Христианская символика цвета

Христианская символика цвета

С незапамятных времён христианская присутствует в произведениях искусства и встречается в повседневной жизни. Но может ли современный человек истолковать надлежащим образом многочисленные символы, с которыми он встречается, познавая истины веры и участвуя в таинствах Церкви?


На основании личных наблюдений я пришла к выводу, что с правильной интерпретацией этих символов часто возникают проблемы. А ведь понимание содержания, происхождения и контекста определённых символов могло бы углубить переживание богослужения и познание истин веры.

Кроме того, что цвета сами по себе имеют символическое значение, в сочетании с другими символами они могут изменять или усиливать их значение (вспомните четырёх всадников Апокалипсиса, восседающих на конях разного цвета).

В литургии символика цвета играет немаловажную роль: литургических облачений тесно связан с содержанием и характером определённых периодов литургического года. Канон красок литургических облачений священнослужителей в форме, существующей сегодня, утвердился в последней четверти XII в. В ту эпоху в литургии преобладали четыре цвета, с рассказа о которых я начну.

БЕЛЫЙ

Цвет радости и праздничного настроения. Белыми были одежды ангелов, упоминание о которых встречаются в Евангелии; одежды Христа во время преображения на горе Фавор «сделались белыми, как свет» (Мф 17: 2; Мк 9: 3; Лк 9:29). Согласно литургическим предписаниям, белые одежды надевают в праздники, посвящённые Богу Отцу и Христу (за исключением памяти о Страстях Господних), Божьей Матери, в торжества в честь ангелов, в день рождения Иоанна Крестителя, в день Всех Святых, а так же во время богослужений, на которых совершаются таинства крещения, миропомазания, венчания и др. (кроме таинства исповеди). Белый цвет стал символом начала, открытых возможностей, а так же чистоты и невинности. Поэтому дети получают белые одежды во время крещения; свадебные платья и платья для первого причастия тоже белые.

КРАСНЫЙ

Соответствует цвету крови, символизирующей жизнь. Красный цвет стал символом силы, молодости и любви. В древности существовало поверье, что он охраняет от ранений и различных опасностей, и даже отпугивает демонов. В Библии красный цвет – это цвет греха, раскаяния, кровавой жертвы. В литургии особенно подчёркивается символическая связь между красным цветом и Святым Духом. Именно поэтому в праздник Троицы и в последующие восемь дней после него, как и в благодарственных богослужениях в честь Святого Духа, используются облачения красного цвета. Этот цвет также обязателен в одеяниях священнослужителей во все дни памяти о Страстях Господних и Святом Кресте, а также в праздники апостолов, евангелистов и мучеников.

ЧЁРНЫЙ

Цвет ночи, разрушения, скорби и смерти. Как цвет, противоположный белому, чёрный является символом вечной темноты, греха и сатаны. В литургике чёрный цвет в значительной степени утратил своё значение, его заменил фиолетовый. Чёрный, однако, остался цветом одежд священнослужителей и монашествующих, он символизирует отречение от мира, смирение и скромность.

ЗЕЛЁНЫЙ

Это цвет пробивающихся ростков, символизирующих жизнь и надежду. Он радует глаз, успокаивает, говорит о жизни и молодости, обращает помыслы к непреходящим благам. В литургических предписаниях зелёный цвет обязателен в обычные дни литургического года, не носящие какого-либо особенного характера.

Кроме этих четырёх основных цветов, в литургии встречаются так же и другие цвета:

ГОЛУБОЙ

Это цвет небосвода и поэтому он символизирует всё, что каким-либо образом связано с небом. С одной стороны, голубой цвет разделяет символическое значение с пурпурным цветом, с другой стороны – с белым, как символом безупречности и целомудрия. Поэтому голубой цвет стал цветом Богородицы, а сочетание белого с голубым – символом особого посвящения себя Непорочной Деве Марии.

ПУРПУРНЫЙ И ФИОЛЕТОВЫЙ

В древности дорогой пурпур считался самым красивым и изысканным цветом. Этот цвет был священным, королевским и являлся символом жизни, поскольку он напоминал цвет живительной крови. В пурпур имел право одеваться кесарь и верховный священник Израиля. Фиолетовый, цвет одежд епископов и церковных сановников, стал не только символом высокого достоинства духовного сана, но также цветом Бога, которому принадлежат Им помазанные и хранители Его таинств. Цвет пунцово-пурпурных одеяний кардиналов это символ духа, огня, крови; кроме того, он является знаком готовности принять мученическую смерть. В литургических облачениях фиолетовый цвет используется, прежде всего, в период Адвента и Великого Поста – в этом можно узреть символ борьбы духа и тела. Фиолетовый цвет обязателен также во время поминального богослужения.

ЖЁЛТЫЙ И ЗОЛОТОЙ

В древнейшей культуре и религии Азии жёлтый цвет считался таким же красивым, как пурпурный, и был символом света и величия. Применяется также символика золота, которая в литургических облачениях может заменить любой другой церковный цвет. Золотой цвет указывает на вечный свет, славу, достоинство и силу.


Из книги Дороти Фостер «Мир христианской символики»

Источники: Журнал «Твой Благовестник» (№1-2, 2000) и сайт РУСКАТОЛИК.РФ

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна