Архиепископ Павел Пецци — Дневник Синода: «Нужна искренность в стремлении на самом деле помочь семьям»

Архиепископ Павел Пецци — Дневник Синода: «Нужна искренность в стремлении на самом деле помочь семьям»

Сегодня я был потрясен, когда услышал о положении беженцев в Европе. Да и не только там, но и в Африке, в Азии, в Южной Америке, да и повсюду в мире беженцы сталкиваются с равнодушием, если не с отвержением со стороны принимающей стороны. И больше всех страдают семьи… Вопрос мигрантов, особенно тех из них, кто вынужден был покинуть свой дом, свою родину, потому что их преследуют за их веру, религию, принадлежность иной культуры и народу — этот вопрос всегда был очень серьезным. И сегодня образы беженцев из Украины, Сирии, Африки, Азии, Южной Америки не могут оставить меня и нас безразличными.

Можем ли мы сделать что-то большее? Мне кажется, что первое, что мы должны сделать — это не закрывать глаза, не думать, что это нас не касается. И вот из этого нового взгляда могут возникнуть и новые идеи: просто молиться, собирать деньги или материальную помощь, быть расположенными приютить кого-то, кто стучит в двери наших домов…

Мы говорили о силе семьи. В чем сила семьи? Я рискую утомить всех, но раз мне дают слово, я буду повторять вечно: сила семьи — в Таинстве, в призвании, в переживании того, что — это призвание. Призвание к браку, как оно явлено нам в книге Бытия, — это призвание, вписанное в природу мужчины и женщины — таких, какими их задумал и восхотел сотворить Бог.

Брак не может быть понят как чисто человеческое установление, которое возникло в обществе в некий момент и потому теперь может быть пересмотрено или просто упразднено. Сегодня эта тема очень распространена: «Брак — это человеческое установление, и если так, то прежде он имел одно выражение, а сегодня может выражаться другими способами». Но брак вышел из рук Творца, он является установлением Бога, вписанным в призвание, которое Бог дал всякому созданию. Брак является призванием, установленным Богом, более того, он есть откровение всей тайны союза Бога с человеком. Это истинно для любого брака, и, таинственным образом, даже для брака между нехристианами! Бог создал человека из любви: такова тайна бесконечной щедрости Бога, из которой Он пожелал сотворить человека и вместе с ним — все мироздание, и заложил в человека структуру общения, подобную общению между собой лиц Пресвятой Троицы.

17

Человек является образом Бога, потому что в своем общинном призвании он раскрывает общинную самого структуру Бога. В этом смысле человек является откровением Троицы — прикровенным, но реальным, потому что если Бог есть Троица, это значит, что по природе Своей Он есть Любовь. Таким образом, в своем предназначении к любви человек открывает то, выражением чего он является, то есть Бога. В создании присутствует след, отпечаток Творца.

Действительно, человек создан по образу и подобию Бога, Который есть Любовь. Бог сотворил человека как мужчину и женщину, и их взаимная любовь становится образом и подобием той абсолютной и непрестанной любви, которой Бог любит человека. Эта любовь, которую Бог благословляет, — хороша, весьма хороша в глазах Творца, и она предназначена к тому, чтобы быть плодотворной и осуществляться в общем деле сохранения творения…

Кто-то поднял вопрос о взаимоотношениях между Церковью и светской властью в вопросах, касающихся семьи. В чем должны состоять общие нормы и законы, направленные на поддержку семьи? Да, на самом деле это непросто… Надо сказать, что даже когда законы справедливы, их еще нужно правильно применить. Одним словом, нужна искренность в стремлении на самом деле помочь семьям и в воспитании семейных ценностей. Очень часто правильные ценности не передаются, потому что субъект, тот, кто передает их нам, не убеждает нас — например, если он не живёт теми ценностями, которые провозглашает, — или же передает их формально, сам не веря в них…

После обеда мы начали работу в группах. В этом году впервые за всю свою историю, — а как я уже говорил, Синоду в этом году исполнится 50 лет, — рабочий текст разбит на три части, и сразу после общего обсуждения первой части мы начали обсуждать ее в группах. Эта работа продолжится два дня. В четверг, 8 октября, все группы принесут свои замечания и предложения по поводу первой части — «Внимание к вызовам, стоящим перед семьей». Мы обсудим следующие темы: семья и современный антропологическо-культурный контекст, семья и социально-экономический контекст, семья и принятие пожилых людей, инвалидов, вдов, мигрантов, детей — одним словом, принятие отличного от меня субъекта в семье, семья и аффективная жизнь. Я понимаю, что при перечислении эти темы могут показаться достаточно абстрактными, однако надеюсь, что работа не будет абстрактной…

 

Архиепископ
Рим, 6 октября 2015 г.

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна