Известный мелькитский богослов считает, что Ливан находится «на краю пропасти»

Известный мелькитский богослов считает, что Ливан находится «на краю пропасти»

Известный теолог сокрушается о том, что , по его мнению, «стоит на краю пропасти» – страна бурлит с гражданской войны 1975 года, не зная мира, уже два года живет без президента, в ней нарастает экономический и политический паралич, и надвигается новая война. Передает «Седмица» со ссылкой на Fides.


Отец Габриэль Хашем, священник Мелькитской греко-католической Церкви, богослов Университета Святого Эспри в Каслике, член Международной теологической комиссии, выступил со статьей на страницах Agenzia Fides (Ватикан).

Автор отмечает, что начиная с периода гражданской войны (1975-1978 годов) Ливан не знает мира и стабильности. Эта небольшая ближневосточная страна с населением в 5,5 млн. человек, в котором доля мусульман составляет 59,7%, а христиан до 39%, упорно желает жить в мире. Однако с 7 октября началась война Израиля в секторе Газа, в которую все больше вовлекается «Хезболла», которая держит судьбу страны в своих руках и решает вопросы войны и мира. Ситуация все усложняется и стала поистине адской не только на юге, вблизи израильской границы, но и по всему Ливану, пишет богослов. С усилением напряженности нарастает экономический и политический паралич, который может поставить под угрозу само существование народа Ливана.

В Ливане уже почти два года нет президента, а эта высокая должность в ливанской правительственной иерархии по традиции отведена христианам, что символизирует мирное сосуществование религий, толерантность, плюрализм и добрососедство. Правительство ушло в отставку, министерства занимаются только текущими делами, а страна, как никогда ранее, нуждается в твердых решениях о своем будущем, самоопределении в мире и стабильности.

Ситуация в стране все больше осложняется столкновениями политических интересов на региональном и международном уровнях, которые ввергают население в пучину неопределенности и страданий. Молодые люди, как мусульмане, так и христиане, спешат покинуть Ливан в поисках убежища и лучшего будущего за границей. Родители, которые часто не имеют собственных средств на существование из-за финансового и банковского кризиса, потрясающего страну уже пять лет, целиком зависят от помощи и солидарности от своих детей или от благотворительных ассоциаций и НПО, однако очень многим уже трудно купить лекарства и удовлетворить основные потребности в борьбе за выживание.

Несмотря на все усилия, ватиканской дипломатии не удалось убедить лидеров христианских политических партий договориться о кандидате в президенты и положить конец продолжающемуся хаосу. Различные Церкви через свои социальные и благотворительные ассоциации оказывают помощь населению. Но ливанцам, прежде всего, нужен знак надежды, который возвестил бы о прекращении коррупции, насилия, войн и неопределенности. Тем временем все больше людей попадают в тиски нужды и борются за выживание, и лишь немногим удается приспособиться, а кому-то даже упрочить свое экономическое положение, адаптироваться к долларизации и вести безбедную жизнь на фоне страданий соотечественников, сокрушается автор статьи.

Лето всегда было в Ливане традиционным временем для встреч семей, разлученных эмиграцией, однако в этом году этот прекрасный обычай нарушен. Тем немногим, кому удалось проделать долгий путь, чтобы поддержать родных и провести с ними отпуск, пришлось поспешно покинуть страну из-за надвигающейся военной угрозы. Западные страны призывают своих граждан покинуть Ливан, ибо страна рискует стать театром военных действий. Лишь немногим удалось увезти родных и близких за границу на время или навсегда, чтобы спасти от ужасов войны и разрухи. А среди оставшихся царит тревога и ожидание страшных событий. Родители на скудные средства пытаются заботиться о детях, молодежи все труднее платить за обучение в школе и университете, ценники на медицинскую страховку и лекарств давно уже стали непомерными, то же относится и к стоимости жизни вообще, а впереди, вполне возможно, грядет война и разрушения. Лишь беатификация патриарха Стефана Дуэи 2 августа, напоминает богослов, стала для многих сограждан моментом молитвы, надежды и умиротворения. Пусть ливанские святые и Богоматерь Ливанская оберегают эту страну в эти чрезвычайно трудные времена, молится клирик.

Ливан всегда славился чрезвычайным религиозным разнообразием при традиционном взаимоуважении и добрососедстве. Даже политическое устройство республики основано на конфессионализме, а это означает, что государственная власть в ней организована в соответствии с делением общества на религиозные общины. Это единственное арабское государство, глава которого (президент Ливанской Республики), согласно Конституции, всегда избирается из христиан-маронитов, премьер-министр из мусульман-суннитов, а спикер парламента из мусульман-шиитов.

Тем не менее, множество различных религиозных общин в Ливане за 15 веков своего существования прошли долгую историю распрей и соперничества, и эти распри иной раз вспыхивают и и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с восьмого века, однако в истории страны бывали и этнические чистки (самая последняя во время Ливанской гражданской войны 1975-78 годов), которые приводили к значительным изменениям политической карты страны.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна