Возможно ли, что прощение Богом Иуды?
ВОПРОС:
Святой Августин назвал грех Адама «счастливым», потому что он подарил нам такого Спасителя. А грех Иуды — «счастливый»? Что говорит Католическая Церковь об Иуде? Возможно ли, что милосердный Бог простил его? Где находится его душа — в раю или аду?
ОТВЕТ:
Мы не имеем права судить о том, осужден человек или спасен. Но мы можем размышлять о поступках человека, давать этим поступкам нравственную оценку. Набрав в интернет-поиске имя Иуды Искариота, можно найти массу весьма интересных историй, но в подавляющем большинстве случаев это не исторические сведения, а легенды. Какие-то появились в V, какие-то в X веке, но к жизни апостолов исторического отношения они не имеют. Давайте рассмотрим только то, что определено современной богословской наукой как подлинные сведения.
Что известно о жизни Иуды Искариота? Об апостоле-предателе Иуде Искариоте сохранились такие сведения: отца Иуды Искариота звали Симон (Ин 6,71). После избрания апостолом Иуда Искариот являлся казначеем и показал себя нечестным хранителем. Когда одна женщина вылила на ноги Христу благовонное миро и отерла ноги волосами, Иуда брюзжал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?». Апостол Иоанн иронично замечает: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин 12, 5-6).
После того, как на совещании у Каиафы было решено «взять Иисуса хитростью» (Мф 26,4), но так, «чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф 26,5), является Иуда Искариот и предлагает предать Христа. Накануне праздника Пасхи Иуда Искариот пришел к первосвященникам и поинтересовался, что же он получит, если предаст Христа. За услугу Иуды Искариота в виде предательства первосвященники пообещали ему тридцать сребренников (Мф 26,15), крупную по тем временам сумму. «И с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф 26,16).
Во время Тайной Вечери Иисус Христос объявляет Своим ученикам о том, что один из них предаст Его. После этих слов, указывая на то, что предательство совершит именно Иуда Искариот, Спаситель подал ему обмакнутый кусок хлеба со словами «что делаешь, делай скорее» (Ин 13,27). Иуда Искариот «приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин 13,30).
Затем Иуда привел в Гефсиманский сад вооруженную толпу, которой предварительно сказал: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф 26,48). В темную палестинскую ночь взволнованный Иуда подходит к Иисусу – и целует Его. Это знак, и уже ничего нельзя будет переиграть. Но спасти душу Иуды еще можно. И Иисус спрашивает: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф 26,50). После этого поцелуя Спаситель спросил: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк 22,48).
После того, когда Иуда Искариот узнал, что Иисус Христос осужден синедрионом, он «раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам» (Мф 27,3). Возвратил он эти деньги со словами «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф 27,4). Они сказали ему в ответ, что ничего уже изменить не могут. Поступок, совершенный Иудой добровольно, их не касается. Тогда «бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф 27,5).
Святой Августин пишет: «Удавление Иуды произошло, должно быть, чрез несколько часов после осуждения Христа; нет никакого основания думать, что это случилось после Воскресения Христа» (св. Августин, «О согласии евангелистов», III, VII: 28 сл.).
Святая Екатерина Сиенская говорит: «Всё исходит от любви, всё устроено ко спасению человека, что Бог ни делает — всё ради этого» (Диалоги 4,138). Похоже, призвав следовать за Собою такого человека, Христос дает ему возможность перевоспитаться и освободиться от греховных качеств. Что чувствовал Иуда, находясь рядом со Спасителем? В душе Иуды, несомненно, происходили какие-то процессы. Находиться рядом с Иисусом, воплощенной Любовью, и оставаться прежним – жадным и мелким – невозможно. Пусть, предав Иисуса, Иуда проиграл эту схватку со своими страстями. Пусть он не нашел в себе силы покаяться, как нашел Петр, трижды отрекшийся от Христа. Однако мы знаем, что и жить, заглушив в себе голос совести, Иуда не смог. Бросив деньги, полученные за предательство, он ушел и повесился…
Мы не знаем участь Иуды. Иисус сказал о нем: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается, лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26,24). Но это не значит, что Иуда в аду. В течение двадцати веков своей истории Церковь канонизировала тысячи святых, но никогда торжественно не заявляла, что кто-то осуждён и находится в аду. Для того, чтобы отправиться в ад, нужны действительно серьёзные причины. Ни один человек в мире, даже Папа, не может сказать, действительно ли грешник сознательно оскорбил Бога и отверг Его навсегда. Только Бог может судить. Именно поэтому Церковь в своем учении никогда официально не заявляла, находится ли тот или иной человек в аду.
Вернёмся теперь к первой части вопроса. На Литургии Навечерия Пасхи поётся древний пасхальный гимн, который по-латыни называется «Exultet». Отец Иакинф Дестивель в одной из своих проповедей сказал, что «в этом гимне находится самое скандальное выражение христианского богословия: felix culpa, что в переводе с латинского означает ʺсчастливая винаʺ. Каждый год в пасхальную ночь мы поем: ʺО, счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя. О воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!ʺ. Да, как это ни парадоксально звучит для нас, с точки зрения Бога грех Адама был необходимым, а его вина – счастливая! Без греха Адама Сын Божий, может быть, не умер бы за нас, без этой счастливой вины мы бы не знали, как велика любовь Бога к нам. Так и в нашей жизни: мы часто чувствуем себя угнетенными нашими грехами, нашими ошибками, нашими сомнениями, нашими недостатками. Но с точки зрения Бога эти грехи, эти слабости – счастливые, они даже необходимы…» (Проповедь 24.04.2011, Санкт-Петербург).