Духовный аспект европейской истории: версия алтайского автора

В Париже и Безансоне успешно прошла презентация исторического романа алтайского историка и журналиста, прихожанина католической общины в г. Новоалтайске Михаила Попенко «Плащ крестоносца»

В культурную программу Алтайского края на прошедшей в мае Большой Франшконтийской ярмарке (местом ее проведения на этот раз стал город Безансон на востоке Франции) была включена презентация французского перевода «Плащ крестоносца» алтайского историка и журналиста Михаила Попенко. Прежде мы уже рассказывали об авторе и его произведении на страницах нашего издания.
Напомним, что книга Михаила Попенко в числе прочего повествует о еретиках-альбигойцах начала XIII века, создавших на юге Франции свою церковь, едва не вытеснившую оттуда Церковь Католическую. Успехи еретиков привели к объявлению против них крестового похода, названного затем «альбигойской войной». Эта война длилась более двух десятилетий и закончилась полной победой северофранцузских рыцарей, сохранивших верность Святому Престолу. Роман алтайского писателя был с интересом воспринят во Франции, о чем и сообщила своим читателям газета «L’Est republicain»(«Республиканец юго-запада»), отметившая в дни ярмарки своё 120-летие.
События средневековой старины и сейчас продолжают вызывать во Франции ожесточенные споры, перекочевав с книжных страниц на интернетовские сайты. Либеральные ресурсы обычно склонны идеализировать сожженных на кострах еретиков, называя их «праведниками, погибшими от рук безжалостных крестоносцев». Однако, по мнению автора книги «Плащ крестоносца», на самом деле всё обстояло далеко не так просто. Казни, которым подвергались крестоносцы, попавшие в плен к еретикам, были так же ужасны, как и участь захваченных в плен альбигойцев. И те, и другие пытались покончить с собой на поле боя, только бы не оказаться в руках врагов.
Пытаясь объяснить этот феномен, Михаил Попенко развивает следующую концепцию. С его точки зрения, виной всему была не исповедуемая вера, а зло, присущее человеку изначально. В условиях отсутствия нравственного и духовного воспитания «врождённое зло» непременно нанесёт вред самому человеку, его близким и обществу в целом. Роль воспитателя, умевшего укротить проявления зла, всегда играла традиционная религия. В данном случае это было католичество. Отрицание или игнорирование важности религиозной традиции всегда приводило как к личным, так и общественным катастрофам
Точка зрения Михаила Попенко нашла понимание у главы митрополии Франш-Конте, Лотарингии и Эльзаса, архиепископа Андрэ Лакомба. Книга «Плащ крестоносца» была подарена ему заместителем губернатора Алтайского края Михаилом Щетининым в ходе официального приёма. Архиепископ Лакомб тут же прочёл её и спустя несколько дней пригласил автора на беседу в свою резиденцию. Французский иерарх отметил, что роман, написанный с позиций поддержки традиционного христианства, будет полезно прочитать всем интересующимся историей Средневековья. Он заказал несколько экземпляров романа «Плащ крестоносца» для библиотеки Духовной академии Безансона, поскольку, на его взгляд, книгу вполне можно использовать в качестве вспомогательного пособия при изучении истории Франции XI-XIII веков.
Архиепископ Лакомб подчеркнул, что он расценивает появление книги, изданной при поддержке губернатора Алтайского края Александра Карлина и посвящённой истории Католической Церкви, как добрый знак дружеского взаимопонимания и сотрудничества между Восточной и Западной Церквами, вместе стоящими у истоков духовной культуры России и стран Европы. В конце беседы архиепископ попросил Михаила Попенко передать его личное послание епископу Иосифу Верту, что и было исполнено по возвращении алтайской делегации на родину.

Владимир Дегтярев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна