Стать священником или просто монахом-братом?

Не все монахи — священники. Монах служит Богу посредством обетов послушания, целомудрия и нестяжания (бедности). Священник же — призванный Богом служитель народа Божия, Церкви. Он становится им не принесением обетов, а таинством возложения рук.

Во многих монастырях «братия» состоит именно из «братьев». Монахи-бенедиктинцы, василиане, салезианцы, трапписты, картезианцы и другие необязательно посвящают долгие годы изучению богословских наук. Весьма многие, не будучи священниками, но пасомые священно-монахами, прославляют Церковь своими подвигами, отдают жизнь служению Богу и людям.

Не буду упоминать братьев, имена которых связаны со всемирно известными делами в области архитектуры, живописи, науки или гуманитарной деятельности. Сегодня я считаю своим долгом почтить братьев, с которыми мне самому пришлось встречаться или жить.

Вот одно воспоминание. Возили меня посмотреть, как английские монахи строят свой монастырь. Издали слышался стук молотков. Я прислушивался к тому, как монахи безмолвно тешут гранит для возведения стен своей обители. Но вдруг раздался колокольный звон. Все оставили инструменты и направились на пение очередного литургического «часа». Всех братьев было свыше двадцати, включая двух-трех священников. По древней монашеской традиции они «молились и трудились».

В районе, где я родился, все знали брата-францисканца Авеля. Он был кормильцем своего большого монастыря. Ходил по горам, по долам, собирал подаяния на свою обитель и одновременно поучал и утешал людей. Какая была бы обида, если бы он обошел чье-нибудь жилище!

Гимназистом, по дороге в интернат, я любил заходить в старинную францисканскую церковь. Привратником там был мой земляк, и нам было о чем побеседовать. Человек чуткий, он понимал, что гимназист, вдали от папы и мамы, вечно голоден, и вот у меня в сумке рядом с учебниками теснились яблоки и груши из монастырского сада.

Вообще привратники, эти малые мира сего, умели убедительно вставлять в разговор Слово Божие. Были и такие, которые брали в руки перо и записывали свои духовные переживания. Естественно, мне известны прежде всего мои собратья по Обществу иезуитов. В житиях святых упоминается прежде всего испанец Альфонс Родригес. Сорок шесть лет провел он в своей сторожке. К нему стекался народ, за советами приходили и знатные мира сего. Умер он в 1617 году, а память о нем жила, и он был провозглашен святым 271 год спустя.

В 1985 году был наречен блаженным брат Франциск Гарате. В течение десяти лет он работал в монастырской больнице, а затем свыше сорока лет прослужил сторожем у врат своего монастыря.

Готовится благоречение брата Хосе Фигероа, умершего в 1942 году. 54 года провел он у входа католической школы в аргентинском городе Санта Фе.

В римской семинарии, где я учился, я часто общался с братьями. Их было четверо. Они варили, стирали, производили ремонт, стригли наши кудри, лечили, кормили больных и престарелых, тогда как в соседней большой библиотеке Восточного Института подвизался брат из поляков. Мигом он находил нужный арабский, греческий, старославянский фолиант или тоненькую германскую брошюру.

В один воскресный день сидели мы с этими братьями на горе, омываемой морскими волнами. Один из них, пораженный удивительным закатом солнца, в восхищении заговорил о величии Божием. Сам гимнотворец Ломоносов не сочинил бы ничего более возвышенного.

Во время войны я был послан на учебу в Бельгию. Для того, чтобы кормить нас, молодых монахов, была нанята ферма. Там молча копал, сажал, косил один брат. Его взгляд говорил о том, что он живет между небом и землей. Правда, он обретал не совсем небесный дар речи, когда, помогая, мы не так раскидывали его сено для просушки.

О русском поляке Франциске я уже писал в нашей «Газете». Долгие годы он работал в известном Интернате Святого Георгия под Парижем.

– Нужна лопата и метла. Где взять?
– Спросите у брата Франциска!
– А где его найти?
– В огороде или в церкви.

Немалое число братьев всех орденов действуют в горячих точках планеты. Сколько их там гибнет, и не только от врагов христианства! В 1987 году в бразильских лесах был убит брат-иезуит Висенте Каняс. Повар, санитар, механик, рыбак, охотник и дантист, он жил с индейцами племени энауэне-науэ. Он воспринял их обычаи и стал одним из них. Они прозвали его своим именем «Кивхи». Территория индейцев понадобилась бизнесменам, лесопромышленникам и политикам. Загнать народ в леса означало обречь всех на погибель. Политики знали, что индейцы, пока жив Висенте, не уступят своих земель. Но его не стало. Его израненное тело было найдено месяц спустя после убийства. Следствие, как всегда, было замято.

Я написал кое-что о собратьях своего Ордена. Интересно и полезно было бы узнать что-нибудь о братьях других религиозных общин, тем более что братьев у них больше, чем у иезуитов.

В силу обстоятельств в нашей стране действуют преимущественно священники. Братьев всего несколько человек. Есть желающие посвятить жизнь Богу, но их устрашает перспектива шести-семи лет учебы в семинарии. Да и возраст не позволяет. Им надо сказать, что братьев принимают все ордена. Помощь нужна. Нельзя же, чтобы священники работали у нас кровельщиками или столярами, когда у них не хватает средств на наемную рабочую силу. Я видел священника, латающего крышу своего храма. Однажды я должен был повстречаться с другим собратом по священству. «Где отец Павел?» — Мне говорят: «Во дворе!» — Тут из-под машины высовывается измазанное лицо настоятеля храма: «Кто меня ищет?» — Скажите, когда этому отцу заниматься пастырским делом, ходить к больным, одиноким, печься о подростках? Кто ему наколет дров? Мы не в Европе, где хорошо обеспеченные пенсионеры охотно посвящают время приходским делам. А у наших мужчин-прихожан своих дел хватает.

«Молите Господина жатвы, чтобы выслал деятелей на жатву свою» (Лк 10,2).

Вон тусуются парни у пивного бара. Помолимся о них.

Свящ. Алексей Стричек SJ

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна