К 20-летию религиозной свободы: Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске

Церковь – это Храм Господень, состоящий из «живых камней», верующих, крещеных и принявших Христа в свое сердце, исповедующих Отца, Сына и Святого Духа. Но существуют и из дерева и камня, из стекла и бетона. В них собирается христианская община, чтобы поклоняться Богу в духе и истине, чтобы вместе слушать слово Божие и молиться, принимать Святые Таинства и совершать Евхаристию. как здания тоже называются «церквями». Они служат материальным знамением присутствия Христа на земле. В них верные – «у себя дома», под сенью и защитой благодати, как в крепости, взнесенной на прочном основании. Они – образ и символ Небесного Иерусалима, того вечного духовного Храма, в «Святое Святых» которого пребывает Сам Господь.
На момент возрождения Католической Церкви в Сибири в распоряжении верующих почти не было храмов. А потому исторический путь, пройденный католиками за последние двадцать лет, можно разметить вехами храмостроительства или возвращения прежде бывших храмов. Одна из самых заметных вех этого рода – освящение Кафедрального собора Преображения Господня в Новосибирске в 1997 г.
Наш следующий материал рассказывает об этом событии.

Краткая история строительства Кафедрального собора

Католические общины Новосибирска получили первое предварительное разрешение на строительство храма в центре города в 1990 г. В 1991 г., когда в Сибири была основана католическая администратура и епископом был назначен Иосиф Верт, планируемая к строительству церковь стала называться Кафедральным собором Преображения Господня. Епископ взял на себя ответственность за строительство храма и его финансирование.
Строительство началось весной 1992 г., а 19 марта 1993 г. в основание здания был заложен краеугольный камень, взятый от гроба Св. Апостола Петра в Риме.
Рядом со строительной площадкой была поставлена маленькая деревянная временная церковь, в которой, как предполагали прихожане Кафедрального собора, будут праздноваться святые Мессы в течение двух лет – до окончания стройки. Однако стройка затянулась, и прихожане провели в деревянной церквушке четыре года вместе двух запланированных.
Наконец, после многочисленных трудностей, связанных со строительством, храмовое здание было воздвигнуто. Еще не была покрыта крыша, не велись внутренние работы, но всё же в Вербное воскресенье 1996 г. община во главе с епископом Иосифом Вертом и настоятелем собора о. Александром Каном вошла в нижнее помещение новой церкви, чтобы совершить там первую святую Мессу.
Переход в верхний храм был запланирован на август 1996 г., но вновь возникли непредвиденные задержки и трудности. И вот, наконец, наступил долгожданный день и час. Еще не были закончены внутренние отделочные работы, а община уже собралась на Мессу в верхнем помещении Кафедрального собора в Сочельник Христова Рождества – 24 декабря 1996 г. С этого дня все богослужения неизменно проходили в верхнем храме.
Менее, чем через месяц после первой Мессы в верхнем храме, в Кафедральный собор прибыла статуя-паломница Фатимской Божией Матери из далекой Португалии, в тот год совершавшая своеобразную «визитацию» российских католических приходов.
2 февраля, когда статуя еще находилась в Новосибирске, было освящено построенное рядом с собором здание Курии – административного центра огромной Сибирской епархии.

С тех пор прихожане Кафедрального собора, приходя в свой храм на Мессу или другие богослужения, постоянно замечали маленькие, но приятные изменения.
Вот в коридорах наклеили обои…
Повесили светильники в боковых нишах храма…
Появился «Крестный путь» – резные композиции, которые ранее располагались на стенах деревянной часовни…
Дети (тайком!) подготовили, а потом показали прихожанам в нижнем храме собора маленькую, но очень красивую сценку «О трех деревьях». Так всем стало ясно, что у молодежи теперь есть место для занятий и встреч…
Подготовили алтарь…
Повесили большую и красивую центральную люстру…
Закончили крыть черепицей колокольню и другие башенки вокруг собора…
Привезли кирпичи, чтобы выложить ими храмовый двор…
Закончили облицовку окон…
У мастера, проживающего в поселке Тальменка Алтайского края, заказали церковные скамьи…
Начали мостить территорию вокруг храма…
Привезли мраморные плиты для облицовки алтаря…
Установили трон епископа…
Закончили мостить двор перед храмом…
В храме состоялось первое рукоположение в диаконы…
Началась облицовка алтаря…
Установили новую дарохранительницу…
Новый алтарь готов…
Привезли из Красноярска главный запрестольный образ – репродукцию картины Рафаэля «Преображение Господне», выполненную одним из лучших сибирских художников-копиистов.

10 августа 1997 г. – величайшее событие: торжественное освящение Кафедрального собора Новосибирской Апостольской Администратуры для католиков латинского обряда Азиатской части России. На церемонии, которую возглавил епископ Иосиф Верт, присутствовали: представитель Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Джон Буковский, архиепископ Тадеуш Кондрусевич (Москва), архиепископ Зенон Грохолевский (Италия), архиепископ Фрэнсис Томас Хёрли (Аляска, США), епископ Рудольф Балаж (Словакия), епископ Франтишек Тондра (Словакия), епископ Маркиян Трофимяк (Украина), епископ Станислав Широкорадюк (Украина), епископ Норберт Бруннер (Швейцария), более 140 священников и порядка тысячи верных из многих сибирских приходов.

Елена Подольская
СКГ № 8-9/1997 г.

Из проповеди епископа Иосифа Верта во время торжественной Литургии освящения Кафедрального собора Преображения Господня 10 августа 1997 г.

…Сама архитектура Кафедрального собора Преображения Господня напоминает нам слова апостола Петра, которые он сказал Христу: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф 17,4). И вот, трудами рук человеческих, построен этот красивый храм, построен, словно три кущи, построен для молитвы, для нашей с вами молитвы. И, войдя в него, хочется сказать словами апостола: «Господи, хорошо нам здесь быть…»

На известной иллюстрации к Библии Иисус Христос передает святому апостолу Петру ключи, а на заднем плане на отвесной скале в бушующем море стоит каменная церковь – символ Церкви живой. Иисус Христос произносит при этом слова: «Ты, Петр камень, и на сем камне я построю Свою Церковь, и врата ада не одолеют ее». И эта сцена из Евангелия предстала перед нами сегодня в Литургии слова.
Первое чтение из Книги Неемии читается всегда на освящение храмов, но более, чем в других странах, это чтение подходит нам. Избранный народ израильский вернулся из плена, из ссылки. Родные города и селения – в развалинах. Прекрасного храма Соломонова в Иерусалиме тоже нет. С энтузиазмом берутся они за дело восстановления страны и храма. Но кроме разрухи материальной, внешней, народ страдает от духовного ущерба, который возник в изгнании. Люди уже не знают закона Божьего, не знают Библии. Надо, чтобы народ возродился духовно, и священник Ездра собирает всех мужчин и женщин и читает им из Книги Закона прямо на площади, потому что храм еще не готов, и на временном помосте, потому что еще не готовы амвон и кафедра. Разве не такой же была история Церкви в нашей стране? Разве не были разрушены храмы в Сибири, на Украине, в Поволжье и других местах? Разве не страдает народ наш от материальной разрухи, но еще больше – от ущерба духовного? И разве вы сегодня не плачете от радости?
Наша Церковь в Новосибирске… – тоже символ живой Церкви, распространенной по всей земле, о которой Иисус сказал: «Врата ада не одолеют ее». Краеугольный камень нашего собора взят из базилики, из гробницы святого апостола Петра в Риме. Так слова Иисуса: «На сем камне я построю Церковь Свою», – особым образом сбываются на нашем центральном храме Сибири. Раньше в Новосибирске, там, где сейчас находится центральный универмаг, стоял другой католический храм. После революции его закрыли, а в 60-х годах разрушили совсем. Эта же судьба постигла десятки других католических храмов России. Бесследно исчезли великие творения человеческих рук, но сохранилась, пройдя через все испытания, вера в нашем народе, сохранилась живая Церковь в этом суровом крае, ибо Католическая Церковь воздвигнута руками Иисуса Христа, Сына Божьего, и поставил Он ее на крепком камне – на Петре. Это обстоятельство внушало верующим мужество и уверенность даже в самые отчаянные времена. Наша принадлежность к Святой Вселенской Церкви и сегодня является причиной нашей радости и благодарности, а чувство принадлежности к Церкви укрепляет нас в наследии святого Петра.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна