Церковь еще не вынесла оценки явлениям в Меджугорье
Возбуждающие многочисленные дискуссии явления в Меджугорье (Босния и Герцеговина) следует оценивать «по их плодам», — считает кардинал Кристоф Шёнборн.
Вечером 31 декабря (день св. Сильвестра) в храме Меджугорья архиепископ Вены отслужил св. Мессу для молодежи и произнес катехезу. Частный визит кардинала в Меджугорье – место пока не признанных официально явлений Девы Марии – был встречен с большим интересом. Прозвучали как позитивные его оценки, так и слова критики.
6 января с.г. кардинал Шёнборн дал интервью хорватской газете «Вечерний лист», в котором прояснил мотивы своего визита в Меджугорье и подчеркнул, что «добрыми плодами» этого места являются рост числа священнических призваний, личных обращений («начиная с высшей аристократии и кончая простыми людьми»), а также освобождение от наркозависимости и образование молитвенных групп. Если с дерева собирают добрые плоды, то и само дерево следует признать добрым, — подвел черту председатель Конференции епископов Австрии.
Вот содержание интервью, которое было переведено с хорватского и опубликовано польским католическим информационным агентством КАИ 10.01.2010 г.
Ваше Высокопреосвященство! В ходе св. Мессы в ночь св. Сильвестра Вы заявили, что приехали в Меджугорье, чтобы быть ближе к Матери Господа. Эти Ваши слова имели широкий резонанс. Что конкретно Вы имели в виду?
Я не могу не признать, что множество людей из числа тех, кто приезжает в Меджугорье вот уже на протяжении 28-ми лет, особым образом переживают близость к Богородице. Сам я никогда прежде не бывал в Меджугорье, но в течение многих лет, особенно начиная с 1991 г., когда я стал епископом, наблюдал в Австрии, а в первую очередь в моей родной венской епархии, добрые плоды этого места. В подтверждение своего убеждения я приведу несколько примеров.
Прежде всего, это священнические призвания. Многие из наших молодых священников приняли решение последовать духовному призванию если не исключительно, то, по крайней мере, в значительной мере под влиянием «духа Меджугорья».
Второе – это личные обращения. Меня особенно удивляет тот факт, что подобные обращения случаются в самых разных социальных слоях – начиная с аристократии и бизнесменов и кончая простыми людьми. Когда я собирался вылететь из Вены через Загреб до Сплита один из служащих аэропорта поинтересовался, куда я направляюсь. Я ответил, что направляюсь в Сплит, а оттуда – в Меджугорье. Его лицо тут же стало приветливым, и он принялся рассказывать мне о своем обращении в Меджугорье. Не так давно начальник небольшой железнодорожной станции в Австрии узнал меня и сразу принялся мне объяснять, как ему довелось обратиться. Его жена умерла от рака, а он сам впал в тяжелую депрессию. По совету друзей он поехал в Меджугорье, откуда вернулся другим человеком, поскольку обрел там живую и глубокую веру.
Третье, о чем следует сказать, это исцеления. Один молодой наркоман однажды рассказал мне, что друзья почти заставили его поехать в Меджугорье. Уже в момент прибытия в Меджугорье, по его собственным словам, он почувствовал, что что-то с ним происходит. Он ощущал, что происходит что-то необычное, он вдруг почувствовал себя полностью свободным от наркозависимости, хотя ему было хорошо известно, как трудно избавиться от этого недуга.
И еще один элемент – молитвенные группы. Я сталкивался с «меджугорскими» молитвенными группами в Вене еще раньше, чем стал епископом, пожалуй, начиная с середины восьмидесятых. Нам – доминиканцам – бросилось в глаза, что эти люди молятся часами, и благодаря им церковь забита до отказа. Большой доминиканский храм в Вене очень редко принимает так много верных. Молитвенные встречи проходят ежененедельно по четвергам, и всегда – при большом стечении народа. Иначе говоря, эти люди сохранили верность молитве на протяжении многих лет.
И вот, глядя на всё это, я вынужден признать: поскольку Иисус сказал, что худое древо не может приносить добрых плодов, и поскольку в данном случае плоды очевидно добрые, необходимо согласиться, что добрым является и принесшее их древо.
Паломники ожидают официальной реакции Ватикана, а, тем временем, Вы, Ваше Высокопреосвященство, сами признали происходящее чудом. Недавно архиепископ Сараево, кардинал Винко Пулич объявил о создании международной комиссии, которая призвана исследовать указанный феномен. Что Вам об этом известно и как Вы относитесь к призывам официально признать явления в Меджугорье?
Я не знаю деталей, связанных с работой комиссии, да это и не моя задача. Я всегда признавал официальную позицию Конференции епископов бывшей Югославии, как и Конгрегации вероучения. По моему убеждению, вынесенная ими оценка может быть охарактеризована как сбалансированная, мудрая, создающая предпосылку для взвешенной позиции Церкви. Эта позиция хорошо известна, однако я хотел бы еще раз выделить три группы оценок событий в Меджугорье.
Первая касается самих явлений. Позиция по отношению к ним Конференции епископов и Конгрегации вероучения является совершенно однозначной: «Non constat de supernaturalitate». Я сам догматик и был профессором догматического богословия. Выражение «Non constat de supernaturalitate» означает, что Церковь пока еще не сформулировала своего окончательного суждения о сверхъестественной природе этих явлений. Церковь не сказала ни «Сonstat de non supernaturalitate», ни «Сonstat de supernaturalitate». Другими словами, Церковь не отрицает сверхприродного характера явлений, но и не подтверждает его. Еще короче: Церковь пока не вынесла оценку этим явлениям, и я полагаю, что это правильно. А причина очень проста: Церкви трудно вынести оценку, пока явления еще продолжаются.
Тем не менее, явления – это исходная точка для всего феномена Меджугорья. Ведь всё началось именно с явлений – со свидетельства детей, которые заявили, что видели Богородицу, и с тех посланий, какие были им вручены. Но то, что из всего этого произошло, – это уже другой феномен, и к нему относится другое утверждение Конференции епископов и Конгрегации вероучения. Факт, что в Меджугорье с самого начала устремляется неправдоподобно большая масса паломников, что развилась интенсивная молитвенная жизнь, возникло много социальных инициатив, сформировались конкретные формы паломничества. Всё это составляет вполне реальный вызов, адресованный всей Церкви.
И по этой причине епископы бывшей Югославии высказались решительно против официальных паломничеств. Ведь и я тоже не могу поехать в Меджугорье в составе официальной епархиальной делегации, как я езжу, скажем, в Рим или в Святую Землю. У меня никогда не было такого намерения.
И, таким образом, мы приходим к третьему утверждению, которое имеет особую важность для меня и для моих собратьев-епископов: паломникам необходимо обеспечить пастырское попечение. Именно таким я вижу свое задание в качестве архиепископа Вены. Будучи епископом, я вижу, как сотни и даже тысячи людей из числа моей паствы едут в паломничество в Меджугорье, как образуются молитвенные группы, рождаются священнические призвания, происходят обращения. И я призван обеспечить паломникам надлежащее пастырское попечение. Вот почему на протяжении всех этих лет я поддерживал «оазис мира» (так называется молитвенная община в Вене, возникшая в Меджугорье), а также исследования семинаристов на тему Меджугорья.
Я убежден, что надлежащее пастырское попечение о паломниках, отправляющихся в Меджугорье, составляет задание епископов всего мира. В ходе дискуссий на тему Меджугорья я, обращаясь к епископам, неизменно говорил им примерно следующее: я прошу Вас, обеспечьте людям хорошую духовную поддержку!
В Меджугорье Вы встретились с визионерами. Вы также побывали на Горе Откровений и Горе Креста. И каковы впечатления?
Скажу с ноткой юмора: Матерь Божия не избрала для Себя легких путей! Но, как я уже не раз отмечал, меня восхищает гармония, существующая между Меджугорьем и другими известными местами Богородичных явлений. Я постоянно говорю, что существует нечто, что можно было бы назвать «грамматикой Богородичных явлений». Есть определенный стиль, который позволяет заключить, что мы имеем дело именно с Божией Матерью. Я перечислю только три элемента.
Почти всегда Мария является детям. И это – не «сверходаренные» дети, и не «сверхблагочестивые», а самые обычные. Бернадетта в свои 14 лет не умела ни читать, ни писать. Нечто похожее произошло и в Меджугорье.
Второе: Мария передает свои послания через детей. Некоторых епископов это отчасти удивляет. Почему бы Богородице не прийти прямо в резиденцию епископа? Зачем Ей взбираться на каменную кручу, в пещеру возле ручья, являть Себя в листьях дерева или куста как это было в Фатиме? Ведь всё это так непрактично! Богородица передает свои воззвания через детей, наверное, потому, что детское мышление не такое запутанное.
И третий элемент: Мария, являясь, предлагает собственную программу. В Фатиме Она явилась накануне революции в России и передала Свое послание этой стране. В Лурде явилась в тот момент, когда рационалистическое мировоззрение достигло своей кульминации. В Меджугорье Она появилась еще во времена коммунизма, в те времена, когда никто не мог предположить, что Югославия распадется. И появилась Она в той местности, в которой в мире и согласии жили мусульмане, католики и православные. Она явила Себя как «Царица мира». А десять лет спустя, почти с точностью до дня, началась первая из четырех Балканских войн. Послание Марии – это мир через единение в молитве. Такое умозаключение выглядит весьма убедительным. Впрочем, можно уйти еще дальше в глубь веков и вспомнить о Гваделупе в Мексике, когда начиналось завоевание Америки Испанией. Тогда Богородица явилась индейцу. И этот человек должен был пойти к епископу и передать ему указания, что нужно делать. И нечто подобное можно наблюдать и в иных известных святилищах Марии: туда приходит множество людей, и это место становится центром примирения и диалога культур. Я полагаю, что теологам следовало бы подробно изучить грамматику и «синтаксис» Богородичных явлений, и уже в этом контексте оценить весь феномен Меджугорья.
В Меджугорье неустанно возностся молитвы о мире. Однако в Боснии и Герцеговине, в которой хорваты и католики составляют национальное меньшинство, по-прежнему много проблем. Что могли бы Вы, Ваше Высокопреосвященство, посоветовать политикам и международному сообществу, которое ныне представляет Валентин Инзко [высокопоставленный функционер Объединенной Европы в Боснии и Герцеговине]?
Трудность заключается в том, что на арене присутствует очень много факторов, и такому маленькому государству как Босния и Герцеговина с трудом удается разрешить свои внутренние проблемы, избегая при этом конфликтов. Одно можно утверждать с уверенностью: прочный мир может быть только там, где есть справедливый порядок. В этом и состоит специфический вызов всей европейской политике. Я недавно беседовал с Валентином Инзко. Я очень рад, что именно ему поручены эти функции и надеюсь на поддержку его инициатив со стороны Объединенной Европы. Я убежден, что то, что происходит сейчас в Меджугорье, служит делу мира, хотя бы потому уже, что в это местечко в центре Герцеговины приезжают люди со всех концов света.
Можно смело утверждать, что Герцеговина никогда прежде не была так известна во всём мире. Скажем, кто мог что-то услышать о Герцеговине, проживая в Корее? А сколько паломников приезжает в Герцеговину из Кореи теперь? Будем надеяться, что эти люди станут поборниками мирного разрешения конфликтов для Боснии и Герцеговины в своих собственных странах.
Во-вторых, я верю, что если так много людей молится о мире в одном и том же месте, то это благословение для всей страны.
И в-третьих, «Кралицу мира», т.е. «Царицу мира» почитают здесь последователи всех трёх религий. У православных – древняя традиция почитания Богородицы. Что касается мусульман, то у них никакая иная личность из христианской традиции не пользуется таким почитанием, как Дева Мария. А для католиков, и в первую очередь хорватского национального меньшинства, великое утешение заключается в том факте, что Мария теперь особенно близка им. Мария – как никакой другой религиозный персонаж – способна объединить разные народы. Я полагаю, что никто другой не может в этом отношении сравниться с ней.
Перевод с польского: Сибирская католическая газета