Приидите, и взойдем на гору Господню…

Шестого августа, на праздник Преображения Господня, в Кармиле Воскресения Христова в Новосибирске состоялось принесение торжественных обетов сестрой Агнией Иисуса Христпа, OCD. Мы встретились с монахинями кармилитками и попросили их рассказать о своем созерцательном призвании и их жизни в общине.

— Наш первый и традиционный вопрос к Вам, сестра Агния: расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, как зародилось Ваше призвание.

С. Агния: Родом я из Челябинска; закончила Свердловский архитектурный институт по специальности градостроения, позже получила второе (языковое) образование. По окончании учебы крестилась в Католической Церкви и стала членом челябинского прихода. В то время было довольно мало хороших книг о святых, но краткие жития св. Терезы Иисуса (Авильской) и св. Иоанна Креста меня глубоко затронули, и тогда у меня появилось желание быть причастной кармилитской духовности – еще не зная, каким образом. А когда я узнала о новосибирском Кармиле от своей знакомой, она сказала: «Ну, ты всё равно не выдержишь…», — и это было для меня вызовом. Я приехала, попробовала – и осталась, по благодати Божией!

— Вы принесли торжественные обеты на праздник Преображения Господня. Как эти события связаны для Вас?

С.А.: Я была счастлива, когда узнала, что принесу свои обеты в этот день, «радостный для сердца» моего Жениха, когда Он дарует всем нам увидеть Его красоту, Божественный свет; дает уже здесь, на земле, вкусить Царства Небесного. Также для меня это совпадение – знак того, что Господь желает приобщить и меня к Его свету, к Его радости.

Матушка Терезамария: Для монашеской жизни тайна Преображения Господня имеет особенное значение. Со времен древнего монашества это было главной целью всей аскезы, всех подвигов – преображаться во Христа, стяжать Его Божественный свет. Самый ранний образ Преображения Господня (мозаика шестого века) находится в монастыре на горе Синай, в алтарной части храма. Этот образ входящие монахи видели первым и, взирая на Его лицо, стремились преображаться «в тот же образ от славы в славу». Для нашего созерцательного призвания тайна Преображения особенно дорога: ведь мы желаем, подобно Христовым ученикам на Фаворе, видеть Его светлое лице, быть свидетелями Его славы.

— Ваши обеты называются торжественными. Что это означает, и как они отличаются от обычных монашеских обетов?

С.А.: Это особая форма полного посвящения Богу, существующая в древних Орденах. Принесение торжественных обетов утверждает сестру как монахиню (по-латински «moniale»); это обязывает нас к совместному чтению полного суточного круга Часослова, строгому затвору, что означает большее самоотречение. Кроме того, существуют и другие особенности, касающиеся канонического права.

— В начале призвания всегда лежит поиск, следование внутреннему зову сердца. Можно спросить каждую из Вас, чего Вы искали или продолжаете искать в Кармиле? Что для Вас самое важное?

С.А.: Я ищу Бога! Как говорят афонские старцы: для нас, монахов, не существует ни неба, ни земли, ни рая, ни ангелов, один Христос для нас – всё. Здесь я нашла возможность всё более тесного соединения с Ним в молитве, труде, в посвящении Ему себя и всех событий повседневной жизни.

С. Христина: Здесь я искала осуществления призвания; то есть, чтобы моя жизнь приобрела верное направление, стала путем к Богу. Когда в жизни есть цель, то все события, даже незначительные и случайные, приобретают свой смысл, складываются воедино.

М. ТМ.: В Кармиле я обрела место и условия для непрестанной молитвы и поклонения Господу. Для меня великая радость – быть призванной к молитве ради сокрытой апостольской плодотворности; это значит распространять такую любовь, которая, по словам нашей Матери св. Терезы Иисуса, воспламенит весь мир.

— В житии св. Антония Великого выделен переломный момент, когда он услышал и немедленно ответил на евангельский призыв оставить всё и следовать за Христом. Какое место в Евангелии было самым важным в осознании Вашего призвания?

С.А.: Когда я слышала слово Иисуса на кресте: «Жажду», то ощущала это как мольбу утолить Его жажду любви. Еще другой отрывок – когда Мария Магдалина в утро Воскресения ищет Господа во гробе, и встречает Его ожившим. Вот эта ее верность Жениху – верность до конца, верность, которая так щедро вознаграждается, является для меня примером.

С.Х.: Меня до сих пор особенно трогают слова Христа, когда Его ученики роптали на неразумный расход мира: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Эти слова Он произнес перед Своим распятием. Нашу эпоху некоторые называют постхристианской, и для многих словно бы действительно «Бог умер». Когда безумная любовь Бога становится в мире непринятым даром, мы можем всё больше открывать Ему свое сердце, чтобы слушать Его, пребывать с Ним.

М. ТМ.: По пути призвания меня вели многие отрывки из Евангелия, но ключевым из них было, наверное: «Жатвы много, а делателей мало; молите Господина жатвы…». Я желала совершать много дел в Церкви, но поняла, что через молитву можно сделать гораздо больше. Молитва о священниках и миссионерах на поле Царства Небесного имеет для кармилиток важнейшее значение: вспомним св. Терезу Иисуса, св. Терезу Младенца Иисуса, которые по-настоящему являются «апостолами апостолов». Также очень много значит для меня первосвященническая молитва Иисуса Христа о единстве. Оба этих отрывка – молитва самого Господа, в которую Он вовлек меня.

— Как Вы думаете, существует ли связь кармилитской традиции с русской духовностью?

С.Х.: В монашестве Восточной Церкви, как и в кармилитской традиции, ярко выражен отход от деятельности в миру ради молитвенного делания. Это неудивительно: ведь у нас единые корни, вдохновение от древних отцов-пустынников. Мы изучали древнерусские иноческие уставы, и нам было очевидно их сходство с нашим Уставом – во взгляде на молитвенное правило, послушание, труд, уединение, общинную жизнь, поведение в келье… Даже цитаты из Священного Писания зачастую приводятся те же: например, в увещании к духовной брани. Общего гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Даже, скажем, решетки: некоторые думают, что это типично испанский знак отделения от мира, однако мы читали, что они были и в некоторых русских женских монастырях.

— Каково значение затвора для созерцательной молитвы?

М.ТМ.: Затвор создает условия пустыни, куда удалялись древние отшельники в поисках Бога. Хотя наше призвание – сугубо молитвенное, для мира оно является свидетельством, что Бог есть, и что Он достоин того, чтобы отдать Ему всё; поэтому мы отдаем Ему всё наше время, все стремления и всё внимание.

Почему кармилитки называются босоногими?

М.ТМ.: В XVI веке признаком обновления монашеской жизни, возвращения к евангельской бедности было обуваться в простые сандалии или ходить босиком, и отсюда св. Тереза взяла название для своей реформы. На духовном уровне это означает внутреннюю свободу – ничто не должно нас связывать, притягивать к земле.

— Какие реальные плоды молитвы Вы видите в жизни?

С.А.: Нас часто просят молиться за различные нужды, и потом мы с радостью узнаем, что Господь подал этим людям помощь. Особенно действие Бога заметно в исцелениях от тяжёлой болезни, когда врачи оставляли человеку мало шансов на выздоровление, или когда болезнь была безнадежной.

М. ТМ.: Плоды молитвы мы видим также в развитии жизни Церкви, обращении душ, примирении с Богом и людьми. Мы не можем определить, что является результатом наших молитв, но знаем, что нет молитвы, которая не была бы услышана Богом. То, что мы видим, всегда есть знак Его милосердия.

Расскажите, пожалуйста, из чего состоит обычный день в Кармиле.

С.А.: Наше занятие – молитва и работа. Семь раз в день мы читаем Часослов на клиросе, у нас ежедневно бывает Святая Месса или Божественная Литургия. Два часа в течение дня (утром и вечером) – молитва в уединении. Около часа в день отводится для духовной беседы, чтения или конференции, где священники делятся с нами своим духовным опытом, дают уроки по изучению богословия и истории Церкви.

С.Х.: Конечно, мы занимаемся обычными повседневными делами: готовим, стираем, шьём, работаем в огороде, и стараемся делать это в духе молчания и молитвенного единения с Богом. Также у нас есть ежедневное время общения, которое проводим за рукоделием. Кроме того, мы учимся писать иконы, делаем свечи, переводим, учим духовные песнопения, пишем новые, – и еще много разных вещей. Важно, что таланты каждой сестры находят свое место и применение в общине.

— Что Вы могли бы посоветовать девушке для распознавания, призвана ли она к жизни монахини-кармилитки?

М.ТМ.: Для этого у нее должно быть желание всецело отдать себя Богу, а также осознание в себе Его призыва – хотя он может быть только мыслью, которая повторяется и не проходит со временем. Она сможет лучше уразуметь волю Божию, если будет так часто как возможно приступать к Таинствам Церкви, ежедневно и регулярно уделять некоторое время молитве, беседовать с духовником… и решится написать нам письмо! Если у нее есть желание служить Богу и Церкви посредством молитвы, если есть готовность отдать себя преображению во Христе и жить вместе с людьми, стремящимися к той же цели, то это хорошие признаки призвания.

— Ваш Кармил назван в честь Воскресения Христова.Что означают для вас крест и Воскресение?

М.ТМ.: Крест – то есть, аскеза и самоотречение – необходим для уподобления Христу, отдавшему Себя ради нас до конца. Это выражается в принятии ежедневных событий в единении с Ним. Воскресение – это наша новая жизнь с Ним: Тем, Кто живет и ходатайствует за всех нас. Как на иконе Воскресения Христова: Господь, победоносно подняв крест, простирает руку Адаму и Еве, чтобы подвигнуть их к новому бытию. Это – образ и идеал нашей молитвенной жизни.

Беседовал В. Дегтярев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна