Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в 25-е Рядовое воскресенье. 24 сентября, площадь Св. Петра
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
В сегодняшнем евангельском чтении (Мф 20,1-16) мы находим притчу о поденных работниках. Иисус рассказывает ее, чтобы проиллюстрировать два аспекта владычества Божия: во-первых, что Бог желает призвать всех без исключения к трудам на благо Его Царства; и во-вторых, что в конечном итоге Он намеревается вознаградить всех одинаково – эта награда есть спасение, вечная жизнь.
Хозяин виноградника, символизирующий Бога, выходит ранним утром, чтобы нанять группу работников и уславливается с ними о заработной плате в один динарий за день работы. Это – нормальный заработок. Потом он раз за разом поступает таким же образом: он выходит нанимать работников, до того не имевших работы, целых пять раз, вплоть до самого вечера. В конце дня хозяин распорядился расплатиться равно со всеми, включая и тех, кто проработал только пару часов. Естественно, работники, нанятые первыми, возмутились, увидев, что им заплатили столько же, сколько и мало работавшим коллегам. Однако хозяин напомнил им, что они получили столько¸ сколько было условлено, и если Он пожелал быть щедрым с другими людьми, им не следует завидовать.
На самом деле эта «несправедливость» хозяина была призвана помочь слушателям притчи перейти на иной уровень восприятия, поскольку в данном случае Иисус рассуждает не о проблемах труда и справедливой заработной платы, а о Царствии Божием. В этом и состоит Его послание: в Царстве Божием не бывает безработных, все без исключения призваны внести свой вклад в его созидание, а в конце получить вознаграждение, проистекающее из Божией, а не из человеческой (к счастью!) справедливости, и это есть спасение, добытое для нас Иисусом Христом через свою Смерть и воскресение. Это спасение не заслужено нами, а подарено нам, оно совершается совершенно бескорыстно, и в нем «последние будут первыми, а первые последними» (Мф 20,16).
Используя эту притчу, Иисус стремится открыть наши сердца навстречу логике Отчей любви, бескорыстной и щедрой. Речь идет о том, чтобы удивить и привлечь нас «мыслями» и «путями» Божьими, которые, как напоминает пророк Исаия, отличаются от «наших мыслей и наших путей» (ср. Ис 55,8). Людские мысли часто бывают отмечены эгоизмом и поиском собственной выгоды, а наши узкие и извилистые тропки несравнимы с широкими и прямыми Господними трассами. Господь, руководствуясь милосердием (никогда не забывайте об этом!), великодушно прощает, будучи преисполнен щедрости и благости, изливаемых на каждого из нас, и открывает перед нами безбрежные горизонты Своей любви и благодати. Только это может подарить полноту радости человеческому сердцу.
Иисус хочет помочь нам уловить взгляд хозяина из притчи: взгляд, который Он бросает на всякого работника, ожидающего найма, взгляд, сопровождаемый приглашением идти трудиться в виноградник. Этот взгляд преисполнен внимания и доброжелательности; это взгляд, который побуждает, приглашает подняться и двинуться в путь; взгляд, в котором заключено пожелание жизни для всех нас, жизни полной, занятой, в которой нет места пустоте и рутине. Бог никого не изгоняет, Он желает, чтобы все без исключения достигли своей полноты. Такова любовь нашего Бога, Бога, Который является Отцом.
Так пусть же Пресвятая Мария поможет нам усвоить логику любви, избавляющую нас от претензий на заслуженное получение Божией награды и от склонности осуждать ближних.
Перевод «Сибирской католической газеты»