ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ
6 июня – Пресвятые Тело и Кровь Христа
11 июня – Святейшее Сердце Иисуса
Любимый ученик Иисуса Христа, святой Иоанн, написал в своем Евангелии о Тайной Вечере Господа удивительное, значимое слово: «Иисус, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13,1). Этим он хотел сказать, что, конечно, вся жизнь Иисуса была постоянным доказательством Его любви; Его любовь проявлялась в Вифлееме, в Назарете, вообще во всех местах, где Он бывал. Но высшую степень Его любовь приобрела в горнице Тайной Вечери в Иерусалиме. Там, вечером накануне Своих страстей и смерти, Он начал писать Свое завещание. И первое, что Он хотел в нем оставить нам, было наследство, которое должно заключить в себе все чудеса Его любви. Это и есть Евхаристия. Подумаем, какие богатства, какой клад Божественный Спаситель нам оставил в этом драгоценном наследстве!
Первый клад, который достался нам в наследство от установления Иисусом Евхаристии – это Его Святейшее Сердце. Как учит Католическая Церковь, в Святых Дарах, хранящихся в дарохранительницах наших храмов, под видом хлеба присутствует Иисус, Иисус преображенный, весь Иисус, а значит, и Его Святейшее Сердце, которое является образом любви, которое называется «вместилищем любви». Да, здесь стучит Святейшее Сердце Иисуса, здесь Оно пылает горячим стремлением к спасению душ! Удивительно! Однажды Господь сказал царю Соломону, в день освящения храма в Иерусалиме: «Будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар 9,3). И вот как, буквально, это обещание исполнилось в храмах Нового Завета. И это первое богатство Евхаристии – постоянно живущий в наших храмах, любящий нас Иисус Христос!
Когда мы кого-то очень сильно любим и хотим ему это доказать, то объясняемся в любви и говорим: «Сердце мое отныне принадлежит тебе, я дарю тебе мое сердце, пусть всё оно будет твоим». Но то, что мы можем выразить только символически, Иисус совершил в действительности. Дабы никто не засомневался в Его любви, Он действительно, устанавливая Евхаристию, подарил нам Свое Божественное Сердце, «записал» нам его в Своем завещании! И какое же богатое наследство мы получили! Израильский народ утешался духовным богатством, каким он располагал, обладая святыней Ковчега Завета. Но что значит та святыня в сравнении со святыней Евхаристии. В этом ковчеге Нового Завета хранятся не каменные скрижали, а бьется живое Сердце Иисуса Христа, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2,9) и «сокрыты все сокровища премудрости и ведения». В этом сердце мы обладаем источником всякого утешения и мира, бездонным милосердием и сокровищницей всех богатств Бога.
В нашей бедной земной жизни мы так часто желали бы иметь сердце, которое нас действительно бы любило, внушало бы нам полное доверие и могло бы дать нам всё, что может послужить нашему утешению и благу. «Сердце всегда нуждается в другом сердце». Увы! Как редко найдешь такое сердце среди людей! И вот, потому что Иисус это хорошо знал, Он захотел подарить нам Свое Сердце, в котором с любовью соединяется всемогущество. Какой надеждой, каким утешением для нас звучат слова, в которых Сердце Иисуса в Евхаристии призывает нас прийти к Себе: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11,28). Это зов Любви! Ты так часто чувствуешь себя слабым и бедным, ты так нуждаешься, измученный трудами и тяготами, в утешении, в отдыхе, в помощи, в воодушевлении… – Так поспеши же к Дарохранительнице! Пусть Сердце Иисуса станет твоим прибежищем! Оно призывает и ожидает тебя, как сердце любящего отца, который исполнен милосердия к своим детям, как сердце верного друга, который всегда может и хочет помочь, как сердце возлюбленного Спасителя, Который никогда никого не отпустит без благословения и благодати, если только к Нему приходят со смирением и надеждой.
Каждый раз на Святой Мессе мы становимся свидетелями и участниками двух великих, благодатных тайн Христа: Его искупительной жертвы и укрепляющей нас в земном странствии трапезы.
Первое несравненное богатство, которые мы получили в наследство от Господа в Евхаристии – это Его страдания и смерть. Апостол Павел говорит: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор 11,26). В Святой Мессе Сердце Иисуса словно заново пронзается за нас копьем, как однажды это случилось на кресте.
Здесь мы в очередной раз находим повод, чтобы прославить великие дела Господни. По Его предвечному Провидению, Он захотел искупить мир не только через жизнь, учение, пример и чудеса воплотившегося Богочеловека, но, прежде всего, через Его страдания и смерть. И как наш Спаситель остается в Евхаристии посреди нас Своей жизнью, словом и учением, так Он восхотел остаться среди нас и Своей смертью; таинственно продлить Свою смерть в Святых Мессах, чтобы искупление во всех своих последствиях стало доступно людям всех времен. Для этой цели Иисус установил Евхаристию именно как Жертву. Господь однажды сказал: «Я есмь Пастырь добрый… и жизнь Мою полагаю за овец…» (Ин 10,14-15). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15,13). И это величайшее доказательство Своей любви – в жертве Своей жизнью – Он восхотел подарить нам не только один раз, на Голгофе, но и продолжить его до конца времен, сделать его постоянным даром нам – самым драгоценным из всех даров. Теперь нам становится понятно, каким святым, таинственным, благодатным богослужением является Месса. В этом же заключается причина, по которой наша Церковь провозгласила участие верующих в воскресной Мессе обязательной к исполнению заповедью. Нет сомнений, что Святая Месса является совершенной Жертвой, которой мы можем самым достойным образом прославить Триединого Бога, наилучшим образом отблагодарить Его и самым надежным образом испросить у Него столь необходимую нам благодать. Святая Месса – это самая большая сокровищница в мире, неисчерпаемое море благодати, и одновременно – источник всякого земного благословения. Она наполняет небеса радостью и восхищением, приносит утешение и избавление в чистилище и изливает на землю полноту Божьих даров и благословений. Разве это не достаточное основание, чтобы всем нам с ревностью и воодушевлением участвовать в Святой Мессе?
А второе, чем мы обладаем в таинстве Евхаристии, – это Вечеря Агнца, небесный пир, на который все мы приглашены не только в качестве зрителей, но и в качестве полноправных участников, а потому можем смело вкушать от общего стола. Если Податель всякой благодати в этом таинстве Сам приходит в наше сердце, какой еще благодати нам может недоставать? Величие и славу этого благодатного Таинства мы можем лучше всего увидеть на примере того действия, какое Святое Причастие производит на тело и душу, если только мы достойно его принимаем. Оно доставляет высочайшие отличия и почести нашему телу, ибо в Святом Причастии наше тело становится Храмом Господним, а наше сердце – Господним Престолом. Мы становимся словно бы «носителями Христа» (Christoforus), как любили себя называть первые христиане, и вместе с апостолом мы также можем воскликнуть: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20). Через Таинство Евхаристии наше тело вновь обретает семя бессмертия, возвращает преображенную вечную жизнь, которую оно утратило в первом грехе Адама. Сам Господь уверяет нас в этом: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать… и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,35.40).
Не менее чудесны действия благодати Святой Евхаристии на душу. Здесь душа питается небесным хлебом, которым в ней поддерживается и укрепляется сверхъестественная жизнь, пища ангелов, содержащая в себе всю сладость неба. Здесь нашей душе уготовано лучшее лекарство, которое предохранит ее от смерти греха, излечит злые пороки, даст ей вкус и силу ко всякому добру и рост во всех добродетелях. Здесь наша душа празднует небесную вечерю, пир, где Иисус, Жених нашей души, справляет с ней свадьбу. И самое удивительное проявление святой Евхаристии состоит в том, что мы, бедные твари, в Святом Причастии принимаем участие в божественной жизни Иисуса Христа, мы словно обожествляемся, становимся похожими на Бога. Если мы как следует поразмыслим над этой тайной, то поймем слова одной святой, которая однажды сказала: «О, Иисус, Ты нас слишком сильно любишь!» И святой Августин ничуть не преувеличивал, когда писал: «Хотя Господь всемогущ, Он не мог нам ничего большего дать; хотя Он премудр, Он не знал ничего прекраснее нам подарить; хотя Он самый богатый, Он не смог нам найти ничего более драгоценного».
Из проповедей Владыки Иосифа Верта (1997 г.)