О причащении разведенных второбрачных и «Amoris Laetitia»
ВОПРОС:
К какой сфере относится вопрос о допущении второбрачных к Причастию – к Божественному или церковному праву? Если к церковному, может ли Папа Римский этот закон изменять? Как интерпретировать в этом смысле указания, данные в послесинодальном увещании “Amoris Laetitia”?
ОТВЕТ:
При возникновении любого богословского вопроса следует отталкиваться от Божественного откровения. На тему, затронутую в вопросе, в Священном Писании содержатся важные утверждения, относящиеся не к церковному праву, не к дисциплине, а к истине нашей веры.
В Первом послании к Коринфянам находим такие слова: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (11,27-29).
Обратим особое внимание на слово «недостойно». Речь не идет о той недостойности, в силу которой ни один человек не смог бы подойти к Чаше для причащения. Перед тем, как приступить к причащению Святых Тайн, все мы повторяем евангельские слова: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя». «Недостойно» в предостережении апостола Павла означает, по толкованию святого Фомы Аквинского, «волю совершать смертный грех или же наличие в прошлом такого греха, в котором человек не раскаялся до конца». «Не рассуждает о теле Господнем тот, кто не отличает Тело Господне от другого, принимая его равнодушно, как любую другую пищу», — комментирует далее святой Фома.
Таким образом, нужно определить, является ли статус разведенного, заключившего новый брак, лишь вопросом церковной дисциплины, — или же он затрагивает саму истину христианской веры.
Для этого снова обратимся к словам нашего Господа: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк 10,11-12). Слова Иисуса Христа подтверждают, что незаконность заключения нового союза после развода относится к сфере Божественного права, а не было установлено Церковью в виде дисциплинарного правила. Нерасторжимость брачных уз — даже при разводе, который может быть скреплен гражданскими законами, — относится к сфере вероучения, изложенного Господом. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает», — говорит Господь (Мк 10,7-9).
Поэтому статус разведенного, вступившего в новый союз, со всей очевидностью противоречит воле Господа.
В Первом послании к Коринфянам говорится и о тяжести этого греха, в силу которой невозможно войти в Царство Небесное, не раскаявшись: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6,9-10). Разведенные, заключившие новый союз, относятся к категории тех, кто объективно живет в ситуации прелюбодеяния. «Супруг, заключивший новый брак, оказывается в ситуации публичного и постоянного прелюбодеяния», — утверждается в Катехизисе Католической Церкви (2384). Катехизис приводит также выдержки из писаний Святых Отцов: «Если муж, после отделения от своей жены, сближается с другой женщиной, он сам становится прелюбодеем, потому что заставляет эту женщину совершить прелюбодеяние; и женщина, с ним живущая, — прелюбодейка, потому что она привлекла к себе чужого мужа» (Св. Василий Кесарийский).
Вывод очевиден: тот, кто пребывает в состоянии публичного и постоянного прелюбодеяния, находится в противоречии с Божественным замыслом о браке. Эта категория — среди тех, кто не может приступать к причащению Святых Тайн, согласно словам апостола Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Тут дело не в том, «допускать» или «не допускать»: сама объективная ситуация препятствует этому, а вовсе не церковные запреты. Документы Церкви лишь поясняют и подтверждают это Божественное установление.
Для того, чтобы разведенные второбрачные могли приступить к Святому Причастию, получив отпущение грехов в Таинстве Исповеди, нет никакой необходимости в том, чтобы Папа Римский что-то менял: отпущение грехов и причащение (при избежании соблазна для верующих) возможно в том случае, если пара, даже находясь объективно в неупорядоченном статусе, не может его оставить, но при этом живет в воздержании и в состоянии Божьей благодати.
Текст апостольского увещания Папы Франциска «Amoris Laetitia» насыщен пастырским милосердием в отношении тех, кто находится в ситуации несоответствия своего статуса учению Иисуса о браке и человеческой любви. Если мы вчитаемся в это апостольское увещание без предубеждений и журналистских толкований, то мы не найдем в нем никакого разрыва с традиционным учительством, но только преемственность и развитие, особенно в том, что касается сопровождения тех, кому не удается жить согласно евангельской логике. Некоторые положения послания были представлены в преувеличенном виде, что вызвало споры особенно по поводу его 8 главы, где идет речь о разведенных второбрачных. Верно, что некоторые фразы из этой главы могут спровоцировать разные интерпретации, но при внимательном прочтении мы не находим в ней очевидного указания о возможности причащения разведенных второбрачных, которое бы не соответствовало традиционному учительству.
Для правильного прочтения постсинодального апостольского увещания «Amoris Laetitia» необходимо помнить, что прогресс нравственного учения Церкви происходит только под воздействием Святого Духа, Который постепенно ведет к полному познанию истины, ни в коем случае не противореча прежнему учительству и не отрицая его.
Поэтому «Amoris Laetitia» следует читать в свете прежнего учительства. Оно его продолжает и углубляет, и восьмая глава не может быть исключением. В 299 параграфе Папа Франциск утверждает: «Я принимаю замечания немалого числа Отцов Синода, пожелавших заявить, что ?разведенных крещеных, заключивших новый гражданский союз, следует всеми возможными способами привлекать к христианским общинам, избегая любых поводов для соблазна?». Для интерпретации слов о соблазне достаточно обратиться к Заявлению Папского совета по законодательным текстам о допущении к Святому Причастию разведенных, вступивший в новый брак (2000): «Не находятся в ситуации тяжкого повторяющегося греха те разведенные, вступившие в новый брак, которые, по серьезным причинам таким, например, как воспитание детей, не могут полностью удовлетворить требованию жить врозь, но принимают на себя обязательство жить в полном воздержании, то есть воздерживаться от собственно супружеских актов и в силу этого обязательства получают отпущение в Таинстве Покаяния. Поскольку тот факт, что они не живут more uxorio (как муж и жена), не является публичным, в то время как их статус разведенных второбрачных остается явным, они могут приступать к Причастию только при условии избежания соблазна».
В примечании к параграфу 351 “Amoris Laetitia”, где говорится о «помощи Таинств», вовсе не идет речь о причащении тех разведенных второбрачных, ситуация которых не соответствует условиям, названным в вышеприведенном документе. Речь идет о тех, кто живет в состоянии благодати, то есть отказавшись от прелюбодеяния. Только в этом случае они могут получить отпущение и приступать к Святому Причастию (при соблюдении принципа избежания соблазна). Причащение же в состоянии смертного греха было бы еще одним грехом.
В примечании к 298 параграфу Папа констатирует, что многие, зная о предлагаемой им Церковью возможности проживать вместе «как брат и сестра» и соглашаясь на это, испытывают трудности.
Любая другая интерпретация привела бы к утверждению, что шестая заповедь, запрещающая сексуальные отношение вне брака, имеет какие-либо исключения, что противоречит открытому в Священном Писании Божественному замыслу о любви и браке.
Источник: Радио Ватикана