Как объяснить чудеса, происходящие за пределами христианства?

Как объяснить чудеса, происходящие за пределами христианства?

ВОПРОС:
Как объяснить чудеса, происходящие за пределами христианства, например, экзорцизмы над людьми? Есть ли какая-то характеристика, которая отличает христианские чудеса от всех других?

ОТВЕТ:
По сути, этот же вопрос задавали и иудеи, ставшие свидетелями чудес Иисуса Христа. Не желая признавать Его Божественность, они утверждали, что Он творил чудеса силой наихудшего из демонов – Вельзевула. Сам же Иисус говорил, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24,24).

Святой апостол Павел тоже упоминает о подобных чудесах, совершаемых посредством дьявола, особенно тех, что произойдут при приближении конца света: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес 2,9).

Читаем также в Апокалипсисе: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения» (Откр 16,13-14). Таким образом, согласно Священному Писанию, и демоны могут творить чудеса.

Помимо этого, нужно иметь в виду, что иногда некое явление кажется чудесным, но на самом деле является плодом ловкости человека. Это, например, иллюзионисты. Здесь можно привести в пример и дона Боско: он показывал фокусы, за которые кое-кто обвинял его в магии.

Вот как святой Фома Аквинский комментировал приведенные нами в начале слова Иисуса о том, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24,24). «Вопрос в том, могут ли демоны совершать чудеса, — пишет святой Фома. – Нужно ответить ?нет?, если слово ?? понимать в прямом смысле: ведь не является чудом как таковым то, что сделано вопреки порядку какого-то отдельного процесса, но им является то, что совершено за пределами порядка всей природы. А это совершается только силой Божественной. Однако бывает, что и высшее создание не удерживается порядком низшего; поэтому то, что нельзя совершить силой низших элементов, совершается силой элементов высших: так среди людей есть обладающие ловкостью или хитростью в том, что иным кажется чудесным. Так же происходит с демонами, поскольку они обладают более тонким умом. И так же, как некоторые ловкие люди делают то, что кажется чудом, и демоны могут естественным образом совершать то, что нам кажется чудесным. Но как это происходит? Нужно заметить, что в естественных вещах существуют определенные ростки, способные порождать (…). Эти силы лучше знакомы демонам, нежели нам (…). Некоторыми элементами можно искусно управлять, чтобы такие чудеса происходили. Но так не могут совершаться чудеса, которые не происходят от естественной реальности, как, например, воскрешение мертвых».

Не может быть истинных чудес за пределами христианства, максимум могут иметь место необычайные явления. В различных нехристианских культах могут происходить необычайные явления, но никому пока не удалось воскресить из мертвых. В том случае, когда эти явления происходят с помощью злых духов, они ведут к погибели души.

Есть и еще одно важное различие: чудеса, совершенные в христианстве, всегда имеют духовную цель. Так, чудеса Иисуса имеют всегда духовное и символическое значение. Он их совершает с ясной целью, приоткрывая завесу Своей тайны и того решающего чуда, которое Он сотворит Своим воскресением из мертвых. Эту власть творить чудеса Господь передал апостолам, отправляя их возвещать Царство Божие. Не случайно миссионерский мандат Иисуса предваряют десять чудес, о которых мы читаем в Евангелии от Матфея (8 и 9 главы). Они являются знамением истинного посланника и миссионера.

Нельзя отрицать, что Бог, который в Своем милосердии желает спасения всех людей, наделяет особыми милостями и людей других религий, чтобы поддерживать в них веру и нравственность, а также в знак Своей близости. Но и здесь нельзя говорить о подлинных чудесах.

В конце Евангелия от Марка Господь говорит о знаках, которые будут сопровождать Церковь: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мф 16,17-18). И еще, в Евангелии от Иоанна: «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (10,25). Таким образом, подлинные чудеса совершаются для того, чтобы свидетельствовать об истинности учения Христова и о святости Его жизни и жизни Его учеников.

Иисус обещал ту же власть и Своей Церкви.  Чудеса, совершаемые в христианстве, имеют ту же цель: свидетельство об истинности учения Христова и святости Его жизни: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14,12).

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна