Бенедикт XVI предостерег от потребительского подхода к Рождественским праздникам
Рождественская Литургия – это не только воспоминание, но и актуализация спасительных событий, это – подлинная мистерия, — подчеркнул Папа Бенедикт XVI в ходе своей традиционной «катехезы по средам», прошедшей в Зале им. Павла VI 5 января. Свое выступление Святой Отец посвятил тематике всё еще продолжающихся Рождественских праздников.
Чтобы постичь суть Рождественской мистерии, — продолжил понтифик, — необходимо интенсивно переживать всё время Рождества, которое, в широком смысле, продолжается вплоть до Сретения Господня 2 февраля. 40-дневный период Рождества соответствует 50-дневному Пасхальному периоду. Рождественская ночь теснейшим образом связана с ночью Пасхальной. Жертва Иисуса начинается с момента Его Рождества в Вифлееме. Не случайно поэтому, на многих восточных иконах Вифлеемские ясли изображаются в форме гроба. Рождество и Пасха, таинство Боговоплощения и таинство Спасения, хотя и отмечаются в разное время, внутренне связаны между собой и составляют два столпа нашей веры.
Литургия рождественского времени позволяет сделать Божественные тайны актуально присутствующими. Эти тайны следует рассматривать в перспективе Искупления и Спасения, т.е. в пасхальной перспективе. Чтобы это понять, необходимо углубиться в благую весть Рождественской «Мессы пастухов», новогодней Мессы в честь Богоматери, Месс Богоявления, Крещения Господня и Сретения. В таинстве Боговоплощения мы прозреваем его мессианский и эсхатологический смысл.
Именно воплощение Бога, принятие Им человеческой плоти, изменило характер самой литургии, — подчеркнул Папа. В народе Ветхого Завета, находившемся на пути к полноте веры, Божие присутствие и действие представляли материальные символы, например, огонь. Но момент Боговоплощения стал в этом смысле переломным: отныне решительно меняется порядок спасительного общения с Богом и само материальное тело становится орудием Спасения.
«Как и в прошлом, Рождественские праздники приводят нас в восхищение, причем в большей степени, чем другие церковные праздники. Приводят в восхищение, поскольку все люди так или иначе ощущают, что рождение Иисуса затрагивает самые сокровенные стремления и пожелания человека. Потребительство может приглушить эту сердечную жажду, но если в нашем сердце всё еще живо стремление принять Младенца, Чье рождение способно всё обновить в Боге, Чей приход имеет своей целью одарить нас жизнью в избытке, то и свет рождественских декораций станет для нас отражением того вечного Света, который воссиял в Боговоплощении», — сказал в заключение Бенедикт XVI.
Перевод: Сибирская католическая газета