Последняя битва Гарри Поттера

Финал получился эпическим, с битвой, достойной саги, снискавшей ни с чем не сравнимый планетарный успех. Окончательная битва между силами добра и зла идет, в самом деле, до последней крови, в чрезвычайно мрачной атмосфере. Здесь уже больше никто не вспоминает о магических играх детей-волшебников. Юные студенты Хоггвартса выросли, и выученные заклинания служат им для того, чтобы избежать козней Темного лорда и спасти мир от его планов. Идет война, в которой используется всё – люди, волшебники, пауки, драконы, змеи, великаны, «пожиратели смерти» и «дементоры» (злобные существа, хорошо известные поклонникам). На кону стоит сама жизнь.

Это восьмая, и последняя киноглава саги Джоан Роулинг – « и Дары смерти, часть 2», которая в среду, 13 июля, тысячами копий войдет в итальянские кинотеатры, претендуя на то, чтобы стать очередным блокбастером в длинной череде, собиравшей, более или менее постоянно, парад лучших английских актеров, таких как Эмма Томпсон, Мэгги Смит, Джим Бродбент, Майкл Гэмбон, Хелена Бонэм Картер, Гэри Олдмен и Рэйф Файнс. Мы в напряжении ожидаем сведения счетов между Избранным – маленьким волшебником в очках, ставшим уже мужчиной – и Лордом Волан-де-Мортом – воплощением зла, который любой ценой стремиться достичь бессмертия.

История начинается с того же момента, на котором закончилась предыдущая часть: Волан-де-Морт, Тёмный Лорд, только что осквернил гробницу Дамблдора, похитив у него могущественную волшебную палочку; Гарри вместе со своими неразлучными друзьями Гермионой и Роном возобновляет охоту за «крестражами» – предметами, внутри которых дьявольский враг заключил осколки своей души и которые необходимы ему для бессмертия. Затем события перенесутся в подземелья эльфийского банка «Гринготс», а потом достигнут замка Хоггвартс, где всё началось, и где всё завершится в течение одной необычайно долгой ночи.

Страстные поклонники саги уже всё знают: им важно понять, насколько верной повествованию окажется эта последняя кинолента. До сих пор они не жаловались, и мы полагаем, что для этого не будет причин и на этот раз. Но в есть свои правила; не факт, что даже будучи верным печатному тексту, фильм окажется настолько же захватывающим. Так случилось с первой частью «Даров смерти»: результат на большом экране не достиг высоты предыдущих серий, возможно, из-за желания в чисто коммерческих целях продлить повествование, разделив его на два фильма. Серия получилась затянутой: два с половиной часа, оставляющих ощущение неубедительности, с одной запоминающейся сценой – эпизодом с историей о «дарах смерти», снятом при помощи изысканной анимации, производящей сильное визуальное воздействие. Одним словом, фильм вышел промежуточным, гораздо более чем предыдущий «Принц-полукровка», который, описывая переход главных героев от детства к юности с указаниями на драматический эпилог, представлял собой по-своему завершенную историю и углубил понимание психологии персонажей, показав их подростковые переживания, и который в целом получился неплохим.

Критика, похоже, оказала благотворное влияние на режиссера Дэвида Йейтса (снявшего и три предыдущих части) и помогла ему не повторить ошибок. Даже начиная с продолжительности фильма – мы видим, что он является самым коротким из всех восьми серий. От этого выиграло и общее качество, благодаря прекрасной проработке сцен, выверенным спецэффектам, по-настоящему тщательному монтажу, который не дает ослабить ритм и напряжение. В целом можно сказать, что за эти годы, несмотря на некоторые неудачи, уровень фильмов понемногу возрастал, приспосабливаясь к развитию повествования. Тем более, что на этот раз фильм снят в формате 3D, что, впрочем, не так уж много к нему добавило. Атмосфера, в последних сериях становившаяся всё более тревожной и мрачной, здесь достигает своего максимума в Хогвартсе, превращенном в груду дымящихся развалин. Это то, что могло не всем понравиться (что, впрочем, и произошло с предыдущим фильмом), будучи особо трудным для восприятия самыми маленькими зрителями. То же самое касается и смерти, которая ранее была редким происшествием, как бы второстепенным событием, а здесь она выходит на передний план. В финальной битве льется много крови и погибает множество людей: более или менее юные ученики-волшебники, более или менее опытные профессора. И такое развитие событий, сопровождающееся всё большим насилием, соединяет в себе все причины, по которым оно не является желанным или подходящим для всех.

Что касается содержания, то эта последняя серия раскрывает все карты: восполняет недостающие фрагменты истории и срывает маски с персонажей, до тех пор выглядевших неоднозначно в борьбе между добром и злом, начиная с профессора Северуса Снегга. Прежде всего, не остается сомнений, с кем надо быть, и не случайно весь Хогвартс встает на сторону Гарри Поттера. В саге зло никогда не выглядит притягательно, и в развязке злодей не становится более привлекательным. Напротив, ценность дружбы и самопожертвования утверждается в этом необычном и длинном романе, повествующем о становлении – проходящем также и через болезненные этапы встречи со смертью и опыт утрат –главного героя и его товарищей, которые переходят от беспечных детских игр к сложной реальности взрослой жизни.

Возможно, и поэтому эта продолжительная сага оказалась столь успешной: начиная особенно с 2001 года, когда вышел первый фильм – «Гарри Поттер и философский камень», многие дети без устали сопереживали Гарри, Рону и Гермионе и разделяли с ними их мечты и тревоги, разочарования и надежды. Эти дети сегодня выросли, идя рука об руку с главными героями фильма, и теперь уже ясно понимают, что магия – это лишь повествовательный прием, с помощью которого изображена борьба против нереалистичного поиска бессмертия.

Итак, всё заканчивается. И для кого-то, особенно для тех, кто никогда не любил эту сагу, это будет своего рода освобождением. Безусловно, так будет и для трех исполнителей главных ролей – Дэниела Рэдклиффа, Руперта Гринта и Эммы Уотсон – которые, может быть, слишком долго были узниками своих персонажей. Для них магия на самом деле кончилась. Так же, как и для безутешных поклонников, которые, однако, продолжают питать надежду на выход приквела.

См. также статью «Дружба и Жертва» на нашем сайте.

Гаэтано Валлини, L’Osservatore Romano
Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна