Приидите, и взойдем на гору Господню…
Шестого августа, на праздник Преображения Господня, в Кармиле Воскресения Христова в Новосибирске состоялось принесение торжественных обетов сестрой Агнией Иисуса Христпа, OCD. Мы встретились с монахинями кармилитками и попросили их рассказать о своем созерцательном призвании и их жизни в общине.
— Наш первый и традиционный вопрос к Вам, сестра Агния: расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, как зародилось Ваше призвание.
С. Агния: Родом я из Челябинска; закончила Свердловский архитектурный институт по специальности градостроения, позже получила второе (языковое) образование. По окончании учебы крестилась в Католической Церкви и стала членом челябинского прихода. В то время было довольно мало хороших книг о святых, но краткие жития св. Терезы Иисуса (Авильской) и св. Иоанна Креста меня глубоко затронули, и тогда у меня появилось желание быть причастной кармилитской духовности – еще не зная, каким образом. А когда я узнала о новосибирском Кармиле от своей знакомой, она сказала: «Ну, ты всё равно не выдержишь…», — и это было для меня вызовом. Я приехала, попробовала – и осталась, по благодати Божией!
— Вы принесли торжественные обеты на праздник Преображения Господня. Как эти события связаны для Вас?
С.А.: Я была счастлива, когда узнала, что принесу свои обеты в этот день, «радостный для сердца» моего Жениха, когда Он дарует всем нам увидеть Его красоту, Божественный свет; дает уже здесь, на земле, вкусить Царства Небесного. Также для меня это совпадение – знак того, что Господь желает приобщить и меня к Его свету, к Его радости.
Матушка Терезамария: Для монашеской жизни тайна Преображения Господня имеет особенное значение. Со времен древнего монашества это было главной целью всей аскезы, всех подвигов – преображаться во Христа, стяжать Его Божественный свет. Самый ранний образ Преображения Господня (мозаика шестого века) находится в монастыре на горе Синай, в алтарной части храма. Этот образ входящие монахи видели первым и, взирая на Его лицо, стремились преображаться «в тот же образ от славы в славу». Для нашего созерцательного призвания тайна Преображения особенно дорога: ведь мы желаем, подобно Христовым ученикам на Фаворе, видеть Его светлое лице, быть свидетелями Его славы.
— Ваши обеты называются торжественными. Что это означает, и как они отличаются от обычных монашеских обетов?
С.А.: Это особая форма полного посвящения Богу, существующая в древних Орденах. Принесение торжественных обетов утверждает сестру как монахиню (по-латински «moniale»); это обязывает нас к совместному чтению полного суточного круга Часослова, строгому затвору, что означает большее самоотречение. Кроме того, существуют и другие особенности, касающиеся канонического права.
— В начале призвания всегда лежит поиск, следование внутреннему зову сердца. Можно спросить каждую из Вас, чего Вы искали или продолжаете искать в Кармиле? Что для Вас самое важное?
С.А.: Я ищу Бога! Как говорят афонские старцы: для нас, монахов, не существует ни неба, ни земли, ни рая, ни ангелов, один Христос для нас – всё. Здесь я нашла возможность всё более тесного соединения с Ним в молитве, труде, в посвящении Ему себя и всех событий повседневной жизни.
С. Христина: Здесь я искала осуществления призвания; то есть, чтобы моя жизнь приобрела верное направление, стала путем к Богу. Когда в жизни есть цель, то все события, даже незначительные и случайные, приобретают свой смысл, складываются воедино.
М. ТМ.: В Кармиле я обрела место и условия для непрестанной молитвы и поклонения Господу. Для меня великая радость – быть призванной к молитве ради сокрытой апостольской плодотворности; это значит распространять такую любовь, которая, по словам нашей Матери св. Терезы Иисуса, воспламенит весь мир.
— В житии св. Антония Великого выделен переломный момент, когда он услышал и немедленно ответил на евангельский призыв оставить всё и следовать за Христом. Какое место в Евангелии было самым важным в осознании Вашего призвания?
С.А.: Когда я слышала слово Иисуса на кресте: «Жажду», то ощущала это как мольбу утолить Его жажду любви. Еще другой отрывок – когда Мария Магдалина в утро Воскресения ищет Господа во гробе, и встречает Его ожившим. Вот эта ее верность Жениху – верность до конца, верность, которая так щедро вознаграждается, является для меня примером.
С.Х.: Меня до сих пор особенно трогают слова Христа, когда Его ученики роптали на неразумный расход мира: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Эти слова Он произнес перед Своим распятием. Нашу эпоху некоторые называют постхристианской, и для многих словно бы действительно «Бог умер». Когда безумная любовь Бога становится в мире непринятым даром, мы можем всё больше открывать Ему свое сердце, чтобы слушать Его, пребывать с Ним.
М. ТМ.: По пути призвания меня вели многие отрывки из Евангелия, но ключевым из них было, наверное: «Жатвы много, а делателей мало; молите Господина жатвы…». Я желала совершать много дел в Церкви, но поняла, что через молитву можно сделать гораздо больше. Молитва о священниках и миссионерах на поле Царства Небесного имеет для кармилиток важнейшее значение: вспомним св. Терезу Иисуса, св. Терезу Младенца Иисуса, которые по-настоящему являются «апостолами апостолов». Также очень много значит для меня первосвященническая молитва Иисуса Христа о единстве. Оба этих отрывка – молитва самого Господа, в которую Он вовлек меня.
— Как Вы думаете, существует ли связь кармилитской традиции с русской духовностью?
С.Х.: В монашестве Восточной Церкви, как и в кармилитской традиции, ярко выражен отход от деятельности в миру ради молитвенного делания. Это неудивительно: ведь у нас единые корни, вдохновение от древних отцов-пустынников. Мы изучали древнерусские иноческие уставы, и нам было очевидно их сходство с нашим Уставом – во взгляде на молитвенное правило, послушание, труд, уединение, общинную жизнь, поведение в келье… Даже цитаты из Священного Писания зачастую приводятся те же: например, в увещании к духовной брани. Общего гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Даже, скажем, решетки: некоторые думают, что это типично испанский знак отделения от мира, однако мы читали, что они были и в некоторых русских женских монастырях.
— Каково значение затвора для созерцательной молитвы?
М.ТМ.: Затвор создает условия пустыни, куда удалялись древние отшельники в поисках Бога. Хотя наше призвание – сугубо молитвенное, для мира оно является свидетельством, что Бог есть, и что Он достоин того, чтобы отдать Ему всё; поэтому мы отдаем Ему всё наше время, все стремления и всё внимание.
— Почему кармилитки называются босоногими?
М.ТМ.: В XVI веке признаком обновления монашеской жизни, возвращения к евангельской бедности было обуваться в простые сандалии или ходить босиком, и отсюда св. Тереза взяла название для своей реформы. На духовном уровне это означает внутреннюю свободу – ничто не должно нас связывать, притягивать к земле.
— Какие реальные плоды молитвы Вы видите в жизни?
С.А.: Нас часто просят молиться за различные нужды, и потом мы с радостью узнаем, что Господь подал этим людям помощь. Особенно действие Бога заметно в исцелениях от тяжёлой болезни, когда врачи оставляли человеку мало шансов на выздоровление, или когда болезнь была безнадежной.
М. ТМ.: Плоды молитвы мы видим также в развитии жизни Церкви, обращении душ, примирении с Богом и людьми. Мы не можем определить, что является результатом наших молитв, но знаем, что нет молитвы, которая не была бы услышана Богом. То, что мы видим, всегда есть знак Его милосердия.
— Расскажите, пожалуйста, из чего состоит обычный день в Кармиле.
С.А.: Наше занятие – молитва и работа. Семь раз в день мы читаем Часослов на клиросе, у нас ежедневно бывает Святая Месса или Божественная Литургия. Два часа в течение дня (утром и вечером) – молитва в уединении. Около часа в день отводится для духовной беседы, чтения или конференции, где священники делятся с нами своим духовным опытом, дают уроки по изучению богословия и истории Церкви.
С.Х.: Конечно, мы занимаемся обычными повседневными делами: готовим, стираем, шьём, работаем в огороде, и стараемся делать это в духе молчания и молитвенного единения с Богом. Также у нас есть ежедневное время общения, которое проводим за рукоделием. Кроме того, мы учимся писать иконы, делаем свечи, переводим, учим духовные песнопения, пишем новые, – и еще много разных вещей. Важно, что таланты каждой сестры находят свое место и применение в общине.
— Что Вы могли бы посоветовать девушке для распознавания, призвана ли она к жизни монахини-кармилитки?
М.ТМ.: Для этого у нее должно быть желание всецело отдать себя Богу, а также осознание в себе Его призыва – хотя он может быть только мыслью, которая повторяется и не проходит со временем. Она сможет лучше уразуметь волю Божию, если будет так часто как возможно приступать к Таинствам Церкви, ежедневно и регулярно уделять некоторое время молитве, беседовать с духовником… и решится написать нам письмо! Если у нее есть желание служить Богу и Церкви посредством молитвы, если есть готовность отдать себя преображению во Христе и жить вместе с людьми, стремящимися к той же цели, то это хорошие признаки призвания.
— Ваш Кармил назван в честь Воскресения Христова.Что означают для вас крест и Воскресение?
М.ТМ.: Крест – то есть, аскеза и самоотречение – необходим для уподобления Христу, отдавшему Себя ради нас до конца. Это выражается в принятии ежедневных событий в единении с Ним. Воскресение – это наша новая жизнь с Ним: Тем, Кто живет и ходатайствует за всех нас. Как на иконе Воскресения Христова: Господь, победоносно подняв крест, простирает руку Адаму и Еве, чтобы подвигнуть их к новому бытию. Это – образ и идеал нашей молитвенной жизни.
Беседовал В. Дегтярев