«Самое большое милосердие – это говорить правду с любовью». Вступительный доклад кардинала Петера Эрдё
После вступительного слова Папы Франциска работы Синода Епископов продолжились вводным докладом кардинала Петера Эрдё, генерального докладчика ассамблеи. Значительное место в докладе было уделено помощи малоимущим семьям и защите жизни от зачатия до естественного завершения.
В первой части доклада кардинал Эрдё перечислил проблемы, с которыми сталкиваются семьи: это миграция, социальная несправедливость, низкие зарплаты, рабочая мобильность, низкая рождаемость, насилие над женщинами, принуждение их к абортам, принудительная стерилизация, суррогатное материнство и использование донорских клеток для удовлетворения собственного желания иметь ребенка любой ценой. Основной вызов заключается в том, что прихоти превращаются в объект права, подчеркнул кардинал Эрдё. Кроме того, в современном обществе сексуальность отделяется от деторождения, а человеческая жизнь и родительство становятся «сборно-разборными», сказал генеральный докладчик.
Во второй части доклада речь шла о нерасторжимости брака, из которой исходит призвание семьи. Эта нерасторжимость – не бремя, а дар. Необходимо «продвигать достоинство брака и семьи как общины жизни и любви. С этой целью следует уделять особое внимание подготовке самих супругов – чтобы их брак оставался не внешним, эмоциональным фактом, но духовным и церковным, а также священнослужителей, призванных сопровождать семьи, обладая аффективной и психологической зрелостью.
Один из аспектов миссии семьи – это сотрудничество с общественными институтами, особенно там, где традиционное понимание семьи не соответствует христианской или естественной концепции.
«Деликатна и требовательна» задача Церкви по отношению к израненным семьям. Подход к ним должен быть основан на милосердии и радушии, но также и на ясном изложении истины о браке. «Самое большое милосердие – это говорить правду с любовью, — подчеркнул кард. Эрдё. – Мы идем дальше сочувствия»: милосердная любовь «притягивает и объединяет, преображает и возвышает, приглашает к обращению».
Докладчик остановился на отдельных случаях: в отношении к сожительствующим парам необходима «здравая педагогика», которая поможет привести их сердца к «полноте Божественного замысла». Для разведенных, оставшихся в одиночестве, следует организовывать епархиальные центры помощи, в том числе и для сопровождения детей, ставших жертвами таких ситуаций. Что касается разведенных второбрачных, то здесь необходимо углубленное размышление:
«Надлежит милосердное пастырское сопровождение, которое однако не оставляет места для сомнений насчет истины о нерасторжимости брака, о которой учит Сам Иисус Христос. Милосердие Бога дарует грешнику прощение, но и просит об обращении».
Во Вступительном докладе упоминается о «покаянном пути» — с уточнением: этот путь применим к тем разведенным второбрачным, которые живут в воздержании и поэтому могут приступать к Таинству Покаяния и Евхаристии, избегая при этом соблазна для других. Таким образом, подтверждается традиционная практика латинской Церкви, согласно которой священники могут давать отпущение грехов супругам, вступившим в повторный брак, если они обещают изменить жизнь.
В отношении «закона постепенности» в приобщении к Таинствам уточняется: «Хотя некоторые формы сожительства несут в себе определенные позитивные аспекты, это не означает, что их можно представлять как благо». Но следует проводить различие между «объективной истиной о нравственном благе и субъективной ответственностью отдельного человека». Закон постепенности может иметь место только в отношении субъективной ответственности и заключается в воспитании совести.
Следующий параграф посвящен пастырскому отношению к гомосексуалистам. К ним следует проявлять уважение и тактичность, избегая ярлыков и дискриминации, однако «не существует никакого основания для того, чтобы проводить равенство или устанавливать аналогии, даже отдаленные, между гомосексуальными связями и замыслом Бога о семье и браке».
Последние параграфы Вступительного доклада посвящены неприкосновенности жизни от зачатия до естественного завершения. Нет абортам, терапевтической настойчивости, эвтаназии, да – открытости жизни как неотъемлемому аспекту супружеской любви. Кардинал Эрдё напомнил об активной работе Церкви в деле помощи беременным, сиротам, женщинам, пережившим аборт, семьям, не имеющим возможности ухаживать за тяжелобольными. Церковь заменяет в этом недостаток государственных услуг. В докладе звучит рекомендация по «надлежащему обучению естественным методам для ответственного деторождения», в духе энциклики Humana Vitae. Поощряется также усыновление как «особая форма семейного апостольства».
В параграфе о воспитании говорится о том, что родители несут главную ответственность за человеческое и религиозное воспитание детей, а Церковь должна поощрять их и поддерживать в этом. Доклад завершается призывом к Церкви «обратиться и стать более живой, более персональной, более общинной».
Помимо кардинала Эрдё, на первой конгрегации Синода взял слово и кард. Андре Вен-Труа, который подтвердил, что доктрина о нерасторжимости брака не будет подвергнута никаким сомнениям, и призвал размышлять о том, как лучше реализовать путь, основанный на милосердии, который ведет к обращению и прощению.
Источник: Радио Ватикана