1 НОЯБРЯ — ТОРЖЕСТВО ВСЕХ СВЯТЫХ
Сегодня Церковь призывает нас вспомнить о великом множестве мужчин и женщин, когда-то последовавших за Христом на земле, а ныне блаженствующих на небе. Мы также просим их о заступничестве. Праздник Всех Святых известен с VIII века. Его главная идея подразумевает всеобщее (вне зависимости от профессии и гражданского статуса) призвание к святости. Этой цели мы достигаем в Общении Святых.
Папа Иоанн Павел II в одной из своих проповедей на День Всех Святых заметил, что это торжество объединяет в себе ряд существенных моментов христианского мировоззрения. Среди них: истины Общения Святых, всеобщего призвания ко Спасению, единого источника всякой святости (а им является Сам Бог), христианской уверенности в будущем, близких отношений с Богом, взаимосвязи Спасения и страданий, блаженства усопших во Христе. Однако же ключевым его моментом является «радость, которую мы свидетельствуем во входном антифоне Мессы этого дня: Возрадуемся все о Господе, празднуя торжество в честь Всех Святых. Речь идет об истинной радости, чистой, вдохновляющей, подобной радости членов большой семьи, связанных друг с другом крепкими узами родства.
Церковь предлагает нам ныне вспомнить тех, кто, подобно нам, жил на этой земле и закончил свой путь, преодолев многие трудности и испытания. Это – великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков
(Откр 7,9). На их чело положена печать, они облачены в белые одежды, они омыли одежды свои Кровию Агнца (ср. Откр 7,1-17). Печать и одежды – это символы Крещения, запечатлевающего навсегда человека, а также обновляющей его благодати, преподанной в таинствах и заслуженной добрыми делами.
Есть множество святых – разного возраста и гражданского состояния – официально признанных таковыми Церковью. Мы вспоминаем их в определенные дни, видим в них наших заступников, помощников во многих нуждах. Однако сегодня мы вспоминаем великое множество
тех, кто уже достиг небесного блаженства, прежде посеяв на земле семена радости и любви. Мы прибегаем к заступничеству тех, кто стал святым, может быть, не отдавая себе в этом отчета, тех, кто жил рядом с нами, имел ту же, что и мы, профессию (служащего, рабочего, преподавателя, продавца, секретаря…), сталкивался с теми же проблемами, что и мы, вынужден был, как и мы, начинать всё сначала. Эти люди – святые, хотя их имена и не числятся в церковном календаре. Как сказал Иоанн Павел II, «просвещенный верой взор ликует при виде великого множества мирян, мужчин и женщин, часто незамеченных и непонятых при жизни, далеких от сильных мира сего, но близких своему Небесному Отцу. Они жили нормальной жизнью, занимались повседневными трудами, и показали себя неутомимыми работниками в винограднике Господнем, смиренными, но сильными благодатью Божией провозвестниками Царствия Божия». В конечном счете, это те, кто призван «с Божией помощью блюсти и совершенствовать в своей жизни принятое ими [в Крещении] освящение» (II Ватиканский Собор, Конституция «Lumen gentium», 40).
Все мы призваны к полноте Любви, к борьбе с собственными страстями и похотями, к постоянному обращению… Святость обуславливается не нашим гражданским статусом – тем женаты мы или нет, являемся ли духовными или мирянами – а глубиной нашего отклика на благодать Божию. Церковь учит, что работник, рано утром встающий к станку или занимающий место за офисным компьютером, мать семейства, ведущая домашнее хозяйство, и все прочие, трудящиеся на месте, назначенном для них Богом, освящаются через добросовестное исполнение своих обязанностей… Мы приходим к Богу, добросовестно исполняя свои обязанности. Мы посвящаем сделанную нами работу Богу и тем придаем ей высший смысл. Мы служим Богу, с любовью относясь к другим людям, оказывая им услуги, практикуя аскезу в доступной нам форме. Уже здесь, на земле, мы различаем Лик Божий, который однажды увидим лицом к лицу. Мы можем стяжать дух созерцания и вступить в полноценное общение с Богом-Отцом, не оставляя наших повседневных занятий, кажущихся нам такими обыденными. Ведь, как заметил св. Хосемария Эскрива, «чтобы любить Бога и служить Ему, не надо делать ничего странного или необычного. Христос призывает всех людей без исключения быть совершенными, как совершен Его Отец Небесный (ср. Мф 5,48). Для огромного большинства людей святость подразумевает освящение их труда, освящение в труде их самих и освящение других людей этим трудом. Так они смогут встретиться с Богом в своей повседневной жизни».
А разве матери семейств, ученые, рабочие, уже взошедшие на небеса, делали что-то другое? Мы тоже хотим там оказаться. Это для нас – самое важное. Наша святая решимость имеет огромное значение и для Спасения ближних. Если нам, с помощью Божией, с помощью множества других людей, все же удастся войти в дом Божий, мы придем туда не одни, а приведем с собой наших близких и друзей. Те, кто сейчас блаженствует на небесах, освящали себя в повседневности. Если же им порой случалось упасть, они каялись и вставали, чтобы продолжить свой путь. Так должны вести себя и мы: день за днем карабкаться, подниматься все выше и выше, делая для этого все, что в наших силах, и вытягивая за собой других…
Многие из тех, кто ныне созерцает Бога, не совершили великих подвигов, не пережили захватывающих приключений. Они лишь добросовестно исполняли свои обыденные обязанности. Они совершали ошибки, бывали нетерпеливы, порой ленивы или излишне самоуверенны. Иногда им доводилось впадать и в тяжкие грехи. Зато они охотно каялись, исповедовались и «начинали жизнь сначала». Они искренне любили Бога. Они стали «древом, приносящим обильные плоды». Они отдали свою жизнь Христу. Они не считали себя святыми, как раз наоборот, ощущали крайнюю нужду в милосердии Божием. Всем им – в большей либо меньшей степени – пришлось претерпеть болезни, скорби, пережить «плохие времена», когда всё давалось им с величайшим трудом. У них случались блестящие успехи и тяжелые поражения. Когда им было совсем плохо, они вспоминали слова Иисуса: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11,28). Они уповали на Господа, любили приходить к Нему в гости и оставаться с Ним наедине, любили с Ним разговаривать, почитали Его в Пресвятой Евхаристии, даже на один-единственный день не покидали Его…
Эти блаженные небожители – очень разные. Однако есть одна черта, которая роднит их всех. Все они любили окружающих. Вот и Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13,35). Таковы святые, населяющие обители Божии.
«Пути, которыми достигают совершенства, могут быть самыми разнообразными, — писал св. Максимилиан Кольби. — Порой они даже исключают друг друга. Тем не менее, все вместе они составляют гармоничное целое, превосходную мозаику, отражающую многогранные Божественные совершенства. А основание у всех одно и то же – святость. Святость – это ничто иное, как единение нашей души с Богом, единение нашей воли, нашего разума и всего нашего существа с волей Божией, это – обожение человека». Мы находимся на пути к желанной цели и очень нуждаемся в Божественном милосердии. Бог безмерно милосерд, Он ни на секунду не оставляет нас Своим попечением, а нам следует почаще об этом вспоминать, особенно в годину тревог и искушений.
На небесах нас ожидает бесчисленное множество друзей. Они помогают нам не только своим примером, освещающим наш путь, позволяющим ясно увидеть требования, предписываемые долгом. Они также подкрепляют нас своими молитвами, в отличие от наших, слабых и неадекватных молитв столь могущественными и своевременными. Выглянув из окна в ясную ноябрьскую ночь, мы сможем увидеть усыпанный звездами небосвод. Вглядываясь в него, вспомним о бесчисленных святых, спешащих нам на помощь. Эта мысль поддержит нас в трудную минуту. На небесах ожидает нас и Пресвятая Богородица. Она протянет нам руку и приведет нас к престолу Своего Сына. Поблизости от Него мы увидим многих близких нам людей.
Ф. Карвахал, «В общении с Богом»