Христос воскрес!
С древнейших времен этот день считается временем строгого поста. Евхаристия не совершается, а содержанием Литургии часов является «Святая и Великая Суббота» (в смысле «покоя», «упокоения») Сына Божия, обновившего дело творения. Верные по преимуществу воздают почитание Святым Дарам у «гробницы» в ожидании радости Воскресения. Катехумены в этот день совершают обряд отдания Символа Веры.
Навечерие Пасхи
Богослужению Святой ночи принадлежит первенство и по времени возникновения, и по его богословско-литургическому значению, и по красоте и торжественности обряда. Св. Августин в IV веке назвал богослужение Навечерия Пасхи mater omnium vigiliarum («матерью всех бдений»). С глубокой древности центральное место в нем занимала Литургия слова с очень большим количеством чтений: от 5 в Восточной Сирии до 15 в Византии. В Риме Литургия слова имела сохранившуюся до сих пор структуру: чтение – пение – молитва (после каждого чтения).
Обряд зажжения пасхальной свечи (пасхала) также имеет очень древнее происхождение. Восходит он к естественному обычаю зажигать светильник при наступлении темноты, что практиковалось в каждой семье и было прочно связано с чувством безопасности, радости и уюта. В иудейском мире празднование субботы, как и братские трапезы, всегда начинались с возжигания светильника. Христиане, в свою очередь, уже с апостольских времен считали свет символом Христа – «Света миру». Зажжение пасхала могло быть связано и с другими факторами, как, например, стремлением сделать более конкретной символику перехода от тьмы к свету, влиянием мистериальных культов поздней античности, а также воздействием крещальной символики, поскольку с давних времен крещаемых называли фотисмос, т.е. «просвещенными».
Обряд зажжения свечи был связан с благодарением. Таким образом возник гимн Exsultet («Провозглашение Пасхи»). Он появился в Риме в VII веке, в XI вошел в Папскую литургию, а ныне является неотъемлемой частью литургии Святой ночи во всех церквах Латинского обряда. По своему содержанию этот гимн выражает богословие пасхальной ночи. В других литургических традициях Западной Церкви существовали другие формы приветствия света. Некоторые из них вошли в современную литургию Навечерия (например, возношение пасхала с возгласом «Свет Христов»).
Постепенно сформировалась традиция украшения пасхала. С XII века появляется обычай изображать на пасхале символ креста и двух букв греческого алфавита: альфы (первой) и омеги (последней), а также помещать в пасхал зерна ладана.
Более поздним элементом литургии Навечерия Пасхи является обычай благословения огня. В Риме пасхал зажигали от огня, который специально для этого случая сохранялся с Великой пятницы. Начиная с VIII века, для зажжения пасхала стали благословлять «новый огонь». Этот обычай возник в Галлии и Ирландии, и его происхождение остается неясным. Возможно, речь шла о противодействии Церкви практике языческих весенних игрищ и связанному с ними обычаю зажигания костров. Обряд этот окончательно вошел в литургию в начале Х века.
С VIII века практикуется благословение пищи, что особенно было распространено в Галлии и Германии.
Еще одним очень важным элементом литургии Навечерия было совершение таинств Крещения и Миропомазания, которым предшествовала процессия к баптистерию или водному источнику и чтение специальной молитвы благословения вод, имевшей благодарственный характер с диалогом в форме префация. Освящению воды сопутствовали совершение крестного знамения и погружение в воды пасхала.
В своей современной версии литургия Навечерия Пасхи имеет следующую структуру:
1. «Литургия света» – lucernarium, которая включает в себя: благословение огня и приготовление пасхала, процессию с пасхалом и praeconium paschale – «Провозглашение Пасхи» (гимн Exsultet).
2. Литургия слова, имеющая структуру «чтение – пение – молитва» и включающая 9 чтений.
3. Литургия Крещения: благословение крещальной воды, обновление крещальных обетов и совершение таинств Крещения и Миропомазания над катехуменами.
4. Евхаристическая Литургия.
Литургия пасхальной ночи насыщена необыкновенно богатой символикой. Используемые в ней символы выражают богословие этого дня и из него вытекают. Особенно подчеркнута динамика перехода от тьмы к свету, от смерти к жизни. Христос – это Фос и Зоэ, «Свет» и «Жизнь». Благословение нового огня указывает на распространение Искупления, совершенного Христом, на всю сотворенную действительность. Exsultet – благословение света – это молитва благодарения и прославления за Воскресение Христово, которое принесло нам Спасение. Символом его является свет. Богу приносится Пасхальная свеча, но также и сердца всех участников богослужения, которые отныне призваны стать свидетелями Воскресения. Этой цели и служит Провозглашение Пасхи.
То обстоятельство, что на пасхале со времен Пия XII помещаются цифры текущего года, напоминает, что в древности именно Навечерие Пасхи было началом нового года. Этим символизируется реальная возможность новой жизни, нового начала, надежды, которая не может быть обманута во Христе.
Дар новой жизни находится также в центре Литургии слова. Чтения подобраны таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать единство дела сотворения мира и его Спасения, исполнение порядка творения в порядке Спасения. Личности Авраама и Исаака показаны как прообразы Христа. Молитвы, которые следуют после каждого чтения, должным образом объясняют его содержание. Молитва после седьмого чтения указывает на Церковь, как главное дело Христа, таинство Спасения всего рода человеческого.
Таинство новой жизни отражено и в молитвах литургии Крещения и Евхаристической Литургии.
Навечерие Пасхи является наивысшим культовым выражением самой сути христианской веры, а потому имеет благовестнический характер. Оно заканчивается возгласом «Христос воскрес!» и призывом ко всему сущему принять участие в триумфе Воскресшего, что выражается в так называемой «Резурекцийной процессии» («процессии Воскресения» от лат. resurrectio – «воскресение»), которая может совершаться по окончании Мессы Навечерия ночью или утром Пасхального воскресенья перед Мессой. Участники шествия, несущие крест, украшенный красной столой (знамением победы), и фигуру Воскресшего, трижды обходят церковь, подчеркивая тем самым вечность и совершенство новой жизни, дарованной Воскресшим.
Богослужение Навечерия рекомендуется начинать в полночь с субботы на воскресенье, а заканчивать – на рассвете. Допускается, однако, предварительное его совершение, начиная с 20 часов субботнего дня. Конгрегация Таинств и Культа в документе Paschalis sollemnitatis (1988 г.) подчеркивает желательность Причащения всех верных в пасхальную ночь под двумя видами. Весь этот документ является ярким свидетельством заботы Церкви о том, чтобы Спасение, ставшее нашим даром во Христе, стало воистину «сердцем литургического года».
В Восточной Церкви богослужение Пасхи начинается совершением Утрени в полночь, а заканчивается Евхаристией на рассвете. Этот богослужебный порядок восходит своими корнями к очень древней традиции. Торжества открываются крестным ходом вокруг церкви под звон колоколов, что символизирует процессию жен-мироносиц к Господнему гробу. Символом присутствия Христа при этом является икона Воскресения. Перед закрытыми дверями Церкви первый раз раздается пение «Христос воскресе из мертвых…» и священник крестом открывает церковные двери в знак того, что Христос на кресте отворил нам Врата Жизни Вечной. Текст пасхальной Утрени, которую считают жемчужиной церковной литературы, принадлежит перу св. Иоанна Дамаскина (676-749 гг.). В ее основу положены пасхальные проповеди святых Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста.
Тексты пасхальной Утрени имеют глубокое догматическое содержание, их форма высоко поэтична. Во всём доминирует триумфальный тон неземной и вечной радости, достигающей своей кульминации в стихирах Пасхи, из которых соткан могучий гимн во славу Воскресшего Христа. Эта небесная радость охватывает человеческую личность во всех ее проявлениях.
Во время всей Пасхальной недели Царские врата православных церквей распахнуты настежь в знак того, что Христос своим Воскресением отверз нам двери Божия Царства. Символом «хлеба вечной жизни» – Иисуса Христа, Господа нашего, является также артос (греч. «хлеб») – круглый хлеб с иконой Воскресения. Его благословляют в день Пасхи после заамвонной молитвы, и он лежит всю неделю или на престоле, или на тетраподе. Существует также обычай на воскресной Литургии читать Евангелие на разных языках.
31 марта – Пасхальное воскресенье
Кульминацией празднования Пасхи является Евхаристия Навечерия или богослужение Святой ночи. Однако с древних времен в Церкви жило желание продолжить празднование на всё пасхальное воскресенье, основанием чего были библейские рассказы об обнаружении пустого гроба и явлениях Воскресшего. В Иерусалиме, а затем почти повсеместно появилась еще одна Литургия – утром или днём Пасхального воскресенья. До нас дошли тексты таких Месс, начиная с VII века.
С Х века происходит бурное развитие церковного пения, возникают многочисленные пасхальные музыкальные вариации и секвенции (секвенция – это «развитие» и «продолжение» пения Аллилуйя перед чтением Евангелия; первоначально представляла собой голосовую модуляцию, а затем для секвенций стали писаться тексты). После сокращения числа секвенций на Тридентском Соборе в обиходе сохранилась только одна пасхальная секвенция – Victimae paschali laudes (ее автор – Випо, умерший в 1046 г.), она же используется и в наше время.
Еще один элемент Пасхального воскресенья – Вечерня с участием новокрещенных с процессией к баптистерию, о которой известно с начала Х века.
Традиционно воскресенье Пасхи было временем благословения пищи. Наиболее известный ныне обычай освящения яиц известен с XII века. Яйцо во всех культурах являлось символом жизни. Здесь возможно и влияние на христианство иудейских традиций (яйца использовались во время еврейских братских трапез, дарились как «яйцо от Илии»). Несколько позднее появился обычай украшения яиц (также известный в Израиле). Именно на примере пасхальных торжеств видно, сколь трудно бывает провести границу между Литургией и народными обычаями, сколь плодотворной может быть связь Литургии и жизни.
В. Дегтярев