Лекарство от усталости в вере
«Суть кризиса Церкви в Европе кроется в кризисе веры», а противоядием от кризиса являются Всемирные дни молодежи – «настоящее лекарство от усталости в вере». Обо всём этом говорил говорил Бенедикт XVI на предрождественской встрече с сотрудниками Римской курии, которая состоялась 22 декабря 2011 г. В своей речи Папа сосредоточился на проблемах новой евангелизации, отметив, что потенциал Всемирных дней молодежи достаточен, чтобы обновить наш христианский образ жизни.
Бенедикт XVI «набросал портрет» современной Европы, страдающей от того, что Папа назвал «скукой быть христианином», противопоставив ей Африку, которую недавно посетил с апостольским визитом, где можно непосредственно соприкоснуться с «радостью быть христианами». «От этой радости рождается сила, чтобы служить Христу в тяжелых ситуациях человеческого страдания, чтобы быть в Его распоряжении, не замыкаясь в мирке собственного благополучия. Обрести готовую к жертвам, и как раз поэтому радостную веру – это и есть эффективное лекарство от усталости быть христианами, ощутимой в Европе».
«Ныне вырисовывается новый омоложенный опыт переживания собственного христианства», — продолжил Папа и развернул эту мысль в пяти пунктах.
1. Во-первых, имеет место новый опыт католичности, вселенскости Церкви. Как раз это непосредственно затронуло молодежь и вообще всех присутствующих: мы – родом со всех континентов, и хотя никогда прежде не виделись, знаем друг друга. Мы говорим на разных языках, ведем разный образ жизни, принадлежим к разным культурам, однако способны объединиться, подобно одной большой семье. Внешние разделения и отличия оказываются чем-то относительным. Всех нас движет один Господь, Иисус Христос, в Котором нам открылась подлинная сущность человека, а вместе с тем – и лик Божий. И наша молитва одинакова. Благодаря одной и той же духовной встрече с Иисусом Христом, наши умы, воли и сердца ориентированы одинаковым образом. И, наконец, общая литургия становится своего рода “отечеством духа”, собирая нас в одну большую семью. Тот факт, что все люди – это братья и сестры, переживается здесь не как некая отвлеченная идея, а как совместный опыт, рождающий радость. Таким образом мы очень наглядно уясняем, что, несмотря на все трудности и издержки, принадлежать к Церкви, которую подарил нам Господь, – просто прекрасно.
2. Отсюда проистекает новая форма переживания своей принадлежности к человечеству, к христианству. Одним из наиболее значимых событий тех дней стала моя встреча с волонтерами Всемирных дней молодежи. Их было порядка 20 тысяч молодых людей, совершенно бескорыстно пожертвовавших неделями, а то и месяцами своего времени, чтобы обеспечить техническую, организационную, идейную подготовку ВДМ, благодаря которой ему удалось обеспечить столь плавное течение. Отдавая свое время, человек отдает и частицу своей жизни. В конечном итоге эти молодые люди просто лучились несомненным счастьем: их время было наполнено смыслом, как раз жертвуя своим временем и жизнью, они обрели подлинное время и жизнь. И тогда я уяснил одну принципиальную вещь: эти молодые люди пожертвовали в вере фрагментом собственной жизни не потому, что кто-то им это приказал, не потому, чтобы таким образом заслужить себе рай, не для того, чтобы тем самым не попасть в ад. И не потому, что стремились к совершенству. Они не оглядывались назад, на самих себя. Тут я вспомнил рассказ о жене Лота, которая, обернувшись, стала соляным столпом. Как же часто жизнь христиан бывает запечатлена самолюбованием, когда, глядя на самих себя, и добро творят как бы для самих себя! Как же велико грозящее всем людям искушение заботиться, прежде всего, о самих себе, концентрироваться на самих себе, становясь при этом внутренне пустыми, как бы “соляными столпами”! Но в данном случае речь шла не о самосовершенствовании, о самоспасении. Эти молодые люди творили добро, хоть это было порой и не просто и требовало усилий, только потому, что творить добро – это хорошо, что жить для других – это хорошо. Необходимо не только осмелиться сделать шаг. Всё это предварялось встречей с Иисусом Христом, встречей, благодаря которой в нас возгорается любовь к Богу и другим людям и мы освобождаемся от поисков собственного “эго”. Есть одна молитва, приписываемая св. Франциску Ксаверию, которая гласит: Я творю добро не для того, чтобы в итоге попасть на небеса или не попасть в ад. Я творю его, ибо Ты – мой Господь и Царь.
И такое же самое отношение я встретил в Африке, например, у сестер Матери Терезы, которые заботятся о брошенных, больных, нищих и страждущих детях, забывая о себе. Именно поэтому они становятся свободными и духовно богатыми. Это – подлинно христианское отношение. Я никогда не забуду и встречи с молодыми людьми-инвалидами в Фонде Св. Иосифа в Мадриде, где я увидел ту же щедрость в дарении себя другим. Источник этой щедрости – в конечном итоге встреча с Иисусом Христом, предавшим Себя за нас.
3. Третий элемент, естественным и сущностным образом свойственный Всемирным дням молодежи и характерной для них духовности, есть адорация. Никогда не забуду минуты, когда в ходе моей поездки в Великобританию в Гайд-парке сотни тысяч людей, в большинстве своем молодых, откликнулись глубочайшим молчанием на присутствие Господа в Святых Дарах, склонившись перед Ним в почитании. Нечто подобное повторилось, хоть и в меньшем масштабе, в Загребе, а потом и в Мадриде после урагана, поставившего под сомнение всё наше ночное богослужение из-за выхода из строя микрофонов. Бог вездесущ, и это правда. Но телесное присутствие Христа Воскресшего – это нечто иное, нечто новое. Воскресший ходит среди нас. И нам только остается воскликнуть вслед за апостолом Фомой: Господь мой и Бог мой! Адорация – это прежде всего акт веры, веры как таковой. Бог – это не какая-то более или менее вероятная гипотеза, касающаяся происхождения вселенной. Он здесь присутствует. А если Он присутствует, я склоняюсь перед Ним. Тогда разум, сердце и воля открываются Ему навстречу, приникают к Нему. (…) Мы входим в реальность воплощенной любви Божией к нам и начинаем любить вместе с Ним. Этой адорацией запечатлена вся моя жизнь. Только так я могу должным образом совершать Евхаристию и приступать к Святому Причастию.
4. Другим важным моментом Всемирных дней молодежи является присутствие Таинства Покаяния, весьма естественным образом входящего в структуру всей встречи. Тем самым мы осознаём свою постоянную нужду в прощении, как и то, что прощение подразумевает ответственность. Человеческой личности, вышедшей из рук Творца, свойственны готовность любить и способность дать в вере ответ Богу. Но запечатленная грехом история человечества (…) свидетельствует и о противоположной тенденции: склонности к эгоизму, к замкнутости в своем “эго” и даже к совершению зла. Эта сила тяготения постоянно оскверняет мою душу, увлекает ее в преисподнюю. Следовательно, мы нуждаемся в смирении, которое постоянно взывает к Богу о прощении, позволяет нам очиститься, и наполняет противоположным стремлением, силой, исходящей от Творца и возносящей нас ввысь.
5. Наконец, последней чертой, которую невозможно обойти вниманием, говоря о духовности Всемирных дней молодежи, является радость. Откуда она берется? Как ее объяснить? Безусловно, здесь существует целый ряд совместно действующих факторов. Но решающим моментом, по моему мнению, является проистекающая из веры уверенность: я желанен, мне доверена миссия, меня принимают, меня любят. Джозеф Пайпер в своей книге о любви показал, что человек может сам себя принять лишь тогда, когда его примет кто-то другой. Он нуждается в существовании кого-то другого, говорящего ему, причем необязательно словами: как хорошо, что ты есть. Только отталкиваясь от «ты», «я» может обрести само себя. Только если «я» ощущает себя принятым, оно может принять себя само. Тот, кого никто не любит, не может сам себя полюбить. Мое принятие исходит от другого лица. Но любое принятие со стороны человека непостоянно. В конечном счете, мы нуждаемся в безусловном принятии. Только если меня принимает Бог и я в этом полностью убежден, мне становится ясно: как хорошо, что я есть! Как хорошо быть человеческой личностью! А там, где это принятие человека Богом не просматривается, не просматривается любовь Бога к человеку, повисает в воздухе и не находит ответа вопрос: а так ли хорошо вообще быть человеком? Сомнение в ценности бытия человеком становится непреодолимым. Там, где начинают доминировать сомнения относительно Бога, обязательно появляются сомнения и относительно человека. Это проявляется в отсутствии радости, в сердечной печали, разлитой ныне по столь многим лицам. Только вера дает мне уверенность: как хорошо, что я есть! Хорошо быть человеческой личностью даже в трудные времена. Вера наполняет нас сердечной радостью. И это – одно из самых прекрасных переживаний, связанных с Всемирными днями молодежи!
С сайта ekai.pl
перевод СКГ