«Тайна Пресвятой Троицы в западном и восточном богословии» — великопостная проповедь отца Канталамессы

16 марта в ватиканской часовне «Redemptoris Mater» проповедник Папского дома о. Раньеро Канталамесса произнес вторую великопостную проповедь для Папы и Римской Курии. Неделей раньше отец Раньеро размышлял на тему апостольского увещания «Evangelii Gaudium» Папы Франциска, призывая всех верующих во время Четыредесятницы наполнить свои сердца Святым Духом.

На этот раз размышления капуцина были сосредоточены на теме «Восток и Запад перед тайной Троицы». Отец Канталамесса объяснил, что выбрать эту тему его побудила поездка Папы Франциска в Турцию, кульминацией которой была встреча с Патриархом Варфоломеем. Ссылаясь на документы церковного учительства, проповедник подчеркнул ценность обеих традиций – западной и восточной – для осознанного христианского опыта.
«Православная и Католическая Церкви имеют общую веру в Троицу, в воплощение Слова, в Иисуса Христа – истинного Бога и истинного человека в единой ипостаси, Который умер и воскрес ради нашего спасения и даровал нам Святого Духа; мы веруем, что Церковь – это Его Тело, оживотворенное Святым Духом, что Евхаристия – это источник и вершина христианской жизни, что Мария – Теотокос, Матерь Божья, а мы предназначены для вечной участи». Различия – добавил отец Канталамесса – касаются в основном истолкования этих тайн, и они вторичны.
Если в прошлом отношения между западным и восточным богословием строились на апологетике и полемике, то теперь наступило время обратить эту тенденцию. Отец Канталамесса процитировал языческого мыслителя IV века Квинта Аврелия Симмаха, применив его слова к тайне Пресвятой Троицы: «К столь великой тайне нельзя подойти одним только путём».
2Проповедник вспомнил слова Папы Франциска о «примиренных различиях», — не замалчиваемых или упрощенных, а именно примиренных, — и пояснил, в чем различия между западным и восточным подходом к тайне Троицы. Хотя обе традиции имеют свои истоки в единстве Бога, в латинской теологии трактат «De Deo uno», о Боге едином, всегда предваряет трактат «De Deo trino», то есть о Троице, в то время как для греческих богословов — здесь о. Канталамесса сослался на Григория Нисского — «единство трех Божественных Лиц дано тем фактом, что Сын совершенно (существенно) един с Отцом, как един и Святой Дух с Сыном». Обе традиции являются богатством для всех. Церковь нуждается в том, чтобы «полностью принять православный подход к Троице в её внутренней жизни, то есть в молитве, созерцании, литургии и мистике; нуждается и в том, чтобы иметь в виду латинский подход с его евангелизационной миссией ad extra».
Затем проповедник Папского дома отметил, что «Церковь призвана найти способ возвещения тайны триединого Бога категориями, подходящими и понятными для людей своей эпохи. Так поступали Отцы Церкви и древние Соборы, и именно в этом прежде всего состоит верность по отношению к ним».

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна