Шесть Восточных Католических Церквей

Синод Епископов по Ближнему Востоку, проходящий в эти дни в Риме, близится к своему завершению. 20 октября его участники, разбившись на 10 языковых групп, приступили к выработке предложений, которые лягут в основу Апостольского обращения Папы Бенедикта XVI, подводящего итоги Синода. В нынешней ассамблее, кроме латинских иерархов, принимают участие и представители Церквей восточных обрядов, пребывающих в единстве с Римом, во главе со своими патриархами. Этим Церквам посвящен очерк Андрэ Кирка Ассафа, опубликованный на сайте агентства Zenit.

Площадь Св. Петра в эти дни представляет собой пестрое интернациональное зрелище. Вот протискивается сквозь толпу вездесущих туристов, заполнивших колоннаду Бернини, иранский аятолла в его характерном круглом тюрбане в сопровождении группы шиитских духовных лиц в красно-черных одеяниях. Мусульманские клирики негромко переговариваются друг с другом, направляясь в Ватикан на какую-то важную встречу.
А вот появляется еще одна группа лиц в экзотических для Рима одеждах. Оказывается это – клирики Католических Церквей различных восточных обрядов, участвующие в работе Специального Синода Епископов по Ближнему Востоку. Они, как и приглашенные в гости мусульманские богословы, спешат на очередное заседание Синода, который завершит свою работу в ближайшее воскресенье.
На брифинге по случаю его открытия генеральный секретарь Синода Епископов архиепископ Никола Этерович подчеркнул, что на Ближнем Востоке, кроме католиков латинского обряда, представлены еще шесть Восточных Католических Церквей «своего права», каждая во главе со своим патриархом – «отцом» и первоиерархом своей Церкви.
Мы бросим беглый взгляд на происхождение и историю этих Церквей, представленных на нынешнем Синоде, объединенных в вере и молитве и участвующих в выработке важных решений, касающихся будущих судеб христианства на их родной земле.

Армянская Церковь

По древнему преданию в Армении проповедовали апостолы Варфоломей и Фаддей. Эта страна первой сделала христианство своей государственной религией. Это произошло в 301 г., а во главе Армянской Церкви стоял тогда св. Григорий Просветитель. Впоследствии Церковь Армении не приняла решений Халкидонского (IV Вселенского) Собора и с 554 г. прервала общение с остальным христианским миром. В Средние века и в Новое Время переговоры о заключении унии Армянской Апостольской Церкви с Римом велись, периодически прекращаясь и возобновляясь, на протяжении нескольких столетий. К прочным результатам они так и не привели, а потому Папа Бенедикт XIV в 1742 г. учредил Армянскую Католическую Церковь.
Эта Церковь имеет статус патриархата с резиденцией в городе Бзуммар в Ливане, а ее приходы действуют в Египте, Сирии, Турции, Израиле, Иране, Ираке и Палестине, в последнее время – и в государстве Армения, странах бывшего СССР и Восточной Европе (для них установлен ординариат с центром в армянском городе Гюмри), а также в рассеянной по всему миру армянской диаспоре, прежде всего в Соединенных Штатах. Всего насчитывается порядка 540 тыс. армян-католиков, а патриархом ныне является Нерсес Бедрос XIX Тармуни.

Халдейская Церковь

Считается, что эта Церковь (для восточных сирийцев, проживавших в Месопотамии) была основана апостолом Фомой, а ее изначальным центром была Эдесса (ныне – на территории Турции). В настоящее время эта Церковь имеет статус патриархата с центром в г. Багдаде (Ирак) и насчитывает около 419 тыс. верных. В 2007 г. патриарх Эммануил III Делли стал первым халдейским католиком, возведенным в кардинальское достоинство.
Ряд халдейских патриархов, пребывающих в общении с Римом, восходит к 1553 г. (объединив поборников христианского единства из числа верных Ассирийской Церкви Востока). Правда, линия преемственности несколько раз прерывалась и конкурирующие претенденты на патриарший престол пытались формировать свои собственные иерархии. Но к 1830 г. остался только один претендент, и Папа Пий VIII присвоил ему титул Вавилонского Патриарха халдеев.
История Халдейской Церкви в Ираке была отмечена периодически вздымавшимися волнами гонений. Порой число верных уменьшалось практически до нуля: те, кто не был убит, вынуждены были спасаться бегством. И все же эта Церковь присутствует в Ираке и поныне, представляя собой заметное в социальной жизни страны сообщество. Кроме того, католики-халдеи проживают в Иране, Турции, Ливане, Сирии, Израиле, Египте, Франции и США.

Коптская Католическая Церковь

В 1741 г. епископ Коптской Церкви (одна из древних восточных Церквей, объединяющая коренное население Египта и не принявшая решений Халкидонского Собора) Амба Анастасий, возглавлявший епархию с центром в Иерусалиме, перешел в католичество вместе с двумя тысячами верных. Анастасий был назначен апостольским викарием этого вновь возникшего образования, однако вскоре возвратился в лоно своей Церкви. В 1824 г. Святой Престол учредил для коптов-католиков патриархат, который, однако, существовал лишь на бумаге из-за противодействия властей Османской империи. В 1895 г. Папа Лев XIII учредил патриархат повторно, а в 1899 г. возвел на патриарший престол епископа Кирилла с титулом «Патриарх Александрийский и всех коптов».
Ныне резиденция коптского католического патриарха находится в Каире. Из 163-х тысяч верных Коптской Католической Церкви лишь около 10 тысяч проживает за пределами Египта (главным образом, это эмигранты). Патриарший престол ныне занимает Его Блаженство Антоний Нагиб, который также является генеральным координатором Синода епископов Ближнего Востока. [20 октября Святой Отец объявил о том, что Патриарх Антоний Нагиб будет возведен в кардинальское достоинство на консистории 20 ноября 2010 года]

Мелькитская Греко-Католическая Церковь

Это – Церковь византийского обряда, возникшая вследствие унии с Римом в 1724 г. части верных Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Православных Патриархатов. Ее структуры были учреждены Папой Бенедиктом XIII в 1729 г. Ныне эта Церковь насчитывает порядка 1,3 миллиона верных.
Мелькиты всегда ревностно отстаивали свою каноническую и литургическую самобытность. Их патриарх Григорий (Юсуф) в свое время отказался подписать декларацию I Ватиканского Собора, провозглашавшую безошибочность Папы в вопросах веры и морали, а позднее согласился признать эту формулировку лишь с оговоркой «но без ущерба для исконных прав и привилегий Восточных Патриархов». Патриарх Григорий весьма резко протестовал и против политики латинизации Восточных Церквей. Возникшее тогда между Святым Престолом и униатами-мелькитами напряжение было несколько ослаблено с появлением энциклики Папы Льва XIII «Достоинство восточных» («Orientalium Dignitas»). II Ватиканский Собор рекомендовал восточным католикам бережно хранить древние традиции их благочестия. Следуя в этом русле, мелькиты во второй половине XX века окончательно очистили свою литургию от всех латинских заимствований. В 1995 г. 23 из 25 епископов Мелькитской Греко-Католической Церкви подписали декларацию из двух пунктов:
1.Я признаю всё вероучение Восточной Православной Церкви.
2.Я признаю примат Епископа Рима в тех пределах, в которых его признавали восточные греческие отцы 1-го тысячелетия неразделенной Церкви.
Мелькитский архиепископ Акко, Хайфы, Назарета и всея Галилеи, по национальности – палестинский араб, Элиас Мишель Чакур стал лауреатом Нобелевской премии мира за деятельность в области благотворительности и борьбы за мир, проводимой «Образовательным институтом Мар Элиаса».
Греко-католическим Патриархом Антиохии и Всея Востока, Александрии и Иерусалима ныне является Григорий III Лахам. Его резиденция находится в Дамаске (Сирия). Приходы Греко-Католической Мелькитской Церкви ныне действуют в Палестине, Израиле, Сирии, Иордании, Ливане, а также в Африке, Северной и Южной Америке и в Австралии.

Маронитская Церковь

Христиане-марониты получили свое название от сирийского монаха св. Марона, который, наряду со св. Иоанном Златоустом, играл важную роль в духовной жизни Антиохии конца IV века, но покинул город, чтобы стать отшельником по примеру св. Антония Египетского.
Марониты поддержали решения Халкидонского Собора 451 г. и вскоре оказались единственными сторонниками Халкидонского правоверия в Сирийском регионе, в связи с чем подверглись гонениям. 350 монахов были тогда убиты монофизитами, а прочие бежали в труднодоступные горы Ливана.
На фоне исламского вторжения, конфликта с Константинопольской Церковью и византийским императором Юстинианом II в 687 г. был избран первый собственный патриарх Иоанн Марон. Позднее маронитские первоиерархи приняли титул Патриарха Антиохии и Всея Востока.
Мусульманское владычество на Востоке делало невозможными контакты маронитов с Римской Церковью, но когда начались Крестовые походы, такие контакты состоялись, и в 1182 г. марониты подтвердили свое единство с Римом. Таким образом, марониты – это единственная в мире «не-униатская» Церковь восточного обряда: по их собственному убеждению, они всегда находились в общении со Святым Престолом. С 1584 г. марониты стали присутствовать в Риме: в «вечном городе» были открыты Маронитская Коллегия и несколько мужских и женских маронитских обителей.
В настоящее время марониты – это главная христианская конфессия Ливана. В этой стране их 930 тысяч. Но еще больше маронитов – почти 3 миллиона – проживает в диаспоре: в Австралии, США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Мексике, в Израиле и на Кипре.
Резиденция маронитского патриарха находится в городе Бкирки, в 25 милях от Бейрута. Патриарший престол ныне занимает Насрула Бутрос Сфейр.

Сирийская Церковь

Эта униатская община выделилась из лона Сиро-Яковитской Церкви (монофизитской) еще в XVII веке, но после 1702 г. линия ее патриархов прервалась из-за крайне отрицательного отношения властей Османской империи к католикам восточных обрядов. Почти весь XVIII эта сиро-униатская община провела в подполье. В 1782 г. только что избранный сиро-яковитский патриарх Михаил Джарвих объявил себя католиком и бежал в Ливан, где построил монастырь в Шарфе, который существует до сих пор и считается духовным центром сиро-католиков. С тех пор преемственность на престоле сирокатолических патриархов более не прерывалась. Что же касается резиденции патриархов, то она перемещалась из Ливана в Алеппо (Сирия), затем в Мардин (Турция) и, наконец, снова вернулась в Ливан, обосновавшись в Бейруте. Это случилось во время геноцида в Турции в годы Первой мировой войны, когда 37 500 сирийских униатов пали от рук турецких националистов.
Ныне сирийских католиков насчитывается порядка 159 тысяч. Они проживают на Ближнем Востоке – в Сирии, Ливане, Ираке, Иордании, Египте, Турции, а также в диаспоре – в Австралии, Швеции, Франции, Венесуэле, Бразилии, Судане, США и Канаде. Патриарх Игнатий Иосиф III Юнан (с титулом «Сирийский Патриарх Антиохии и Всея Востока») проживает в Бейруте.
Церковь придерживается западно-сирийского обряда. В ней служат «литургию Св. Иакова», корни которой по преданию восходят ко времени пребывания в Антиохии апостола Петра.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна