Проповедь Папы Франциска на Мессе Навечерия Пасхи: «Он воскрес!»
Мы начали это празднование на улице, будучи погружены во тьму ночи и холода. Мы ощутили гнетущую тишину в связи со смертью Господа, тишину, с которой каждый из нас может себя идентифицировать, тишину, которая проникает в глубину сердца каждого ученика, в молчании предстоящего Кресту.
Это то время, когда ученик стоит в безмолвии, пораженный болью от смерти Иисуса. Какие слова можно произнести в этот момент? Ученик хранит молчание, сознавая свои реакции в эти критические в жизни Господа часы. Ученики молчали, столкнувшись с несправедливостью, осудившей их Наставника. На Учителя обрушились потоки клеветы и лжи, а Его ученики молчали. В эти тяжкие, болезненные моменты ученики со всей отчетливостью осознали свою неспособность рискнуть собственной жизнью, чтобы сказать что-то в защиту их Учителя. Более того, они не только не приняли Его сторону, они еще и спрятались, они бежали, они молчали (ср. Ин 18,25-27).
Перед нами – тихая ночь учеников, оставшихся немыми, парализованными и неуверенными в том, как им следует себя вести в этих скорбных и удручающих обстоятельствах. Таким же образом и нынешние ученики утратили дар речи в обстоятельствах, которые не в состоянии контролировать. И их поведение заставляет нас почувствовать, более того, поверить, что сделать что-либо в плане противостояния несправедливостям, кои на своей шкуре претерпевают наши братья и сестры, невозможно.
Перед нами – тихая ночь растерявшихся учеников, растерявшихся от того, что они погружены в разрушительную рутину, лишающую памяти, замалчивающую надежду, заставляющую считать, что «всегда так делалось». Эти ошеломленные ученики не имеют, что сказать, и, в конечном итоге, соглашаются с «нормальным», хоть и невольным суждением Кайяфы: «Вы не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11,50).
И вот, перед лицом нашего молчания, нашего необоримого молчания, начинают вопиять камни (ср. Лк 19,40). Тем самым они прокладывают путь величайшей вести, дотоле никогда не бывавшей в истории, вести, которую никто никогда не слышал: «Его нет здесь, Он воскрес» (Мф 28,6). Камень, отваленный от гробницы, возопил и возвестил появление нового, предназначенного для всех без исключения пути. Само творение первым засвидетельствовало торжество жизни над всеми теми, кто пытался заставить замолчать Евангельскую радость, пытался задушить ее. Камень, отваленный от гробницы, первым сдвинулся с места и завел песнь хвалы и восхищения, радости и надежды, которую все мы призваны подхватить.
Вчера мы присоединились к женщинам, чтобы вместе с ними размышлять о «Том, Которого пронзили» (ср. Ин 19,36; Зах 12,10). Сегодня нам предложено, опять-таки в их обществе, увидеть пустую гробницу и услышать слова ангела: «Не бойтесь…, ибо Он воскрес» (Мф 28,5-6). Эти слова должны оказать прямое воздействие на наши глубочайшие убеждения и пролить свет на то, как мы оцениваем события нашей повседневной жизни, и как мы относимся к другим людям. Пустая гробница призвана бросить нам вызов и мобилизовать наш дух. Это должно заставить нас задуматься, но прежде всего – пробудить в нас доверие, веру в то, что Божие присутствие «случается» в любой ситуации, в любом человеке, что Его свет может воссиять из наименее ожидаемых, наиболее сокрытых уголков нашей жизни. Он воскрес из мертвых, Он вышел из того места, где никто ничего не ожидает, и теперь Он ждет нас, подобно тому, как Он ждал тех женщин, чтобы и мы включились в Его дело Спасения. Исходя из этого и вдохновляясь этой силой, мы, христиане, посвящаем всю свою жизнь, всю свою энергию, весь свой интеллект, всю свою любовь, всю свою волю служению Откровению, а прежде всего – обретению путей восстановления нашего достоинства.
Его нет здесь…, Он воскрес! Эта весть питает нашу надежду и превращает ее в конкретные дела милосердия. Мы призваны позволить ей коренным образом преобразить нашу немощь! Мы должны позволить нашей вере со всей силой возродиться! Как же сильно мы нуждаемся в том, чтобы наши недалекие горизонты были поставлены под сомнение, а затем решительно обновлены этой вестью! Христос воскрес, и благодаря этому воскресает наша надежда, воскресает наше творческое начало, и тогда мы, сталкиваясь с терзающими нас сегодня проблемами, твердо знаем, что мы – не одиноки.
Праздновать Пасху – это снова и снова верить в то, что Бог постоянно вмешивается в наши личные судьбы, бросая вызов нашим «условностям», тем стереотипным способам мышления и действия, которые, в конечном итоге, ввергают нас в паралич. Праздновать Пасху – значит позволить Иисусу одержать победу над малодушным страхом, который так часто нападает на нас, пытаясь похоронить любую нашу надежду.
Об этом возвестил камень, отваленный от усыпальницы, об этом возвестили женщины, о которых сообщает Евангелие, а теперь то же самое предложение звучит вновь, будучи обращено к тебе и ко мне. Это предложение вырваться из-под власти стереотипов и обновить свою жизнь, свои решения, всё свое существование. Это предложение застаёт нас там, где мы в данный момент находимся, застаёт нас в том, что мы делаем и что мы сами по себе есть, принимая во внимание свойственное нам «соотношение сил». Хотим ли мы поделиться этим посланием жизни или же предпочитаем оставаться безмолвными перед лицом происходящих событий?
Его нет здесь…, Он воскрес! И ожидает тебя в Галилее. Он приглашает тебя вернуться ко времени и на место твоей первой любви и при этом говорит: «Не бойся, последуй за Мною».
Перевод «Сибирской католической газеты»