Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в 3-е воскресенье Адвента. 17 декабря, площадь Св. Петра
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
В предыдущие воскресенья в литургии подчеркивалось, что это значит, «бодрствовать», и что конкретно подразумевает «подготовка путей Господу». А в это третье воскресенье Адвента, которое также называют «воскресеньем радости», нас приглашают к познанию того духа, в коем всё это должно совершаться, т.е. радости. Святой Павел призывает нас подготовиться к пришествию Господню трояким образом: во-первых, всегда радуясь, во-вторых, неустанно молясь, в-третьих, за всё благодаря.
Первое – это постоянная радость. «Всегда радуйтесь» (1 Фес 5,16), — говорит св. Павел. Это значит всегда пребывать в радостном расположении духа, даже если дела идут не так, как нам бы хотелось. Существует такая глубокая радость, которая тождественна миру. Это та радость, которая внутри. Мир – это радость. Тревоги, тяготы и скорби сопутствуют жизни каждого человека, мы все об этом хорошо знаем. Зачастую окружающая нас реальность выглядит неприветливой и бездушной, напоминающей ту пустыню, в которой звучал голос Иоанна Крестителя, о чем напоминает сегодняшнее Евангелие (ср. Ин 1,23). Но именно слова Крестителя свидетельствуют, что наша радость основана на уверенности в том, что это – населенная пустыня: «стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете» (Ин 1,26). Здесь речь идет об Иисусе, посланном Отцом. Он, как подчеркивает пророк Исаия, приходит, чтобы «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис 61,1-2). Эти слова, которые Иисус повторил, проповедуя в синагоге Назарета (ср. Лк 4,16-19), поясняют, что Его миссия в этом мире предусматривает освобождение от власти греха, включая личное и социальное порабощение, являющееся следствием греха. Он пришел на землю, чтобы возвратить людям достоинство и свободу сынов Божиих, кои только Он один может нам даровать и, тем самым, преисполнить нас радости.
Радость, которой характеризуется ожидание Мессии, основана на непрестанной молитве – это второй момент. «Неустанно молитесь» (1 Фес 5,17), — призывает Павел. Благодаря молитве, мы можем завязать прочные отношения с Господом, которые являются источником истинной радости. Невозможно купить христианскую радость. Она проистекает из веры и встречи с Иисусом Христом, причиной нашего счастья. Чем в большей мере мы укоренены во Христе, чем ближе мы к Иисусу, тем больше в нас утреннего мира, даже в гуще ежедневных проблем. Поэтому встретивший Иисуса христианин не может быть пророком несчастий. Он станет свидетелем и провозвестником радости – радости, которой нужно делится с другими, радости, которая заражает и делает наш жизненный путь не столь тяжелым.
Третий упомянутый Павлом момент – это непрекращающееся благодарение, что означает благодарную любовь к Богу. И в самом деле, Он так щедр к нам, а мы призваны всегда ценить Его дары, Его милосердную любовь, Его долготерпение и благость, тем самым пребывая в неустанном благодарении.
Радость, молитва и благодарение – это три фактора, которые готовят нас к тому, чтобы пережить Рождество Христово по-настоящему. На этом, последнем этапе Адвента мы вверим себя материнскому заступничеству Девы Марии. Она – причина нашей радости не только потому, что родила Иисуса, но и потому, что постоянно обращает нас к Нему.
Перевод «Сибирской католической газеты»