Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень» в 5-е воскресенье Великого Поста. 18 марта 2018 г., площадь Св. Петра

Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень» в 5-е воскресенье Великого Поста. 18 марта 2018 г., площадь Св. Петра

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!

Сегодняшнее Евангелие (Ин 12,20-33) рассказывает о событии, имевшем место в последние дни жизни Иисуса. Сцена разыгрывается в Иерусалиме, куда Он пришел на празднование иудейской Пасхи. На это ритуальное празднование пришли и некоторые греки. Речь идет о людях, вдохновляемых религиозным чувством, увлеченных верой еврейского народа. Услышав про этого великого пророка, они подошли к Филиппу, одному из двенадцати апостолов, и сказали ему: «Мы хотим видеть Иисуса» (Ин 12,21). Иоанн выделяет это выражение, в котором акцентирует глагол «видеть». В устах евангелиста это означает выйти за пределы видимости, чтобы постичь тайну человека. Глагол «видеть», использованный Иоанном, означает дойти до сути, проникнуть зрением, понять самое сокровенное в личности, во внутреннем человека.

Реакция Иисуса вызывает удивление. Он не говорит «да» либо «нет», но заявляет: «Настало время прославиться Сыну Человеческому» (Ин 12,23). В этих словах, которые, на первый взгляд, просто игнорируют просьбу греков, на самом деле дан реальный ответ: тот, кто хочет познакомиться с Иисусом, должен взирать на , на котором является Его слава. Сегодняшнее Евангелие побуждает нас обратить свой взор на . – не элемент декора или украшение, он, несмотря на злоупотребление им временами, есть религиозный символ, который необходимо понять и о котором необходимо размышлять. В образе распятого Иисуса раскрывается тайна смерти Сына Божия в качестве высшего акта любви, источника жизни и спасения для людей всех времён. В Его ранах – наше исцеление.

Следует задуматься: «А как лично я смотрю на Крест? Как на предмет искусства, оценивая, насколько он красив? Или же, взирая на него, я вхожу в раны Иисуса и самоё Его Сердце? Созерцаю ли я тайну Бога, Коего замучили до смерти как раба и какого-то преступника?» Не забывайте: необходимо взирать на Крест, притом смотреть на него изнутри. Есть такое красивое богослужение: чтение молитвы «Отче наш» для каждой из пяти ран. Молясь «Отце наш», мы пытаемся проникнуть сквозь раны Иисуса во внутреннее Его, в Его средоточие, в самое Его Сердце. И там мы научимся великой мудрости тайны Христа, великой мудрости Креста.

И, разъясняя смысл Своего Воскресения, Иисус использует метафору и сообщает: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12,24). Этим Он хочет сказать, что исключительное событие – Его Крест, Смерть и Воскресение – есть акт плодоношения, в Его ранах мы обрели исцеление – и в этом их плод для множества людей. Тем самым Иисус сравнивает Себя Самого с пшеничным зерном, кое, умирая в земле, рождает новую жизнь. Вочеловечившись, Иисус пришел на землю, но и этого недостаточно. Он должен умереть, чтобы искупить человечество от рабства греху и одарить его новой, примиренной в любви жизнью. Я сказал, «чтобы искупить людей», но, на самом деле, чтобы искупить меня, тебя, всех нас, каждого из нас, Он заплатил эту цену. Это тайна Христа. Прийти к Его ранам, войти в них и созерцать их. Взирать на Иисуса, но изнутри.

Эта динамика пшеничного зерна, реализовавшаяся в Иисусе, должна также реализоваться и в нас, Его учениках. Мы призваны сделать «своим» этот пасхальный закон, гласящий: необходимо потерять жизнь, чтобы заменить ее новой, вечной жизнью. Что это значит, потерять жизнь? Что это значит, быть пшеничным зерном? Это значит поменьше думать о себе, о своих личных выгодах, быть в состоянии «видеть» и идти навстречу нуждам наших ближних, прежде всего, «последним» среди них. Это значит с радостью творить дела милосердия по отношению к страждущим физически и духовно. Вот это и есть стиль жизни по Евангелию, вызывающий наибольшее доверие. Это – необходимый фундамент развития нашего общества на принципах братства и взаимной благожелательности. Я хочу видеть Иисуса, и притом видеть Его изнутри. Мы войдем в Его раны и будем созерцать любовь Его Сердца к вам, ко мне, к нам всем.

Да поможет нам Дева Мария, созерцавшая всем сердцем Своим Своего Сына, начиная от яслей в Вифлееме и кончая крестом на Голгофе, встретить Его и познакомиться с Ним так, как Он Сам того желает, дабы мы могли жить, будучи Им просвещены, и приносить плод справедливости и мира.

Перевод «Сибирской католической газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна