Дневник Синода, 20 октября: «Благодать таинства — это участие самого Христа в жизни супругов»
Сегодня мы завершили работу в группах. Разговор вновь шёл о подготовке к венчанию. Мы поделились различным опытом подготовки к браку и сопровождения молодых семей. О том, как нам удаётся или не удаётся формировать христианское видение брака и семьи в сознании людей, чтобы таким образом оказывать влияние на гражданское общество (ср. Familiaris consortio, 66), чтобы строить новую цивилизацию истины и любви. Кто-то заметил, что в этом воспитательном процессе важную роль играет призыв к непрерывному диалогу между двумя людьми, которые становятся одной плотью. Семья становится прочной, когда супруги приходят к уверенности относительно своего личного призвания и одновременно относительно глубокого единства их личностей, которое является дверью к единственности, нерасторжимости и плодотворности брака. Кто-то, слава Богу, отметил важную роль прощения в этом диалоге, чтобы взаимное прощение стало привычным и постоянным. Подготовка к таинству брака, как своего рода катехуменат, должен ясно показывать субстанциональное совпадение природного и таинственного брака, поскольку способность вступать в брак заложена в самой природе человека. Конечно, для этого необходимо говорить о добродетелях (ср. Humanae Vitae, 9; Relatio Synodi 2014, 39) как о стимулирующем факторе свободы личности и о неотъемлемой связи добродетелей с тем, что человек представляет собой по природе. Человек, стань собой!
И ещё. Воспитательный процесс катехумената должен помочь обручённым освободиться от навязанных идеологией представлений о личности и семье, чтобы вернуться к очевидности их реальной сущности, вписанной в саму природу человеческого сердца. На самом деле, стоит снова обратить внимание на некоторые основы учительства святого Иоанна Павла II о личности и семье, и особенно вновь развивать три этапа подготовки к браку, о которых говорит документ Familaris consortio: основной, близкий и непосредственный этапы. Также кто-то напомнил, что всё отнюдь не заканчивается браком, но наоборот, венчание — это начало, или вернее продолжение и совершение семейного призвания. Необходимо сопровождать будущих супругов, чтобы они смогли с удивлением обнаружить, открыть и принять благодать Таинства, которое поможет им помнить, что их природные ограничения станут для них возможностью постоянно возвращаться в дом Отца, обращаться к Христу: «Господи, к кому нам идти? Только у Тебя слова, которые дают жизнь, объясняют жизнь, позволяют узнать вкус супружеской жизни!» (ср. Ин. 6), потому что только во Христе находят удовлетворение самые глубокие стремления человеческого сердца.
Вновь кто-то обратился в своем выступлении к центру всего, ко Христу. Как через Крещение мы становимся частью тела Церкви в силу особой благодати — возникновения нового человека, преображения нашего бытия, начиная с самого его корня, через дар Духа, так и Брак является расцветом Крещения благодаря его собственной особенной благодати, которая и называется благодатью таинства брака. Что такое благодать таинства брака? Это участие самого Христа в жизни супругов, когда Он поддерживает их именно как супругов, делая возможным в их жизни единство и нерасторжимость брака. Были выступления, которые обратили внимание на важность предбрачного собеседования, которое должно стать вершиной всего времени обручального “катехумената” в преддверии брака: это не бюрократическая формальность, но огромная с точки зрения пастырского потенциала возможность, когда пастырь помогает будущим супругам всерьёз занять правильную позицию для последней проверки истины о себе самих и о собственном человеческом и христианском призвании к браку — об этом великолепно говорил Папа Бенедикт XVI в декабре 2011 года. Естественно, это говорит и о том, что нельзя откладывать на потом подготовку тех, кто курирует катехуменат перед браком, и призыв к пастырям (ср. Instrumentum laboris, 87-89), чтобы они по совести и подобающим образом проводили предбрачную беседу. Закрывая эту тему нужно также сказать — или, вернее, повторить, — что катехуменату перед браком должен предшествовать период, когда молодым людям будет предложена возможность насыщенной жизни в христианской общине и участия в литургии. Христианская община со своими литургическими ритмами жизни становится естественной школой, где молодые люди смогут узнать и проверить, что вера соответствует их жизни, открыть жизнь как призвание, распознать призвание к браку или к целомудрию, осознать, что поскольку жизнь есть дар, он должен быть “возвращён” через особую миссию, которая связана с их жизнью.
В том, что касается передачи жизни, кто-то заметил, что искусственные методы оплодотворения работают всего в 30% случаев. Обычно в медицине, когда определённый метод даёт столь малые результаты, его оставляют, или в лучшем случае продолжают исследования. Однако в данном случае из-за экономические интересов такие методы продолжают “продавать”, не объясняя их опасность и неэффективность. Ещё одна цифра: оказывается, сегодня существует уже более 160 методик, связанных с искусственным оплодотворением. Это еще раз говорит о том, что мы воспринимаем себя хозяевами жизни, тогда как жизнь — дарована! Большое впечатление на меня произвело свидетельство о том, что во Франции много врачей и медсестёр, причем в большинстве своем не католики, отказываются от совершения аборта — и не по каким-то “идеологическим” причинам, а потому что понимают, что это отвратительно, потому что в результате чувствуют себя плохо.
Вечером мы вернулись в зал Синода для общего собрания. Были подведены итоги работы в группах над третьей частью рабочего документа. Необходимо оказывать поддержку семьям, которые радостно, просто и с рвением живут христианской вестью семьи. Нельзя приуменьшать великий идеал христианской семьи. Нельзя бояться передавать новым поколениям высокий и требовательный идеал христианской семьи. Молодым людям нужны высокие, всеобъемлющие идеалы, а не совокупность правил, которые всё больше унижают и выхолащивают христианский идеал. Архиепископ Филадельфии Чарльз Шапью обратил внимание на то, чего не хватает в рабочем документе: среди прочего в нем не говорится о роли воспитания, о месте образования в Евангелии семьи, включая вопрос христианских школ, о воспитании как средстве ограничить, если не полностью исключить злоупотребления во взаимоотношениях в семье.
Относительно ситуации разведённых, вновь вступивших в гражданский брак, мне показался важным призыв изучать взаимоотношение между участием в общине и исцелением: эти два аспекта могут помочь открыть новые процессы на пути сопровождения этих наших братьев. В этом плане лучше назвать эти процессы путями примирения, чем путями покаяния. Также было отмечено, что смешанные браки не являются лишь источником проблем, но богатством, попыткой диалога и сближения на пути к единству.
Учительство энциклики Humanae Vitae — всё ещё актуально. Когда мы теряем из виду полную открытость к жизни и необходимость не разделять между собой единство супругов (bonum fidei) и деторождение (bonum vitae), мы утрачиваем понимание связи между сознанием, или точнее сказать совестью, и нравственной нормой. Нравственная норма — это не бремя для совести, но помощь для неё. И потому нельзя одно противопоставлять другому.
Завтра Комиссия Синода соберётся, чтобы обсудить все исправления и рекомендации, предложенные во время общих дискуссии и работы в группах. Непростая работа — позволить истине самой определить рамки, а не пытаться сузить её до пределов, заранее нами определенных… Так что, будем молиться и …немного отдыхать. Пусть доклады, предложенные Святейшему Отцу, будут выражать единство Церкви в её многообразии, а не разделение на партии, даже если некоторым хотелось бы увидеть именно это.
Архиепископ Павел Пецци
Рим, 20 октября 2015 г.
Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве