его облик запечатлен на нескольких фотографиях, дошедших до нас.
В годы строительства храма богослужение проводилось в молитвенном доме и часовне, находившейся в зале жилого дома местного священника. Сохранилось следующее описание молитвенного дома: «Построен из сосновых бревен в виде правильного четырехугольника, вышиною по стене 4,25 аршин, шириною 12,5 и длиною 17,5 аршин, без фундамента, с одним крестьянским крыльцом, со створчатыми окнами и ставнями числом 9 и двумя небольшими окнами в сенях. Весь дом подразделяется на две части: одну половину занимает часовня, где совершается Богослужение, в другой половине две жилые комнаты ксендза и кухня… При входе в жилые помещения священника имеются сени, где помещается небольшой чуланчик для дров. Печей во всём молитвенном доме две».
В часовне имелись святые реликвии: св. Казимира, св. Фелициана, св. Доната, св. Модеста, св. Северина, Фортуната и Секунда мучеников. Члены Новониколаевской общины особо чествовали следующие праздники: Рождества, Непорочного Зачатия, св. Казимира, освящения храма, св. Антония Падуанского, Сердца Иисусова, Петра и Павла, Успения Богородицы, Всех святых, Благовещения, Воскресения Христова, Тела Господня, св. Станислава, Скорбящей Божией Матери, Святого Розария…
Здание новой церкви было построено исключительно на личные средства прихожан, они же установили жалованье священнику – 75 руб. ежемесячно, куда входила плата органисту, церковному сторожу, на отопление и освещение жилых комнат священника и часовни. (…)
Об интенсивности религиозной жизни в приходе в значительной мере можно судить по количеству совершенных святых Таинств. За период 1907 – 1911 гг. в метрических книгах было зафиксировано 1797 случаев крещения. Их распределение по годам и полу окрещенных младенцев показано в таблице.
КОЛИЧЕСТВО КРЕЩЕНИЙ
В НОВОНИКОЛАЕВСКОМ КАТОЛИЧЕСКОМ ХРАМЕ
В РАЗЛИЧНЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА
Год |
Мальчики |
Девочки |
Всего |
1911 |
70 |
72 |
142 |
1912 |
221 |
204 |
425 |
1913 |
186 |
172 |
358 |
1914 |
222 |
224 |
426 |
1915 |
99 |
70 |
169 |
1916 |
64 |
63 |
127 |
1917 |
63 |
57 |
120 |
Данные таблицы свидетельствуют о некотором росте количества окрещенных в 1911 – 1914 гг. Этот рост был связан с интенсивным переселением в Сибирь с западных территорий России в годы столыпинской аграрной реформы, а также с притягательностью Новониколаевска как бурно развивавшегося в начале века торгово-транспортного центра, куда перебиралось до войны всё больше молодых мужчин и женщин разной национальности, в том числе выходцев из Польши, Белоруссии, Прибалтики, а также немцев.
Однако уже с 1915 г. и в течение всего периода Первой мировой войны количество крещений неуклонно снижается, несмотря на увеличение в Новониколаевске общего числа католиков в то время. Причины коренятся в сфере демографии, ведь годы войны были отмечены общим сильным сокращением рождаемости, захватившим все конфессиональные группы населения страны. Данное предположение становится совершенно очевидным, так как среди католиков, окормлявшихся в это время клиром Новониколаевского прихода, всё большую долю составляли недавние беженцы из пограничных губерний и пленные.
Обратим теперь внимание на имена, дававшиеся при крещении. (…) На первых местах по степени распространенности в 1913 г. (…) стояли имена Антон, Иоганн и Иосиф, в 1914 – Иосиф, Иоганн и Петр, в 1915 г. – Петр, Александр, Иван, в 1916 г. – Станислав, Иосиф и Антон. Часто младенцам также давали имена Георгий, Андреас, Яков, Владислав, Болеслав, Михаил, Валентин и другие, иногда появлялись двойные имена: Генрих-Феликс, Генрих-Эдуард, Вацлав-Иосиф и т.п. В годы войны некоторые имена с «иноязычным» обликом (Иосиф, Иоганн, Андреас) потеряли свою былую привлекательность, зато большее распространение в католической среде получили имена с русским оформлением – Иван, Павел, Виктор, Николай.
Младенцам женского пола при крещении чаще всего давали одно из следующих имен: Мария, Екатерина, Елисавета, Анна, Антонина, Юзефа, София, Вероника, Розалия, Гелена, Паулина. Очевидно, что крестильными именами у новониколаевских католиков являлись имена либо польские, либо немецкие, либо русские, восходящие к именам общехристианских святых.
Относительно зарегистрированных браков можно сказать, что общее их количество с 1907 г. и до конца рассматриваемого нами периода составило 188 случаев. Для совершения обряда венчания в церковь приезжали жители из всех населенных пунктов прихода, случалось также заключение браков пленными солдатами и офицерами.
В записях метрических книг наиболее часто встречаются польские фамилии: Оржешко, Радзевская, Зеневич, Трещевская, Кусьмирек, что лишний раз свидетельствует о преобладании поляков в католическом населении нашего города в начале века. Нарду с однонациональными, имели место браки людей разных национальностей, в том числе браки приезжих с местными жителями – сибиряками русского происхождения. К примеру, Феликс Кмит женился на Марии Яблоковой, а Александр-Бронислав Никуба – на Ольге Климовне Константиновой, Вацлав Мартыняк – на Наталии Хлобыстовой, Мечислав Донгофер – на Татьяне Гусевой.
В метрических книгах указывается, из какой местности прибыли католики, к какому приходу они принадлежали ранее. Здесь и мещане из Бобруйска, Варшавы, крестьяне Виленской, Витебской, Гродненской, Екатеринославской, Минской, Ковенской, Таврической губерний, солдаты, прапорщики, офицеры 22-го сибирского стрелкового запасного полка. В данном католическом храме приняли таинство брака уроженцы западных окраин империи, ранее принадлежавших другим государствам, а также иностранные граждане: «австрийский подданный» Вацлав Голечек, «гражданин Венгрии» Стефан Югас, «германский подданный» Роман Поромбек, «гражданин Галиции» Мечислав Донгофер и др. (…)
Новониколаевский приход Святого Казимира представлял собой характерный пример религиозного общества переселенцев и беженцев, для которых смысл следования конфессиональной традиции предков трансформировался в стремление не потерять себя как ментальную группу и приспособиться к новой реальности. Показательно, что именно в этом городе вплоть до 1918 г. в помещении церкви находились не только школа и правление благотворительного общества, но и проводили свои собрания члены Польского общества помощи жертвам войны (ПОПЖВ), польских и литовских клубов, Польского военного комитета, то есть храм выполнял функцию консолидирующего центра.