Слово Папы Франциска перед молитвой «Regina coeli» во 2-е воскресенье Пасхи (Божия Милосердия). 23 апреля 2017 г.
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Мы знаем, что каждое воскресенье – это «малая Пасха», но в Пасхальное время воскресные дни становятся для нас еще более значимыми. В церковной традиции сегодняшний день именуется «белым воскресеньем». Что это значит? Данное наименование связано с обрядом, участниками которого были верные, принявшие святое Крещение в Навечерие Пасхи. Всем им были вручены белые одежды – «альбы» – как знак обретенного ими достоинства детей Божиих. И сегодня происходит то же самое: новорожденные дети получают маленькую символическую накидку, а взрослые облачаются в настоящую, в полном смысле этого слова альбу, как мы могли это наблюдать на богослужении Навечерия Пасхи. В прошлом это белое облачение носили всю неделю, вплоть до нынешнего воскресенья, откуда и происходит название – “in albis deponendis” – воскресенье, в которое снимались белые одежды и новокрещеные начинали свою новую жизнь во Христе и Церкви.
Кроме того, в 2000 Юбилейный Год св. Иоанн Павел II принял решение посвятить это воскресенье Милосердию Божию. Это была поистине чудесная интуиция! Святой Дух внушил эту идею! Несколько месяцев назад мы завершили Чрезвычайный Юбилей Милосердия и нынешнее воскресенье содержит призыв со всей решимостью и в духе обновления принять благодать, проистекающую из Божьего Милосердия. Евангелие сегодняшнего дня повествует о явлении Воскресшего Христа ученикам, собравшимся в Сионской горнице (Ин 20,19-31). Святой Иоанн сообщает, что Иисус, приветствовав учеников, сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,21-23). В этом и состоит милосердие, явленное в день Воскресения Христова в форме отпущения грехов. Воскресший поручил Своей Церкви в качестве ее первого задания, ее основной миссии нести всем без исключения людям конкретно выраженное прощение. Возвещать прощение – это первейшее задание Церкви! В этом состоит осязаемый знак Его милосердия – даровать душевный покой и радость примирения с Господом.
В свете Пасхи милосердие можно рассматривать как определенную форму познания. Это важно: милосердие есть определенная форма познания. Нам известны различные формы познания: в чувственном опыте, через интуицию, через разум и еще многими другими способами. В том числе возможно и познание через опыт милосердия. Именно милосердие отворяет врата разума, что позволяет нам глубже проникнуть в тайну Бога и лучше понять самих себя. Благодаря милосердию мы начинаем сознавать, что насилие, злоба, месть не имеют смысла, и первой их жертвой становится тот, кто находится во власти этих чувств и тем самым роняет свое личное достоинство. Таким же образом милосердие отворяет и врата сердца и побуждает нас проявить сочувствие прежде всего к одиноким, изгнанным на социальные обочины людям, ведь именно милосердие заставляет всех нас чувствовать себя детьми одного Отца. Милосердие позволяет нам заметить тех, кто нуждается в утешении и подобрать подходящие слова, чтобы утешить.
Братья и сестры, милосердие согревает сердца и делает их чуткими к потребностям братьев, побуждает к солидарности, к тому, чтобы разделить их заботы. Подводя итог, можно утверждать, что милосердие делает нас орудиями справедливости, примирения и мира. Не следует ни на секунду упускать из виду, что милосердию принадлежит решающее значение в жизни веры, что милосердие – это конкретная форма свидетельства о Воскресении Иисуса.
И пусть Мария, Матерь Милосердия, поможет нам в это уверовать и пережить всё это в радости!
Перевод «Сибирской католической газеты»