Спустя 50 лет после публикации Nostra Aetate
В воскресенье, 17 января 2016 г., в центральную синагогу Рима пришел Папа Франциск, чтобы еще раз продемонстрировать политику Ватикана, которая направлена на выстраивание партнерских отношений с иудеями. Как стало известно журналу “КоммерсантЪ”, в ближайшие дни большинство главных раввинов Европы и Америки должны будут принять документ, в котором иудеи предложат понтифику совместно бороться с антисемитизмом и религиозным экстремизмом.
Поводом для посещения Франциском римской синагоги стал юбилей принятия Римско-Католической Церковью декларации Nostra Aetate, которая была принята II Ватиканским Собором (проходил в 1962–1965 годах). Собор 50 лет назад кардинально изменил взгляды Римско-Католической Церкви на иудеев. Католики, которые веками выступали инициаторами гонений на евреев, осудили действия, «которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев». В это же время Ватикан официально перестал обвинять иудеев в смерти Иисуса Христа. «То, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным»,— говорится в декларации Nostra Aetate. После того как Ватикан изменил свою позицию по еврейскому вопросу, отношения между религиями стали постепенно меняться в лучшую сторону. В апреле 1986 года Иоанн Павел II первым из всех католических первоиерархов посетил римскую синагогу, назвав иудеев «старшими братьями по вере». В марте 2000 года он помолился у Стены плача в Иерусалиме. «Декларация стала не только принятием четкой позиции против всех проявлений антисемитизма, но и заложила основы для новой богословской оценки отношений между Церковью и иудаизмом»,— заявил в 2012 году Папа Бенедикт XVI. По его словам, с ростом «доверия, уважения и доброй воли евреи и католики стали надежными партнерами, добрыми друзьями». Преемник Бенедикта XVI — Папа Франциск продолжил политику на сближение с иудеями, заявив в 2014 году: «Декларация стала залогом новых отношений с “нашими старшими братьями” и размышлений об их духовном наследии, которое стало основой диалога».
В апреле 2015 года в Ватикане впервые в истории состоялась встреча Папы Франциска с делегацией Конференции раввинов Европы. В ходе аудиенции понтифик напомнил, что Nostra Aetate является ориентиром в отношениях католиков и иудеев. В декабре 2015 года Ватикан изменил текст литургии, вернее, то место, в котором говорилось о евреях. «Католики не должны пытаться обратить евреев в свою веру,— говорится в новой версии текста богослужения.— Давайте молиться за евреев, чтобы Бог наш смог осветить их сердца и они признали Иисуса Христа Спасителем человечества». В предыдущих версиях молитвы евреи обвинялись в «слепоте» и «погружении во тьму». «Христианство и иудаизм взаимосвязаны, и Бог никогда не отменял своего договора с еврейским народом, а потому Церковь должна относиться к евреям иначе, нежели к исповедникам других религий,— объяснили в Ватикане причину изменений в литургии.— Католики также должны помнить о катастрофе европейского еврейства и делать все для борьбы с антисемитизмом». В Ватикане заявили, что «христиане не могут быть антисемитами, ведь христианство уходит своими корнями в иудаизм»: «Католики должны нести свидетельство своей веры в Иисуса евреям, но делать это в исключительно чуткой и скромной манере, признавая, что евреи несут слово Божие».
Визит Папы Франциска в синагогу стал важным событием для Рима. Все итальянские СМИ с утра 17 января сообщали о предстоящем визите понтифика к иудеям. Посетить главную синагогу Рима вместе с Папой удалось более чем тысяче человек, в основном это были члены римской еврейской общины, которым были выданы специальные приглашения.
Папа прибыл в синагогу ровно в 16:00. Первым делом он поприветствовал собравшихся в синагоге. Больше всех повезло тем, кто оказался у прохода: с ними Папа обменялся рукопожатием.
Главный раввин Рима Рикардо Де Сеньи, обращаясь к Папе, сказал: «В Талмуде есть Хазака, в которой говорится: “То, что происходит три раза, это становится постоянным”». Раввин имел в виду, что Папа Франциск стал третьим понтификом, который посещает эту синагогу. Его предшественники Иоанн Павел II и Бенедикт XVI в свое время тоже посетили эту синагогу. Главный раввин поблагодарил Папу Франциска за его позицию к антисемитизму. «Христиане и евреи должны работать вместе, чтобы сохранить планету»,— заявил Рикардо Де Сеньи.
Папа, в свою очередь, назвал евреев старшими братьями, отдал дань жертвам холокоста и призвал не допустить повторения страшной трагедии. «Насилие человека над человеком противоречит любой религии»,— заявил Папа. «Из врагов и незнакомых людей мы превратились в друзей и братьев,— сказал понтифик.— В диалоге евреев и христиан существует уникальная связь». Франциск призвал к миру в Европе, Святой земле, на Ближнем Востоке и в Африке.
Встреча Франциска с евреями Рима продлилась более полутора часов, его речь несколько раз прерывалась овациями. В завершение евреи преподнесли Папе картину, на которой была изображена ханукия (еврейский ритуальный светильник). Папа в ответ подарил серебряный бокал и документ 700-летней давности.
Как стало известно “Ъ”, евреи подготовили ответ католикам: планируется, что в очень скором времени иудеи примут свою декларацию. «Мы хотим дать ответ на Nostra Aetate,— рассказал “Ъ” глава Конференции раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт.— Может показаться, что мы с опозданием решили отреагировать на декларацию католиков, но я скажу словами, написанными в книге “Кохелет” (Екклесиаст): “Всему свое время”». В проекте документа, который оказался в распоряжении “Ъ”, иудеи не преминули вспомнить о своей богоизбранности, но признали, что евреев и христиан объединяет Ветхий завет. Самым революционным прорывом в отношениях между иудеями и католиками в документе названо признание католиками того, что евреи как народ не несут ответственность за распятие Иисуса Христа. Еще одним важным шагом в нормализации отношений евреи считают осуждение католиками антисемитизма. Позитивно евреи восприняли и решение Ватикана отказаться от прозелитизма по отношению к евреям. «Доктринальные различия не должны препятствовать мирному взаимодействию религий для улучшения общества, в котором мы все живем,— сказано в проекте документа.— Несмотря на наши непримиримые богословские различия, сегодня мы видим в католиках партнеров, близких союзников, друзей и братьев в поисках лучшего мира, социальной справедливости и безопасности». По мнению авторов документа, «христиане и евреи должны объединиться вместе с миролюбивыми мусульманами для борьбы с радикальным исламом, который угрожает всему миру в целом и христианским и еврейским общинам в частности». «Как люди, пострадавшие в свое время от геноцида, мы протягиваем руку дружбы всем христианам, которые подвергаются насилию и смерти на Ближнем Востоке и в других местах земного шара»,— говорится в документе. В конце документа евреи призвали другие христианские конфессии последовать примеру католиков и отказаться от миссии среди евреев.
«Ни одна из христианских церквей и так не ведет миссии среди иудаистов,— рассказал “Ъ” президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.— Но отказать еврею, если он захочет стать христианином, ни одна из церквей не сможет, потому что церковь считается с желанием человека». По мнению господина Лункина, евреи решили войти в коалицию с католиками на фоне растущего антисемитизма в Европе. «Они стремятся создать единый фронт борьбы с радикальным экстремизмом, который захлестнул мир,— считает эксперт.— Иудеи хотят поставить антисемитизм в один ряд с терроризмом и вместе с другими религиями бороться с ним».
«Этот документ помимо всего прочего призван объединить евреев,— признался “Ъ” Пинхас Гольдшмидт.— Католиков объединяет Папа, православных — патриархи, а евреев никто не объединяет, этот документ станет эпохальным, потому что впервые за много веков раввины со всего мира поставят свои подписи под ним».
Павел Коробов, Рим
Источник: Коммерсантъ