Страстной четверг в Риме
В Великий четверг этого года Папа Бенедикт XVI возглавил два богослужения. В первую половину дня он вместе с 300-ми священниками римских приходов отслужил Мессу елеев.
В Таинствах Церкви действует Сам Бог, — отметил понтифик. Для того, чтобы встретиться с человеком, Он пользуется тварными элементами: водой, хлебом, вином, миром. Так святые елеи, освящаемые во время Мессы Страстного четверга, используются затем в таинствах Крещения, Миропомазания, Священства и Елеопомазания. Елей обладает в библейской традиции богатой символикой: он ассоциируется с исцелением, красотой, используется для намащения атлетов, вступающих в единоборства. Он является также знамением милосердия и мира. В народной этимологии связывались греческие слова «элайон» – елей, и «элеос» – милосердие. «Поэтому в светильнике нашей жизни никогда не должно ощущаться недостатка в елее милосердия», — заметил Святой Отец.
Оливковая ветвь стала знамением прекращения Потопа, показанным Ною. Тем самым она стала и символом мира. «Ныне Христос – это и есть истинная Оливковая Ветвь. Это Он дает миру мир. Это Он открывает миру спасающую благость Божию. Это Он – наш мир.
Вот почему христиане призваны быть людьми мира, людьми, постигающими тайну Креста как тайну примирения и живущими этой тайной. Иисус Христос побеждает не мечом, но крестом. Он побеждает, преодолевая ненависть. Он одерживает верх над силой, Своей еще более сильной любовью. И священники, как сподвижники Христа, должны стать миротворцами, они призваны противостать насилию и довериться превозмогающей силе любви».
Еще одно символическое значение елея – быть средством, укрепляющим в битве, что вовсе не противоречит символике миротворчества. «Брань, которую ведут христиане, связана не с применением силы, — сказал Бенедикт XVI, — а с готовностью и прежде, и теперь страдать ради добра, ради Господа. Христиане, как добропорядочные граждане, уважают законы, следуя всему истинному и доброму. Однако они отказываются исполнять то, что в законодательстве является не законным, а несправедливым. Та борьба, которую выдержали мученики, проистекала из их определенного “нет” несправедливости. Отказываясь от участия в идолопоклоннических культах, от поклонения императору, они тем самым отказывались склониться перед злом, участвовать в культе человека и его власти. Этим своим “нет” лжи и всем ее последствиям они отстаивали закон и справедливость, а значит, служили делу подлинного мира. И сегодня христианам надлежит исполнять закон, являющийся основанием мира. И сегодня им надлежит не принимать несправедливость, возведенную в ранг закона, как, скажем, убийство невинных нерожденных детей».
Далее Бенедикт XVI сослался на слова 45-го псалма о помазании елеем радости. Этот псалом рассматривался Отцами Церкви как гимн на бракосочетание «Нового Соломона», т.е. Христа, с Его Церковью. В Церкви освященный елей всегда рассматривался как символ присутствия Святого Духа, посылаемого нам Христом.
«Он и есть елей радости, — сказал Святой Отец. – Эта радость возвещается нам Христом в Его Евангелии, в радостном известии, что Бог знает нас, что Он благ и Его благость превозмогает всё и вся, что мы желанны и любимы Им. Радость – это плод любви. Дар любви делает нас способными радоваться жизни. Мы знаем Христа, а в Нем – Бога, а потому знаем, как это хорошо – быть человеком. Жить хорошо, потому что мы любимы, потому что сама действительность хороша.
Святой Дух есть елей радости, посланный нам в дар от Христа. Эта радость отлична от эмоций, связанных с развлечением, или от внешнего веселья, к которому стремится современное общество. Конечно, развлечения, если им отвести надлежащее место, несомненно являются чем-то хорошим и приятным. Хорошо, если мы умеем смеяться. Но развлечения – это еще не всё. Это – лишь малая толика нашей жизни. Там, где развлечение претендует стать всем, оно превращается в маску, за которой кроется отчаяние или, по меньшей мере, сомнения в том, что жизнь и в самом деле так хороша, в связи с чем возникает вопрос: а, может быть, не существовать – лучше, чем существовать? Радость, которую дает Христос, – совершенно иная. Несомненно, она повышает наше настроение, но притом сопутствует и страданию. Она делает нас способными переносить страдания. Она делает нас способными разделить страдания ближних и, отдавая нас тем самым в распоряжение друг друга, побуждает со всей ясностью свидетельствовать о сиянии и благости Божией. Даже в страданиях сохраняется сердечная радость. Радость мучеников была сильнее причиняемых им страданий. Эта радость, в конечном итоге, победила и отворила Христу врата истории».
В заключение Папа призвал священников молиться об исполнении Христовой радостью, процитировав притом слова апостола Павла: «мы споспешествуем радости вашей» (2 Кор 1,24). «Пусть эта радость проникнет в наши сердца как можно глубже, чтобы мы смогли принести ее всему миру, столь нуждающемуся в радости, коренящейся в истине», — сказал он.
Вечером Страстного четверга Бенедикт XVI возглавил Мессу Вечери Господней в базилике Св. Иоанна на Латеранском холме (это – Кафедральный собор Римской архиепархии), в ходе которой по традиции умыл ноги двенадцати священникам. Пожертвования, собранные во время этой Мессы, пойдут на восстановление духовной семинарии в Порт-о-Пренсе (Гаити), разрушенной во время недавнего землетрясения.
В своей проповеди понтифик размышлял о сцене прощальной встречи Иисуса с учениками, так, как она описана в Евангелии от Иоанна. Иисус омывает ноги Своим ученикам, и этот жест символически объемлет всё совершенное Им дело Искупления. Затем наступает черед прощальной речи Иисуса, в которой дается синтез всего Его служения. В заключение Иисус обращается к Отцу с «архиерейской молитвой» о Церкви, о ее единстве. Безусловно, раскол в Церкви, понимание угроз, наносящих ущерб ее единству, стал одной из причин страданий Иисуса. Размышляя о страданиях нашего Господа, мы должны понять и Его боль, проистекающую из того факта, что прошения Его молитвы так и не исполнились в жизни учеников.
Папа говорил и о необходимости познания истинного Бога. Ведь от этого познания, как отметил Иисус в Своей прощальной речи, прямо зависит наше участие в жизни вечной. Между тем, — как подметил Папа, — жизнь вечная – это нечто большее, нежели продолжение существования после физической смерти. Скорее, речь идет о жизни подлинной и полнокровной. Такая жизнь начинается уже здесь, на земле, и происходит это там, где люди познают Бога. Познание Бога не может быть исключительно «внешним». Мы принимаем не только «откровение Божие», но, скорее, Его Самого. Мы вступаем с Ним в личные отношения.
Полностью с проповедью Папы Бенедикта XVI на Великий четверг можно ознакомиться на нашем сайте.
Перевод: Сибирская католическая газета