С Евангелием во Вьетнаме

Александр РодесПервые христианские миссионеры прибыли во Вьетнам в 1580 году. Это были францисканцы с Филиппин. Поселились они в бывшем Кохинхине. Это центр сегодняшнего Вьетнама, где проживают прежде всего кхмеры. В 1615 году иезуиты из Японии открыли первый миссионерский дом. Несколькими годами позже во Вьетнам прибыл иезуит Александр Родес, который начал особенно интенсивную евангелизацию. Была она прервана сначала эдиктом короля Саи-Вурнга в 1625 году, а через короткое время – еще строжайшим указом короля Тонкина Тринх-Транга, который запрещал переход в христианство под угрозой смерти.

Александр Родес был выдворен из Вьетнама. Но уже в 1646 году вице-король Кванг-Си, сам христианин, окружил опекой католиков в Тонкине. Однако это было очень неспокойное время, и уже несколькими годами позже изгнаны почти все миссионеры, разрешение оставаться в Тонкине получили только двое.

Католиков в это время было уже около 30 тысяч. Отец Ламберт де ла Мотте был назначен апостольским викарием в Кохинхине, отец Паллен – в Тонкине. 1655 год принес первые жертвы. За христианскую веру на смерть были осуждены 45 человек. Несмотря на это, в 1668 году были рукоположены первые вьетнамские священники – два из Тонкина и два из Кохинхина. Для безопасности рукоположения совершились в городе Сияне.

В 1670 году в Тонкине состоялся первый локальный синод. К этому времени уже было 9 местных священников и основано общество сестер Любви креста. Два года спустя похожий синод проходил в Кохинхине. Однако в конце 17 века начинается долгое время преследования христиан. Каждый год приносит жертвы, как среди священников, так и среди мирян. В 1719 году разрушено 700 церквей. Священники Эмануэль Триэу и Жан Дат, казненные в 1798 году, были вынесены на алтарь как блаженные. Несмотря на преследования, общее число католиков не уменьшалось. В 1807 году их было уже 316 тысяч. В 1840 году – 420 тысяч.

В 1851 году был издан еще один эдикт против христиан. За следующие 10 лет к смерти приговорено не менее 90 тысяч мирян и 115 священников. Среди казненных 94 были объявлены блаженными в 1900 году, а 25 – в 1951 году. В 1988 году канонизировано 117 мучеников.

В 1862 году восточную часть страны захватила Франция, которая несколькими годами позже подчинила себе также и западные территории. Преследования окончились, хотя в колониальной администрации бывали и антирелигиозно настроенные люди. В 1890 году число католиков во Вьетнаме превысило 700 тысяч. В 1933 году консекрировали первого вьетнамского католического епископа – Иоанна Баптиста Нгуен Ба-Тонга, который был выдающимся лидером римско-католической Церкви во Вьетнаме, символом твердости перед атеизацией страны. 1945 год принес окончание власти колониальной администрации и объявление республики, после чего началось время многолетней гражданской войны, которая привела к разделению страны. Для Церкви на севере страны начался новый акт драмы.

Из-за преследований со стороны коммунистических властей и многочисленных побегов населения с севера на юг пропорции изменились. Сегодня 3/4 католиков живет на территории южного Вьетнама.

В 1959 году декретом коммунистической власти закрыта апостольская делегатура в Ханое. Год спустя выдворены последние зарубежные миссионеры. Во время гражданской войны разрушено очень много храмов. В объединенной в 1975 году стране начались антикатолические мероприятия. Запрещена деятельность всех орденов. Многих священников на долгое время заключили в так называемых редукционных лагерях. Несмотря на это, сегодня во Вьетнаме насчитывается около 6 миллионов католиков.

В 2010-2011 годах произошло потепление в отношениях Вьетнама и Ватикана; президент Вьетнама посетил Папу Римского Бенедикта XVI, а Ватикан назначил в этой стране своего нерезиденциального дипломатического представителя.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна