Страстной Четверг в Ватикане
Утром Великого (Страстного) Четверга Папа Франциск возглавил Мессу освящения мира и благословения елея в соборе Св. Петра в сослужении священников Римской епархии. Именно к ним была обращена его проповедь под выразительным названием «Помазанные елеем радости».
«Дорогие братья в священническом служении, — сказал Святой Отец, — сегодня, в Великий Четверг, когда Христос возлюбил нас до конца (Ин 13,1), давайте совершим память счастливого дня установления священства, а также дня нашего священнического рукоположения. Господь помазал нас во Христе елеем радости, и это помазание побуждает нас принять в собственное распоряжение великий дар священнической радости и ликования. Радость священника – это драгоценный дар не только для него, но и для всего народа, верного Богу: верного народа, в среде которого священник призван быть помазанником и который сам он послан помазывать.
Мы помазаны елеем радости, чтобы помазывать елеем радости. Священническая радость имеет свой источник в Любви Отца, и Господь желает, чтобы радость этой Любви “была в нас” и “была полной” (Ин 15,11). Но мне нравится думать о радости, созерцая Деву Марию, “Матерь живого Евангелия, источник радости для малых мира сего”.
Священник – это человек очень маленький: неизмеримое величие полученного дара служения помещает нас в один ряд с самыми малыми из людей. Священник – это беднейший из людей, если Иисус не обогащает Его Своей нищетой, это – самый что ни на есть “раб ни на что не годный”, если Иисус не называет его другом, самый безумный из людей, если Иисус не наставляет его терпеливо, как Петра, самый беззащитный из христиан, если Добрый Пастырь не укрепляет его посреди стада. Никто не может быть меньше священника, если он полагается только на собственные силы. Поэтому наша молитва, которой мы защищаемся от всех нападок Лукавого, – это молитва нашей Матери: я – священник, потому что Он призрел на мою малость. И, исходя из этой малости, мы и принимаем нашу радость. Радость в нашей малости.
Есть три главных аспекта священнической радости: ее происхождение из помазания, ее неуничтожимость, и ее миссионерский характер.
Во-первых, священническая радость проистекает из помазания или данной извне благодати, которая проникает в Таинстве рукоположения вплоть “до разделения суставов и мозгов”, и благодаря ей мы избегаем опасности превратиться в наглых, живущих на показ нахлебников.
Неуничтожимость радости заключается в том, что этой благодати никто у нас не в силах отобрать, хотя грехи и заботы способны ее отчасти затмить.
Наконец, миссионерский характер радости побуждает священника обратиться лицом к народу Божию, чтобы преподавать ему Таинства и евангелизировать его.
С этими тремя аспектами связаны три конкретные добродетели или три образа жизни, которые являются сестрами священнической радости. Это бедность, верность и послушание.
Бедность – потому что священник отрекается от многих вещей, не пытаясь достичь внутреннего удовлетворения собственными силами.
Мы знаем, что наш народ необыкновенно щедр в своей благодарности священникам даже за самые малые из связанных с его служением благословений, а прежде всего – за Таинства. Многие из тех, кто ныне говорит о кризисе священнической идентичности, упускают из виду то обстоятельство, что идентичность подразумевает принадлежность. Нет идентичности, а значит, и радости жизни, без активной и преданной принадлежности к верному Народу Божию. Священник, пытающийся обрести свою священническую идентичность вглядываясь в свою личную духовную жизнь, натыкается лишь на указатели, которые информируют его об “исходе”. Это призыв выйти за пределы собственного “я”, выйти навстречу Богу в адорации, выйти, чтобы дать своей пастве то, что тебе было дано, поверено, а твоя паства позаботится о том, чтобы ты почувствовал и оценил, кем ты на самом деле являешься, кем ты называешься, какова твоя идентичность, и чтобы ты радовался во стократ сильнее, как и обещал Господь Своим рабам. А если ты не выйдешь за пределы собственного “я”, твой елей прогоркнет и твое помазание останется без плода. Выход за пределы собственного “я” подразумевает отречение от себя и приводит к бедности.
Другая сестра священнической радости – верность. Речь здесь идет не о полной безгрешности, а о постоянно обновляемой верности Невесте Церкви, что сопряжено с даром плодотворного сверхприродного отцовства.
Духовные дети, которых Господь дарит каждому священнику – люди, которых он сам крестил, семьи, чей брак он благословил, а потом помог им жить, больные, о которых он заботится, молодежь, которую он катехизирует и воспитывает, нуждающиеся, которых он спасает, – это и есть та самая “невеста”, к которой он, исполняясь радости, относится как к исключительной и единственной возлюбленной, постоянно обновляя свою ей верность. Это и есть живая Церковь, у которой конкретные имена и фамилии, и о которой священник заботится в своем приходе или в порученной ему миссии. Эта Церковь доставляет священнику радость, если он ей верен, если он делает всё, что должен делать, и отказывается от всего, от чего должен отказаться, чтобы пребывать среди овец, вверенных ему Господом: “паси овец Моих” (Ин 21,16.17).
Наконец, третья сестра священнической радости – это послушание. Здесь имеется в виду как послушание вышестоящим иерархам в рамках исполнения священнической миссии, так и готовность к служению верным.
Готовность священника предоставить себя в распоряжение верным превращает Церковь в дом с открытыми дверями, в прибежище грешникам, в семейный очаг для не имеющих крыши над головой, в больничный покой для недужных, в молодежный лагерь, в катехитический класс для детей, готовящихся к Первому Причастию. Там, где у Народа Божия возникает какая-либо потребность или нужда, там и надлежит быть священнику, который умеет слушать и слышит милостивое повеление Христа, Коей послал его с милосердной любовью спешить на помощь, дабы удовлетворить возникшую нужду или поддержать проявившиеся добрые намерения с креативной любовью. Так пусть же каждый имеющий призвание знает, что в этом мире есть место полной и подлинной радости: радости того человека, который был призван из среды народа, который любит и который был послан к народу в качестве распорядителя дарами и утешениями, исходящими от Иисуса, Пастыря Доброго. Того, Кто преисполнившись глубокого сочувствия ко всем малым и отверженным на этой земле, ко всем измученным и угнетенным, блуждающим как овцы без пастыря, восхотел сделать многих людей соучастниками Своего служения, чтобы таким образом остаться на земле и действовать в лице Своих священников для блага Своего народа.
В этот Святой Четверг я молю Господа Иисуса помочь многим юношам осознать, что пламенная ревность способна возжечь радость в их сердцах как только они наберутся смелости откликнуться на ее призыв.
В этот Святой Четверг я молю Господа Иисуса помочь сохранить ту радость, которую я вижу теперь в глазах недавно рукоположенных священников, которые идут вперед, чтобы приобрести мир, чтобы полностью растратить себя ради Народа Божия, которые теперь радуются, когда готовят свои первые проповеди, когда служат свою первую Мессу, совершают свое первое Крещение, принимают свою первую исповедь… Эта радость от возможности делиться своим восхищением и, прежде всего, как надлежит Божьим помазанникам, сокровищем Евангелия, и от возможности делиться своим помазанием с верными еще и иным образом: отвечая на их потребности, благословляя их, когда они склоняют головы, принимая в свои руки их детей, возлагая руки на больных… Господи, помоги молодым священникам сохранить радость, чтобы идти вперед, чтобы делать всё как будто в первый раз, чтобы радостно посвящать всю свою жизнь без остатка.
В этой священнический Четверг я прошу Тебя, Господи Иисусе, утвердить в священнической радости тех, кто уже прослужил несколько лет. Утвердить в радости тех, кто уже познал тяжесть неусыпного священнического служения, много потрудился на апостольской ниве, дабы они восстановили силы и “обрели второе дыхание”, выражаясь языком спортсменов. Господи, сохрани ту глубину, мудрость и зрелость, которыми отмечена радость этих опытных священников. Пусть они со всей искренностью смогут повторить вслед за Неемией: “радость в Господе – сила моя”!
Наконец, в этот священнический Четверг я прошу Господа Иисуса сделать более понятной радость пожилых священников, будь то здоровых или больных. Этой радостью является Крест, проистекающий из опыта, коим мы обладаем, это нетленное сокровище в хрупких глиняных сосудах. Пусть эти священники будут счастливы, где бы они сейчас ни находились, пусть они в череде прожитых лет ощутят, по выражению Романо Гвардини, “привкус вечности”. Пусть они передадут факел радости новым поколениям своих духовных детей, как духовное обетование, благословение мира и надежды, которая не постыжает».
В тот же день Папа Франциск возглавил Мессу Воспоминания Тайной Вечери в Римском центре опеки о пожилых людях и людях с ограниченными возможностями «Святой Марии Провидения», в котором постоянно проживает 150 пациентов. Все они, вместе со своими опекунами и родственниками, приняли участие в Папской Мессе, которая служилась во вместительной часовне упомянутого заведения. В своем кратком слове после Евангелия Святой Отец объяснил смысл обряда омовения ног:
«Мы слышали, что сделал Иисус во время Тайной Вечери, — сказал он. – Это был жест прощания. Это – своего рода завещание, которое Он нам оставил. Он – Бог, а стал слугой, нашим слугой. Это Его завещание: мы тоже должны быть друг для друга слугами. Он пошел этим путем по побуждениям любви. Также и вы призваны любить друг друга взаимно и быть друг для друга слугами. Такое завещание оставил нам Иисус. И Он совершил этот жест – умовение ног, и это был символический жест. Людям, восседавшим за столом, приглашенным на обед, эту услугу оказывали рабы. Мыть ноги тогда было необходимо, поскольку улицы были немощёные. И Иисус, делая такой жест, исполнял обязанности раба, слуги. И оставил нам это как пример. Мы призваны быть друг для друга слугами. По этой причине и Церковь в день, когда вспоминается Тайная Вечеря, когда Иисус установил Евхаристию, включает в чин Мессы этот обряд омовения ног, который напоминает нам, что мы должны служить друг другу. Сейчас я исполню этот обряд, а мы все вспомним в глубине сердца о других людях, вспомним о любви, которую, по заповеди Иисуса, мы должны испытывать к ближним. И подумаем о том, как мы лучше всего можем послужить другим людям. Ведь именно этого хочет от нас Иисус».
После этого Папа Франциск умыл ноги двенадцати пациентам Центра, представлявшим разные возрастные категории в диапазоне от 16 до 86 лет. Среди них был и один мусульманин, поскольку завещание Иисуса касается всех людей без исключения, вне зависимости от религиозного исповедания.