Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в 1-е воскресенье Адвента. 2 декабря 2018 г., площадь Св. Петра
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Сегодня начинается Адвент, литургический период подготовки к Рождеству Христову, побуждающий нас поднять взор и распахнуть сердце, дабы принять Иисуса. Мы переживаем Адвент не только в ожидании Рождества. Мы приглашены еще и пробудить ожидание славного возвращения Христова, Его явления в конце времен, чтобы подготовиться к последней встрече с Ним посредством последовательных и бесстрашных решений. Мы вспоминаем Рождество Христово, ожидаем Его славного пришествия и нашей личной с Ним встречи в день, когда Ему будет угодно призвать нас.
На протяжении этих четырех недель мы призваны отказаться от бесцветного и рутинного образа жизни, возродить надежды и мечты о новизне будущего. Именно в этом ключе звучит Евангелие сегодняшнего воскресенья (Лк 21,25-28.34-36) в коем нас предостерегают от попадания в плен эгоцентричного образа жизни и бешеного ритма времени. Особенно выразительно звучат слова Иисуса: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк 21,34-36).
Бодрствовать и молиться: вот как нужно жить в этот период, с сегодняшнего дня и вплоть до Рождества. Душевная сонливость происходит от постоянной замкнутости в себе самом, от зацикленности исключительно на собственной жизни с ее проблемами, радостями и скорбями, когда всё вращается только вокруг нас самих. И это утомительно, скучно, разрушительно для надежды. Здесь — источник апатии и лени, о чем и свидетельствует Евангелие. Адвент побуждает нас бодрствовать, глядя по ту сторону самих себя, расширяя наш ум и сердце, открываясь нуждам братьев и устремляясь к новому миру. Этого желают многие народы, страждущие от голода, несправедливости и войн. Этого желают все бедные, немощные, одинокие. Сейчас — самое время, чтобы открыть наши сердца и задаться конкретными вопросами относительно того, как и кому мы в действительности посвящаем свою жизнь.
Вторым фактором, способствующим надлежащему переживанию ожидания Господа, является молитва. «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21,28), — говорит Евангелие. Речь идет о том, чтобы встать и молиться, направляя свои мысли и сердца к скоро грядущему Иисусу. Мы встаем, когда напряженно ожидаем чего-то или кого-то. Мы с нетерпением ожидаем Иисуса и намереваемся ожидать Его в молитве, тесно сопряженной с бдением. Молитва, ожидание Иисуса, открытость по отношению к другим людям, бдение и преодоление замкнутости. Но, если мы собираемся встретить Рождество в атмосфере потребительства, в размышлениях о том, что купить, что предпринять, чтобы сделать «роскошный праздник», Иисус пройдет мимо, а мы так и не встретим Его. Мы же будем ожидать Иисуса, молясь и бодрствуя.
Но какова перспектива этого нашего молитвенного ожидания? Об этом не раз сказано в Библии, прежде всего, голосом пророков. Сегодня это голос Иеремии, который обращается к народу, тяжко удрученному изгнанием, сама идентичность коего поставлена под угрозу. И нам, христианам, тоже народу Божьему, ныне угрожают секуляризм и утрата идентичности, и даже «осквернение” христианского образа жизни. Вот почему нам так необходимо слово Божие, вещающее через пророка: «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек. (…) В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле» (Иер 33,14-15). Этой Праведной Отраслью является Иисус, грядущий и нами ожидаемый.
Так пусть же Дева Мария, приносящая Иисуса, Жена бодрствования и молитвы, поможет нам укрепить нашу надежду на исполнение обетований Иисуса, Сына Ее, дабы мы ощутили, что во всех перипетиях истории Бог остается верным и пользуется человеческими промахами, чтобы еще и еще раз засвидетельствовать Свое милосердие.
Перевод «Сибирской католической газеты»