Папа Бенедикт XVI: учение св. Фомы Аквинского актуально и сегодня
В ходе своих традиционных «катехез по средам» Папа Бенедикт XVI продолжил свои размышления о культурном наследии христианского Средневековья, вновь, как и две недели назад, обращаясь к философско-богословскому творчеству св. Фомы Аквинского. Многие его открытия, по убеждению понтифика, сохраняют свою актуальность и в нашу эпоху. Поэтому II Ватиканский Собор призвал католиков к глубокому проникновению в мысль Аквината.
Миссией св. Фомы было прояснение отношений между верой и разумом, между философией и богословием. Согласно учению св. Фомы, они сохраняют свою автономию, однако призваны к сотрудничеству, поскольку проистекают из одного и того же источника – Божественного Логоса. К числу заслуг Аквината следует отнести и учение о возможности познания Бога по аналогии.
«Между Богом-Творцом и Его творениями пролегает пропасть, — сказал Бенедикт XVI, — различие между ними неизмеримо больше, чем сходство. Однако, несмотря на это глубочайшее различие между Творцом и тварью, имеет место и аналогия между бытием твари и бытием Творца, что позволяет нам говорить о Боге человеческим языком. Св. Фома обосновывал свое учение об аналогии не только чисто философскими аргументами, но и тем фактом, что в Откровении Бог обратился к нам на человеческом языке, тем самым уполномочивая нас говорить о Нем человеческими словами. Я думаю, сегодня нам стоит вспомнить это учение, чтобы с его помощью отразить известные нападки современного атеизма, отказывающего языку религии в объективной значимости и настаивающему, что “слово о Боге” может иметь лишь субъективную или эмоциональную ценность. Подобные упреки проистекают из убеждения, будто человек может познавать не сущность бытия, а исключительно его эмпирические функции. Мы же, вместе со св. Фомой и великой философской традицией, убеждены, что человек познаёт не только функции, но в какой-то мере – и сущность бытия. Например, он может познавать другую личность, “Ты” другого человека, а не только ее физический или биологический аспект».
Еще одной важной гранью наследия св. Фомы Аквинского является его учение о природе и благодати, которое имеет далекоидущие и всегда актуальные моральные и социальные последствия. Согласно Фоме, благодать не упраздняет природы, но поддерживает и возвышает ее. Также и грех не уничтожает природы, не делает ее совершенно испорченной, а лишь повреждает и ослабляет ее. Поэтому человеческий разум в силах познавать естественный нравственный закон.
«Разум познаёт этот закон, — сказал Бенедикт XVI, — понимая, что следует делать, а чего следует избегать, чтобы достичь счастья, тяга к которому заложена в сердце каждого человека. То же стремление побуждает человека сознавать свои обязанности по отношению к другим людям и искать всеобщего блага. Итак, человеческие добродетели, моральные и богословские, изначально вложены в человеческую природу.
Божественная благодать поддерживает, хранит и направляет этическое сознание, однако оно, как учит св. Фома, сохраняет свою автономию, будучи присуще всем людям, верующим и неверующим. То же, общее всем людям, этическое сознание способно выявить основные характеристики человеческой природы, неотъемлемо связанные с ней права и обязанности, что и составляет содержание естественного нравственного закона. Основные его положения воплощаются затем в формулировки позитивного законодательства, принимаемого от имени гражданских и политических властей с тем, чтобы упорядочить человеческое общежитие».
Папа подчеркнул исключительную важность естественного нравственного закона и вытекающих из него требований. Там, где этих требований не признают, открывается путь моральному релятивизму в индивидуальной и государственному тоталитаризму в политической плоскости.
Далее Бенедикт XVI процитировал своего предшественника Иоанна Павла II, который считал «настоятельно необходимым для блага общества и развития представительной демократии вновь открыть существенные, присущие людям от рождения нравственные ценности, проистекающие из самой сути человеческой природы, которых отдельные индивиды, их большинство или государство не могут ни творить, ни изменять, ни отменять, а лишь признавать, уважать и отстаивать».
Если же человеческий разум еще и вдохновлен христианской верой, — продолжил Папа, — то он тем более станет трудиться над созиданием основ цивилизации, которая зиждется на признании высшего достоинства человеческой личности, неотменяемости ее прав и значимости ее обязанностей. В конечном счете, учение о правах человека вызрело именно в тех философских кругах, которые разрабатывали наследие св. Фомы Аквинского.
Не следует забывать и о том, что философское мышление Аквината питалось от источников живой веры и пылкого благочестия. Св. Фома был одновременно и мыслителем, и святым. Об этом ярко свидетельствует, например, такая его молитва: «Боже, молю Тебя, даруй мне желание, чтобы стремиться к Тебе; мудрость, чтобы найти Тебя; даруй жизнь, угодную Тебе; стойкость, ожидающую Тебя с упованием; жажду в конце концов достичь обладания Тобой».
Перевод: Сибирская католическая газета