Нижневартовск: Владыка Иосиф Верт освятил самый большой греко-католический храм в России (+ ФОТО)
С 19 по 24 мая 2022 года Преосвященный Иосиф Верт находился с пастырским визитом на севере Тюменской области в Ханты-Мансийском Автономном округе.
Главной целью пребывания Отца Епископа в этом нефтегазоносном регионе стало торжественное освящение греко-католического храма во имя Святого Николая Чудотворца в г. Нижневартовске, которое имело место в воскресенье 22 мая.
Во время Божественной литургии св. Иоанна Златоуста, которую высокий гость возглавил в качестве Ординария для католиков византийского обряда на территории Российской Федерации, Предстоятель также рукоположил во диакона семинариста из Санкт-Петербурга Илью Астапова.
На следующий день, в понедельник 23 мая, в ново-освященном храме состоялась Святая Месса для общины католиков латинского обряда, которую Владыка Иосиф возглавил уже как Ординарий Преображенской епархии, и во время которой им также было совершено Таинство Миропомазания.
Более подробно о таком важном событии, как освящение крупнейшего на территории России греко-католического храма, нам рассказал настоятель местного прихода протоиерей Алексей Баранников:
— В воскресенье 22 мая в 11 часов по нижневартовскому времени началось это торжественное освящение, которое сам Владыка совершал в полном чине по восточному обряду при сослужении наших священников. Так, кроме меня как настоятеля прихода, на богослужении также присутствовали: протосинкелл Ординария для католиков византийского обряда на территории Российской Федерации архимандрит Иван Лега, настоятель римско-католического прихода в Екатеринбурге отец Антоний Гсель, священник восточного обряда из Сургута отец Павел Гладков, а также священник-биритуалист из Омска отец Габриэль Вергани IVE.
Было много приехавших ради такого события сестер из Общества Воплощенного Слова: кроме тех из них, которые в настоящее время несут служение в самом Нижневартовске, были также сестры из Самары, Омска, (если я не ошибаюсь) из Казани и других регионов. Ещё были сестры из Сургута, к которым позже присоединился и отец Марэк Ящковски, но момент торжественного освящения храма сам он, к сожалению, застать не успел.
Примечательно, что в России сегодня есть всего два греко-католических храма, построенных в византийском стиле. Причем, оба расположены на территории Преображенской епархии: первый – это храм в честь Святого Иоанна Златоуста в Новокузнецке, и вот теперь второй – во имя Святого Николая Чудотворца в Нижневартовске.
Первый, новокузнецкий, был освящен в 2007 году совместно Епископом-редемптористом из Украины Степаном Меньком (который возглавлял ту самую церемонию освящения) и Владыкой Иосифом Вертом.
А сегодняшний интересный и важный момент заключается в том, что на этот раз наш Владыка впервые освятил храм восточного обряда сам, лично, да ещё непосредственно в чине этого восточного обряда. И я хочу отметить, что всё прошло очень достойно, красиво и благолепно.
Конечно, у греко-католиков в России есть и другие богослужебные места, домовые часовни, в которых они служат, где тоже есть иконостасы и всё необходимое. Но это не храмы в полном смысле этого слова, это именно приспособленные помещения. А вот в Новокузнецке и теперь в Нижневартовске получилось именно так, что эти два здания-храма были специально запроектированы и построены в византийском стиле, их профильное предназначение – богослужения в восточном обряде. При этом стоит отметить, что храмы эти также приспособлены для богослужений и в латинском обряде, то есть подходят для использования сразу двумя общинами. И так уж получилось, что мне тоже довелось приложить к этому руку и в том, и в другом случае. (До января 2022 года о. Алексей был настоятелем храма в г. Новокузнецке, — ред.)
Про присутствие в Нижневартовске, конечно, надо сказать следующее: оно было для меня неожиданным, точнее, вынужденным. Потому что готовил к освящению этот храм отец Петр Павлышин (и даже заранее была назначена дата). Но из-за его преждевременной смерти меня назначили сюда настоятелем. Поэтому теперь я готовил всё к освящению 22 мая, насколько уж смог.
Дата 22 мая выбрана потому, что наш храм носит имя святого Николая Чудотворца, а в этот день в греко-католических и православных Церквях отмечается праздник перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Таким образом, освящение было приурочено ко дню Николы летнего («Никола летний», или «Никола вешний» — народное название праздника; кроме того, есть ещё «зимний Никола» — день кончины святого Николая, который отмечают 6/19 декабря по старому стилю).
Изначально мы планировали, что всё будет происходить достаточно торжественно: всё-таки, освящение храма – это, фактически, главный приходской праздник, поэтому думали отметить его более широко. Но в связи со всей нынешней трудной ситуацией – и с тем, что в стране происходит, и за её пределами – вдруг стало невозможно пригласить многих гостей из-за границы. Да и вообще сегодняшняя ситуация не располагает к тому, чтобы устраивать какие-то пышные торжества. Но, в то же время, неправильно было бы и отменять это освящение, потому что богослужение, молитва – во всём этом есть острая необходимость у людей, которые особенно сейчас находятся в состоянии неопределённости, беспокойства. В итоге, мы всё-таки решили не отменять это освящение. Хотя, конечно, были и другие трудности, которые связаны со здешней долгой зимой, с приостановкой срочных работ из-за безвременного ухода прежнего настоятеля, с вхождением в текущие дела нового настоятеля, и так далее. Но в принципе, всё прошло хорошо, мы довольны. Вообще, стоит сказать, что приход в Нижневартовске – это самый крупный греко-католический приход в России.
Теперь что касается обряда самого чинопоследования освящения. Тут мы постарались сделать всё максимально в согласии с предписаниями освящения храма в восточной традиции. В этот обряд также включается обязательно освящение самого престола, вложения туда мощей и так далее. И все эти пункты были нами соблюдены: был подготовлен престол, изготовленный из дуба, равносторонний по периметру, стоящий на четырех столпах, с ящиком для положения мощей. На месте постоянного пребывания в алтаре он был основательно укреплен, чтобы всегда стоял неподвижно. На крышке престола мы сделали особую памятную надпись о том, в какой день состоялось освящение.
Наверху престольных столпов были заранее сделаны вместилища для воскомастиха (в его состав входят: воск, мастих или белый ладан, простой и росный ладан, также сок алоэ или белая смола, и сера); на этих же столпах были сделаны надрезы для утверждения вервия (веревки).
Непосредственно перед началом чина освящения был совершён также Крестный ход с мощами святых. Обычно он следует сразу за освящением престола, но в украинской традиции, «для удобства», его можно совершать и перед освящением – общий смысл принципиально не меняется, чем мы воспользовались. Впереди шёл Владыка и нес святые мощи, следом шёл настоятель и окроплял стены храма святой водой, потом шли и другие сослужащие, хор параллельно пел особые песнопения на украинском языке.
Потом, уже во время освящения в престол были вложены эти мощи — святого Иосафата Кунцевича, архиепископа Полоцкого, и блаженного мученика Николая Чернецкого.
Частицы же мощей святого Николая Мирликийского, чьё имя и носит храм, будут выставлены для почитания в отдельном месте, ибо там будет устроен специальный реликварий.
Затем крышка престола была прибита четырьмя кованными гвоздями, которые забивались особыми гладкими камнями. Вместилища, где гвозди вошли в крышку, были залиты воскомастихом.
Стоит отметить, что все священники, которые сослужили Владыке, даже принадлежащие к латинскому обряду, облачились в этот раз в ризы восточного обряда и принимали активное участие. То есть все священники были очень плотно задействованы. Потому что по чинопоследованию нужно, чтобы минимум четыре священника были в так называемых «запонах» (или лентионах), и возглавляющий чин освящения служащий Архиерей в том числе: он покрывается лентионами спереди от груди до ног, концы его пропускаются подмышками и связываются на спине, и препоясывается поясом, а каждая рука архиерея ещё покрывается убрусом, который привязывается лентами. Сослужащие священники также поверх облачения надевали эти «запоны» и омывают освящаемый престол святой водой, вином, розовой водой… Затем были принесены морские губы, и Архиерей с сослужащими отирали ими престол. Такое омовение не только очищает святой престол, но и знаменует его высочайшее духовное значение. Омовение водою — знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино — образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники.
Затем Владыка приступил к помазанию престола святым миром. Вначале он возгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков», а священники отвечали: «Аминь». И тогда был принесён сосуд со святым миром.
Взяв кисточку, Архиерей изображал им кресты в трех местах на поверхности св. трапезы, обозначая те места, где во время литургии будут стоять Евангелие, дискос и чаша; потом изобразил по три креста на каждой стороне престола, чтобы освятить его отовсюду, и, наконец, трижды крестообразно помазал антиминс.
Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачение престола совершается сообразно с двояким его значением: гроба Господня и престола Божия — мест присутствия Господа. Поэтому сначала священники принесли срачицу (или катасарку), особо освященную белую нижнюю одежду престола. Срачица всегда покрывает весь престол и знаменует собой плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во гроб.
Поверху это всё было обвязано вервием, знаменующим узы, которыми был связан Господь, когда Его вели на суд первосвященников.
И затем уже святыню облачили в верхнее одеяние — индитию, изображающую славу престола Господня. Был положен илитон — четырехугольный плат, величиной с антиминс, изображающий пелену, которой был повит Господь по Рождестве Своем. Положили и плащаницу, в которую праведный Иосиф Аримафейский обернул тело снятого со Креста Господа.
Далее положили на престол антиминс, пелены для покрытия престола и жертвенника, воздухи, платы для отирания престола…
Одним словом, всё в этом чинопоследовании нами было оформлено согласно предписанию восточного Архиерейского Служебника (по-греч. Άρχηιερατικόν).
А далее богослужение продолжилось уже как праздничная Божественная Литургия.
Здесь я хочу отметить очень интересный момент, а именно то, что у нас в Преображенской епархии настолько близкое взаимосуществование священников разных обрядов – восточного и западного. Все-таки это уникально, несмотря на провозглашаемое часто, что мы все «одна Церковь» и так далее. Но вряд ли найдется ещё такая епархия, где всё настолько гармонично и по-добрососедски: что и в латинских приходах греко-католики свободно собираются, и наоборот. И никто при этом себя не чувствует обделенным или неполноценным. Вот, например, присутствовавший на этом освящении отец Антон Гсель, латинский священник из другого деканата, один из старейших священников нашей епархии. Он приехал как мой старый друг, откликнулся на моё приглашение, приехал с радостью и оказался очень-очень полезным. И ведь было видно, что он сам с большим удовольствием участвовал во всём этом восточном богослужении.
И, конечно, ещё нельзя не рассказать о другой важнейшей части нашего торжества – о рукоположении во диаконы Ильи Астапова. Это очень здорово, что во время такого торжества в общине российских греко-католиков у нас появился новый священнослужитель нашего обряда. Потому что это тоже такой радостный знак надежды. Все-таки, каждое рукоположение у нас – это событие. И это знак надежды на будущее, на развитие призвания к служению Богу в духовном сане.
Для нашего Владыки Иосифа Верта этот момент тоже стал знаковым, поскольку это было первое рукоположение в восточном обряде, совершенное им лично. И тут также всё было совершено очень уверенно, достойно, как полагается. Во время Божественной Литургии после окончания анафоры (центральной Евхаристической молитвы) привычное чинопоследование службы приостанавливается и происходит рукоположение во диаконы. Таким образом, уже само окончание Литургии состоялось с участием новопоставленного диакона. Отцу Илье предстоит ещё закончить последний курс в католической семинарии в Санкт-Петербурге, а там станет возможным и рукоположение во священники.
В своей проповеди Владыка сказал следующее:
«Сегодня, то ли случайно, то ли по Провидению Божиему, вместе с освящением храма, рукоположен в первую степень священства – во диакона – Илья. Мы же будем сопровождать … его и дальше к рукоположению во пресвитера – священника, будем молиться о нём и о всех священниках часто и всегда, потому что через их служение мы получаем благодать и помощь Христа в нашем паломничестве к вечной Отчизне… Молитва — это та духовная сила, которая может очень много. Иногда бывают случаи и ситуации, в которых мы, смотря по-человечески, ничего не можем делать или изменить. Но у нас, верующих, остаётся всегда ещё одно и самое сильное средство — это молитва. Как раз сейчас мы переживаем такое время, такую ситуацию: это конфликт между двумя нам самыми близкими странами и народами. Всё это время конфликта, и даже уже раньше, Церковь, Папа Римский Франциск призывали и призывают нас молиться о мире. И я не могу не напомнить вам об этом призыве. Будем молиться и сегодня, в этот праздничный день, в этот день освящения вашего храма, в день рукоположения диакона Илии, о мире и согласии между нашими народами. И да услышит Господь молитву народа Своего».
(Читайте Полный текст слова Преосвященного Иосифа Верта на Божественной Литургии в Нижневартовске)
***
В конечном счёте это была довольно продолжительная служба, ведь она длилась почти 4 часа. Но радостные лица и особое настроение, дающее какую-то легкость и ощущение светлого счастья после понесенных трудов, свидетельствовали о незримом, но реальном присутствии среди всех участников торжества явной благодати Пресвятого Духа.
А уже после всего было общение, а к нему ещё добавилось очень вкусное угощение, приготовленное местными прихожанами. И всё это продолжение тоже было достаточно душевным и радостным. Люди, пастыри, Владыка долго не расходились, общались между собой. Этому способствовала и погода, неожиданно установившаяся в воскресный день солнечная и теплая, возникшая как подарок на фоне холода и продолжающихся затяжных дождей в последнее время. Так что, Слава Богу за всё…
***
Смотрите также большой фоторепортаж с места события, подготовленный ТВ «Кана»: