Отец Андрей Старцев: «Священник прежде всего призван быть молитвенником…»
Проповедь, сказанная на Пастырской конференции для священников Преображенской епархии, прошедшей в Новосибирске с 25 по 27 мая 2010 г.
Я буду говорить о взгляде на священство с точки зрения Византийской традиции. Как и в Западной традиции, здесь подчеркивается превосходство этого Таинства, превосходство того, что получает человек, становясь священником. Вот как говорит об этом св. Иоанн Златоуст в своем «Третьем слове о священстве»: «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению оно небесное. И весьма справедливо, потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил это чинопоследование и тех, кто еще облечен плотью, соделал представителями ангельского служения». Итак, Иоанн Златоуст сравнивает служение священника со служением ангела. «Когда ты видишь Господа закланного и преложенного, — продолжает он, — священника предстоящего при этой Жертве и молящегося и всех окропляющего этой драгоценной Кровью, то думаешь ли, что ты всё еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься в тот час на небеса и, отвергнув все плотские помышления души, этой душой и чистым умом не созерцаешь ли небесное?» То, что священник совершает во время Евхаристии, то, в чем за его посредничеством принимают участие верующие, – это нечто не земное, а небесное.
Рассуждая об этом аспекте священства я бы хотел обратиться к еще одному автору – канонизированному Православной Церковью Святому Праведному Иоанну Кронштадтскому. Это – один из редких случаев, когда к лику святых был причислен не монах, а женатый приходской священник. Отец Иоанн оставил очень много размышлений о даре священства, глубоко проникая в суть этого Таинства и того служения, которое он сам исполнял.
И вот, он задал такой простой вопрос: что самое главное для священника? Или: что прежде всего нужно, чтобы быть хорошим священником?
Может быть, хорошо проповедовать? Наверное, но это не самое главное…
Быть хорошим духовным руководителем? Наверное, но это не самое главное…
Быть «проводником душ»? Наверное, но это не самое главное…
Подавать добрый пример собственной жизнью? Наверное, но это не самое главное…
А что же тогда самое главное?
И св. Иоанн Кронштадтский отвечает: быть молитвенником, человеком молитвы, ходатаем за людей пред Богом, посредником между небом и землей.
Если мы обратимся к Священному Писанию и исследуем его взгляд на священство, то поймем, что священство – это прежде всего посредничество. Мы убедимся, что в действительности есть только один Священник – Господь наш Иисус Христос. Земные священники соучаствуют в Его Священстве. Об этом аспекте служения Христова говорится в Послании к Евреям: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно…приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого» (Евр 7,26-27). «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа… Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр 10,10.12).
То, что совершил Иисус Христос, то, что совершает священник, становится наиболее отчетливым в Таинстве Евхаристии. На Божественной Литургии предстоящий алтарю священник приносит Богу жертву за всех людей. Эта жертва – Тело и Кровь Христовы, те же Тело и Кровь, которые Христос принес на Голгофе за всех нас. Совершая Евхаристию, мы мистическим образом участвуем в вечной Жертве, принесенной Сыном Богу-Отцу, в вечно длящейся Небесной Литургии.
Приносящий Свою Жертву в вечности Иисус Христос является Ходатаем за людей. Так и священник призван быть ходатаем перед Богом за всех людей, а в первую очередь – за своих прихожан. Это и есть посредничество Таинства и молитвы.
В данном случае мы имеем полное согласие Восточной и Западной церковных традиций. В духовном наследии Св. Иоанна Марии Вианнея можно найти много высказываний, которые перекликаются со словами Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Мы знаем Настоятеля из Арса как известнейшего священнослужителя, у исповедальни которого собиралась «вся Франция», но забываем, что прежде чем стать таковым он провел полтора десятка лет на собственном приходе практически в полном одиночестве: люди попросту не хотели ходить в церковь. И всё это время св. Иоанн Вианней провел в ревностной молитве за спасение вверенных ему Богом душ. Его посредническая, заступническая молитва, как мы знаем, принесла плоды.
Так и Иоанн Кронштадтский считал «печалование о спасении овец вверенного тебе стада непременным долгом иерея Божия. Святая Церковь указала тебе в своих молитвах эту обязанность». И в самом деле, самое значительное место в литургических книгах и в иерейских молитвословах Восточной Церкви занимают ходатайственные молитвы за народ. Поучая своих собратьев в священстве, Иоанн Кронштадтский отмечал, что священнику не должно довольствоваться лишь предписанными молитвами, ему также следует посвящать ходатайству за людей свою личную, домашнюю молитву: «Только молитвою приобретаются все духовные блага, а значит и дар духовного, опытного и действенного пастырства». Священник – это посредник, ходатай, молитвенник. Он призван к служению Богу молитвой и в молитве, с великой ревностью и должной подготовкой совершая Евхаристию, не опуская богослужений суточного круга. Иоанн Кронштадтский считал литургическое и молитвенное предстояние Богу самой «сладостной» стороной жизни священника, приносящей «изобилие всякого утешения».
Если бы вся жизнь священника могла пройти в одной непрестанной молитве, за это следовало бы безмерно благодарить Бога. Но на деле часто выходит не так. Священник привыкает к обрядам, молитвам, требам и даже тяготится ими, особенно когда возникает нужда совершать их по нескольку сразу. «Чтобы этого не произошло с тобою, — советует Иоанн Кронштадтский, — будь готов на дело Божие во всякое время и почитай за счастье проводить время в служении Богу».
Любые духовные плоды, как и результаты любых наших трудов, зависят исключительно от Бога, а потому лучший, если не единственный, способ стяжать их – это наша молитва. Вот почему молитва – и литургическая, и личная – это самое главное в служении священника, то, чего он ни в коем случае не должен оставлять. И, молясь за священников, нужно в первую очередь просить Господа, чтобы они стали людьми Божьими, людьми молитвы, приобретая тем самым тем самым черты, отражающие личность Христа-Первосвященника, нашего Заступника и Ходатая, единого Посредника между Богом и людьми. Аминь.