Кардинал Шёнборн: голос Плащаницы из тишины могилы
Венский прелат размышляет о схождении Христа во ад
Архиепископ Вены Кристоф Шёнборн стал одним из паломников, посетивших Туринскую Плащаницу, которая с 10 апреля по 23 мая выставлена для публичного почитания. В понедельник 12 апреля австрийский прелат размышлял о «великой тишине и пустоте» Страстной Субботы, цитируя выражение из Часа чтений этого дня. По словам кардинала, целью его проповеди было проникновение в содержание того артикула Символа веры, который говорит о схождении Христа во ад.
«Нам сегодня нелегко понять этот артикул, — сказал Шёнборн, — поскольку он сформулирован с помощью таких образов, которые ныне чужды нам». Картина мира, предполагавшая существование «царства мертвых» внизу под землей не принимается современным рациональным мышлением. Так, может быть, лучше вовсе отказаться от артикула, постулирующего «сошествие Христа во ад»?
Однако Церковь с древнейших времен отстаивала эту истину. Разве это не должно стать для нас стимулом, чтобы, употребляя все возможные усилия, проникнуть в глубь вопроса?
Именно в свете событий XX столетия и в присутствии Святой Плащаницы переживание тайны дня, в который «Бог уснул», выглядит наиболее актуальным.
Прежде всего, необходимо заметить, что в изначальном библейском понимании такие понятия как «царство смерти», «преисподняя» или «ад» не ассоциировались с местом вечных мучений, а указывали на состояние смерти. Это было своего рода «узилище мертвых», которое евреи называли «шеолом», а греки – «гадесом».
Библия свидетельствует о сошествии Христа «к мертвым». Как отмечал в свое время Папа Иоанн Павел II, речь здесь идет о реальной смерти Сына Божия, о Его полной солидарности с людьми в том, что касается опыта смерти. В промежутке между смертью на кресте и Воскресением Иисус и в самом деле находился в «царстве мертвых», т.е. претерпел отделение души от тела, которое претерпевают все умирающие люди.
Тереза Бенедикта Креста, она же Эдит Штайн, философ и монахиня-кармелитка, погибшая в Освенциме, представила эту сцену визуально в своей коротенькой пьесе «Ночные диалоги».
И кардинал Шёнборн, чье размышление чередовалось с музыкальными паузами, процитировал некоторые фрагменты этого произведения Эдит Штайн.
«Тишина Великой Субботы, о которой столь внушительным образом свидетельствует Плащаница, подразумевает ожидание всей земли. Она – сродни тишине, предшествующей сотворению мира, когда всё замирает в ожидании момента, начиная с которого Бог начнет действовать со властью. И как раз таким образом Христос пришел в мир, таким образом исполнилось Его земное служение, исполнились Его жизнь, которую Он провёл среди людей, Его смерть, как следствие греха. Он Сам Себя включил в генеалогическое древо грешного человечества, чтобы искупить всех людей, вплоть до праотца Адама. И теперь, в Святую Субботу, Он выказывает Себя вполне солидарным с мертвыми, Он как победитель вступает в мир смерти, чтобы освободить тех, кто заключен в ее узилище».
И здесь Венский архиепископ обращается к взглядам знаменитого богослова Ганса-Урса фон Бальтазара, который раскрыл один из аспектов Великой Субботы, почти незамеченный Святыми Отцами.
«В Великую Субботу смерть Христа не рассматривается, главным образом и в первую очередь, в качестве некого триумфа. Достаточно взглянуть на Плащаницу, чтобы в этом убедиться. И литургия Великой Субботы минималистична и не предполагает совершения Евхаристии. Нам хотят напомнить, что в первый момент смерть Христа повергла учеников и всю Церковь в ужас, страх и отчаяние. А ныне верные приглашены к молчанию, размышлению, тихому почитанию. Спасение, исполнившееся в схождении во ад в Святую Субботу, всё еще остается сокрытым, а смерть всё еще располагает властью, которая будет отнята у нее значительно позже.
На одном полюсе – бесконечно глубокая горечь смерти, на другом – слава. Иисус Христос в действительности мертв, но и в самой смерти Он действительно блажен и призывает к блаженному общению всех, кто умер с Ним. Бог нисходит в смерть, чтобы вырвать людей из уз смерти и возвести их в горний мир».
«Сошествие во ад означает, что Христос вошел во врата абсолютного одиночества, снизошел до непостижимых и недостижимых глубин нашего всеми покинутого существования», — продолжил свою мысль кардинал, перефразируя «Размышления на Страстную неделю», составленные когда-то кардиналом Ратцингером.
Отсюда следует, подвел итог Шёнборн, что «даже в разгар ночи, когда не слышится ни единого слова, когда мы становимся очень похожими на маленьких детей, тщетно кричащих в пустоту и всеми покинутых, всё же существует голос, окликающий нас по имени, существует десница, способная поднять и повести нас. Непреодолимое одиночество человека всё же преодолевается, поскольку Господь погрузился в него».
Перевод: Сибирская католическая газета