Столетие недели молитвы о единстве христиан (1908-2008)

«Да будут все едино» (Ин 17,21)

Немногие знают, что практика молитвы о единстве христиан имеет долгую историю, истоки которой восходят к двум англиканцам — англичанину преп. Спенсеру Джонсу и епископальному американцу преп. Полю Френсису Ваттсону. Спенсер Джонс выступил с инициативой праздничной недели (8 дней) молитв за единство христиан, с 18 по 25 января (The Church Unity Octave). В следующем году (1909) П.Ваттсон и основанная им Конгрегация вошли в полное общение с Католической Церковью, и это коллективное присоединение было одобрено Апостольским Престолом. Три месяца спустя эта праздничная неделя была одобрена архиепископом Нью-Йорка и апостольским нунцием в США. В 1898 они вместе с П.Ваттсоном и с англиканской монахиней, сестрой Лаурой Вите, основали Общество примирения (монашескую общину, состоящую из францисканских братьев и сестер примирения). Направленность основания этих монашеских общин внутри епископальной протестантской Церкви — молиться о единстве христиан, особенно англиканской и католической Церквей, и трудиться над этим. Поэтому молитва о единстве для о.Поля была страстью, более того, была основной причиной существования его Конгрегации, название которой («Atonement») означало объединение и указывало на цель этой общины. В жизни о. Поля основная идея примирения — это именно тот особый и уникальный тип примирения, доброжелательно предложенный Богом через искупительную смерть Его Сына на кресте. О. Поль нашел это слово и эту идею в Послании Римлянам (5,11), где в протестантской версии Библии на английском языке (называемой Библией короля Якова), которой он пользовался, слово «примирение» переведено как «atonement» (объединение; искупление). Это слово подчеркивает средства нашего искупления и имеет в виду плод искупительной жертвы Христа. В деятельности и мысли о. Поля эти два концепта были тесно объединены, что хорошо заметно именно в предложении молитвы о единстве. Оригинальность формулы о. Поля была не в Неделе молитвы как таковой, потому что несколькими годами ранее Папа Лев XIII предложил Девятидневный молитвенный обет между Вознесением и Пятидесятницей, чтобы взывать к Духу об обновлении земли; в ней он предполагал в основном объединение Церкви с Востоком. По этой инициативе о. Поля Ваттсона период молитвы переместился с Пятидесятницы на дни между 18 и 25 января, что вызвало и перемену значения: 18 января — праздник Кафедры св. Петра, означал для о. Поля праздник в честь того, кого Сам Бог установил центром католического единства (protos), как написано в Равеннском Документе (2007), п. 42.

25 января — праздник Обращения великого Апостола язычников. Когда Иисус молился о единстве Своих учеников, Он делал это, «чтобы мир поверил». Начнем с единства, чтобы можно было завершить обращением всего мира. Вот как он понял назначение этой Недели молитвы: единство верующих помогает миссии Церкви и направлено на распространение Евангелия, более того, это условие, необходимое «чтобы мир поверил». С самого начала эта молитва о единстве была предложена всем христианам, не только верующим своей Церкви. Она задумана как общая молитва среди христиан различных Церквей. К сожалению, было еще не время для воплощения этой идеи. Постепенно Дух подготовил почву, благодаря многим людям, таким как аббат Кутюрье, и организациям, как Всемирный совет Церквей, Папский Совет по содействию христианскому единству. Вселенский II Ватиканский Собор в документе Unitatis Redintegratio, давая указания об осуществлении экуменизма, помещает молитву о единстве христиан в то ядро, которое называет душой всего экуменического движения. Этот декрет отмечает три измерения, составляющие духовный : обращение сердца, святость жизни, общие и частные молитвы (UR 8).

В этом году мы отмечаем 100 лет непрерывной молитвы о единстве христиан с 18 по 25 января. Тема этой недели — «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5,17). Такой великий экуменист, как о. Ив Конгар, часто говорил: «Мы можем пройти в дверь экуменизма только на коленях».

о. OFM

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна