В своем первом Апостольском обращении «Evangelii gaudium» Папа Франциск очерчивает контуры миссионерской реформы Церкви

Презентация первого Апостольского обращения Папы Франциска Evangelii gaudium состоялась 26 ноября 2013 г. в Ватикане. Святой Отец развивает в ней тему возвещения Евангелия современному миру, используя при этом, в числе прочих, материалы прошлогоднего Синода епископов, посвященного новой евангелизации.
Однако, как подчеркнул выступавший на пресс-конференции председатель Папского Совета по содействию новой евангелизации архиепископ Рино Физикелла, опубликованный документ содержит много больше, чем было сказано на Синоде.
« неоднократно ссылается на предложения Синода, состоявшегося в октябре 2012 г., — продолжил он, — демонстрируя тем самым, что достижения этого форума стали важной исходной точкой при составлении данного Апостольского обращения. Однако его текст не остается в границах опыта Синода. Папа не только делится на его страницах своим пастырским опытом прошлых лет, но, прежде всего, призывает использовать переживаемый ныне Церковью момент благодати и с верой, убежденностью и энтузиазмом приступить к реализации нового этапа дела евангелизации».

Со своей стороны выступивший на презентации генеральный секретарь Синода епископов архиепископ Лоренцо Бальдиссери обратил внимание присутствующих, что Папа в своей адхортации цитирует документы прошлогоднего Синода 27 раз, но при этом постоянно ссылается также на труды Отцов Церкви, богословов и даже писателей-беллетристов, таких, как Жорж Бернанос. Папа Франциск часто цитирует и документы своих предшественников на Престоле Св. Петра, причем чаще всего (13 раз) – Апостольское обращение Evangelii nuntiandi Павла VI. Часты ссылки и на документы, изданные Конференциями епископов различных стран, в первую очередь, Латинской Америки. Показательно, что содержащееся в заголовке адхортации слово «радость» (gaudium) затем появляется в ее тексте 59 раз.

Апостольское обращение Evangelii gaudium включает 140 страниц и начинается словами: «Радость Евангелия наполняет сердце и всю жизнь тех, кто встретился с Иисусом». В вступлении, упомянув о разочаровании, в которое погружается мир, Папа Франциск пишет об обновляющей и способной передаваться другим людям радости евангелизации. Святой Отец дает ряд указаний, касающихся новой евангелизации современного мира, отмечая при этом, что не хочет входить в детали требующих глубокого анализа тем, поскольку «не подобает, чтобы Папа подменял собой локальные епископаты в том, что касается определения проблем, возникающих на их территориях». Иначе говоря, необходима своего рода децентрализация Церкви.

Далее Папа предлагает «миссионерское преображение Церкви», что подразумевает «путь пастырского и миссионерского обращения» так, чтобы Церковь «непрерывно пребывала в состоянии миссии». Требуется реформа всех структур Церкви, чтобы «они стали более миссионерскими». Требование реформы напрямую касается и института Папства.
«Призванный сам жить тем, к чему я призываю других, — пишет Франциск, — я вынужден думать и об обращении Папства. В качестве Епископа Рима я обязан прислушаться к предложениям относительно исполнения моего служения, чтобы оно в большей мере соответствовало критериям, которыми пожелал его наделить Иисус Христос, и актуальным требованиям евангелизации. Как Папство, так и центральные структуры Церкви должны услышать призыв к обращению».
В этой связи необходимо заново переосмыслить роль Конференций епископов. Папа просит Епископские конференции внести свой вклад в развитие «духа коллегиальности», который, по его утверждению, еще «не до конца проявился». Необходимо провести «здравую децентрализацию» и не страшиться пересмотра тех церковных обычаев, которые непосредственно не связаны с сутью Евангелия.

Церкви надлежит выйти за пределы своей ограды, чтобы «дойти до людских окраин», что однако не означает хаотичного движения без смысла и цели. Необходимо, «чтобы двери церквей везде были открыты. Все могут каким-либо образом участвовать в жизни Церкви, и даже двери Таинств нельзя закрывать по тому или иному поводу. Евхаристия – это не награда для совершенных, но благотворное лекарство и пища для слабых. Церковь – это не таможенная служба, а отчий дом, где найдется место каждому человеку с его непростой жизнью».
Папа подчеркивает, что он предпочитает видеть «Церковь раненую и грязную оттого, что она вышла на улицу, нежели Церковь (…) для которой только и важно быть центром, которая замыкается в клубке навязчивых идей и процедур». Если нас что-то должно по-настоящему волновать, — пишет Святой Отец, — так это только то, что многие наши братья лишены близких отношений со Христом.

Франциск указывает на угрозы, которые несет современный мир, прежде всего, на культ денег, и проводит анализ современной экономической системы, «несправедливой в корне». Эта система убивает, — утверждает Папа, — она порождает культуру отбросов общества. Папа обличает такие феномены, как коррупция, уклонение от налогов, финансовая спекуляция, – и призывает Церковь «не оставаться на задворках борьбы за справедливость». Святой Отец вновь напоминает о преимущественном выборе Церкви в пользу бедных, перечисляя различные формы бедности и несправедливости в нашем мире.

Далее Папа Франциск перечисляет искушения, которые могут угрожать пастырям Церкви: индивидуализм, кризис принадлежности, спад усердия. Самая большая угроза исходит от «серого прагматизма церковной повседневности, в которой всё, казалось бы, проходит нормально, а на самом деле вера угасает». Папа призывает не впадать в пессимизм и стать для мира знамением надежды, производя «революцию милости». Папа упоминает о тех, кто чрезмерно печётся о литургии, о доктрине и престиже Церкви, не заботясь о том, чтобы Евангелие по-настоящему вошло в жизнь людей. «Упаси нас Бог от Церкви, которая за духовным и пастырским занавесом остается мирской!» — восклицает понтифик на страницах документа.
Папа указывает на множество внутренних раздоров в Церкви, на зависть и ревность между общинами: «Кого мы собираемся евангелизировать при таком поведении?» — вопрошает он.
Святой Отец призывает заново переосмыслить роль в Церкви верных мирян и женщин. Речь не идет о допущении женщин к священническому служению, которое «зарезервировано для мужчин как знамение Христа Жениха», и эта тема не подлежит дискуссии. Однако нельзя забывать, что сущность священства – в служении, и «исполняемые в Церкви функции не предполагают превосходства одних над другими», как и о том, что «женщина Мария более важна, чем епископы».

Касаясь непосредственно проповедования Евангелия, Папа Франциск уделяет много внимания гомилиям, которые должны быть хорошо подготовленными и краткими. Ядро евангелизации составляет керигма, в которой должна постоянно воспроизводиться главная весть христианства: «Иисус Христос любит тебя. Он пожертвовал Своей жизнью, чтобы тебя спасти. Ныне Он – жив и постоянно находится рядом с тобой, чтобы просвещать, подкреплять и освобождать тебя».
Святой Отец обращает внимание и на социальный аспект евангелизации: реабилитацию маргиналов, дабы помочь им стать полноценными членами общества, заботу об общественном благе, диалог мира…
Большую евангелизационную значимость имеет экуменический диалог, прежде всего с православными, у которых можно поучиться «епископской коллегиальности и соборности», а также диалог с иудеями и мусульманами, агностиками и неверующими.

Последний раздел документа посвящен «евангелизаторам Святым Духом» – тем, кто «бесстрашно открывается деланию Святого Духа». Это – «евангелизаторы, которые молятся и трудятся». Святой Отец призывает не падать духом при виде скудных результатов евангелизации, поскольку ее «плоды часто бывают невидимы, неощутимы, и их нельзя подсчитать».
Апостольское обращение завершается молитвой к Деве Марии, Матери евангелизации: «Всякий раз, взирая на Марию, мы утверждаемся в вере в революционную силу любви и нежности».

Сибирская католическая газета по материалам Radio Vaticana

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна