Отец Раньеро Канталамесса: почему христианство не походит ни на какую другую религию?

О. Раньеро КанталамессаВ пятницу, 5 марта, Папа Бенедикт XVI и сотрудники Римской курии прослушали первую из серии великопостных проповедей отца-капуцина Раньеро Канталамесса, исполняющего служение «проповедника Папского дома».

В этом году темой его проповедей является священство. В Адвенте монах-капуцин рассуждал о священнике как сподвижнике Христа в том, что касается власти и помазания Святого Духа. А в своих великопостных размышлениях он видит в священнике поверенного тайн Божиих. В своей же первой проповеди он остановился на том, что отличает христианство от других религий.

«Проповедь христианства начинается не с того, что должен делать человек, но с того, что сделал для человека Бог, — сказал, в частности, отец Канталамессаю – Иисус начал свое служение не с утверждения: “Покайтесь и веруйте в Евангелие, чтобы Царствие Божие приблизилось к вам”, а с утверждения: “Приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие”. Не сначала – обращение, а потом спасение, но сначала – спасение, а потом обращение».

По убеждению проповедника эта уникальная черта христианства имеет фундаментальное значение для межрелигиозного диалога.

«Мы, христиане, — сказал он, — не станем вступать в диалог с другими религиями, акцентируя наши различия или превосходство нашей веры, поскольку это было бы прямым отрицанием диалога. Скорее, мы сосредоточимся на том, что нас объединяет, на общих целях, признавая за другими их право считать свою веру – по крайней мере, в субъективном плане – наиболее совершенной и правильной. В конце концов, не следует забывать, что тот, кто исповедует религию дел и закона последовательно и в доброй вере, более угоден Богу, чем тот, кто исповедует религию благодати, но притом пренебрегает собственной верой и делами, которые из нее вытекают». В то же время, будучи предельно открытыми в диалоге, христиане «не должны забывать об уникальности и новизне вести Христа. Речь идет не о том, чтобы доказать чье-то религиозное превосходство, а в том, чтобы увидеть специфику каждого, понять, кто мы, и во что верим».

«Не трудно понять, — продолжил отец Канталамесса, — почему понятие благодати является столь трудным для современного человека. Быть спасенным по благодати означает признать свою зависимость от кого-то, а это и есть самое трудное. Карлу Марксу принадлежит примечательное высказывание: “Существо является независимым постольку и настолько, насколько оно является господином самого себя. Человека, живущего ‘по благодати’ другого, называют зависимым. Но я бы целиком положился на благодать другого, если бы он и в самом деле сотворил мою жизнь, был бы источником моей жизни, а не моим собственным созданием”. Причина, по которой отвергают Бога-Творца, – та же, по которой отвергают Бога-Спасителя. Эта горделивая позиция лежала в основе греха сатаны», — подчеркнул Папский проповедник.

Поясняя свою мысль, он процитировал слова св. Бернарда: «Сатана предпочел оставаться самым несчастным из существ по своим собственным заслугам, нежели быть самым счастливым из существ по благодати другого. Он предпочел быть несчастным, но суверенным, нежели счастливым и зависимым».

«Отвержение христианства на определенном этапе развития нашей Западной цивилизации, кроме тех случаев, когда оно вызвано грехами Церкви и христиан, является сознательным отвержением благодати», — подвел итог Канталамесса.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна