Проповедь Папы Франциска на инаугурационной Мессе 19 марта 2013 г.
Благодарю Господа за то, что я могу целебровать эту Святую Мессу, вводящую в служение Святого Петра, в торжество Святого Иосифа, Обручника Девы Марии и Покровителя Вселенской Церкви. Это совпадение насыщено смыслом. Сегодня также день тезоименитства моего достопочтенного предшественника: мы рядом с ним в молитве, полной любви и признательности.
Сердечно приветствую братьев кардиналов и епископов, священников, диаконов, монахов и монахинь и всех верных мирян. Благодарю за присутствие представителей других Церквей и церковных общин, а также представителей еврейских общин и других религиозных сообществ. Сердечно приветствую глав государств и правительств, официальные делегации из многих стран мира и дипломатический корпус.
Мы услышали из Евангелия, что «встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою». В этих словах уже заключена миссия, вверенная Иосифу Богом: быть опекуном, custos. Опекуном кого? Марии и Иисуса. Но это покровительство распространяется также и на Церковь, как заметил блаженный Иоанн Павел II: «Так же, как он с любовью заботился о Марии и с радостной самоотдачей посвятил себя воспитанию Иисуса Христа, он хранит и защищает Его Мистическое Тело – Церковь, – прототипом и образом которой является Пресвятая Дева».
Как же осуществляет Иосиф эту защиту? Со сдержанностью, смирением, находясь в безмолвии, а вместе с тем – посредством постоянного присутствия и всецелой верности, даже если он не понимает происходящего. Начиная с бракосочетания с Девой Марией вплоть до эпизода с двенадцатилетним Иисусом в Храме, он с заботой и всей возможной любовью в каждый момент сопровождал своих домочадцев. Он – рядом с Марией, своей супругой, как в благоприятные, так и в трудные моменты жизни: во время путешествия в Вифлеем по случаю переписи и в волнующий, радостный момент родов; в драматический момент бегства в Египет и в мучительном поиске сына в Храме; а потом – в повседневной жизни Назаретского дома, в мастерской, где он учил Иисуса ремеслу.
Как осуществляет Иосиф свое призвание быть опекуном Марии, Иисуса, Церкви? Посредством постоянного внимания к Богу, открытости Его знакам, готовности принять Его, а не свои собственные планы. Именно об этом Бог просит у Давида, как мы слышали в первом чтении: Бог желает увидеть не дом, построенный в Его честь человеком, а верность Своему Слову, Своему замыслу. Сам Бог строит дом, но это дом из живых камней, запечатленных Его Духом. Иосиф – опекун, потому что он умеет слушать Бога, позволяет Его воле руководить собой, и как раз поэтому он особенно чуток к вверенным его опеке людям, умеет реалистично истолковывать события, внимателен к тому, что его окружает, способен принимать мудрые решения. В нем, дорогие друзья, мы видим пример того, как нужно отвечать на призвание Бога – с готовностью. И, кроме того, мы видим, что является центром христианского призвания – Христос! Так давайте же беречь Христа в нашей жизни, чтобы беречь других, чтобы беречь Творение!
Это призвание опекуна дано не только христианам. Оно обладает измерением, которое предшествует вере и является просто человеческим, оно касается всех. Хранить всё творение, красоту творения, как об этом говорится в Книге Бытия и как показал это нам святой Франциск Ассизский – это означает уважать каждое творение Божие и окружающий мир, в котором мы живем. Это означает защищать людей, заботиться обо всех, о каждом человеке с любовью, а особенно заботиться о детях, стариках, самых слабых, на кого обычно не обращают внимания. Это означает заботиться друг о друге в семье: супруги бережно относятся друг к другу, в качестве родителей заботятся о детях, а со временем дети становятся попечителями своих родителей. Это означает искренне дружить, то есть беречь друг друга с доверием, уважением и желая подлинного блага. В конечном счете, всё вверено попечению человека, и эта ответственность лежит на всех нас. Будьте же верными хранителями даров Божиих!
А если человек не берет на себя эту ответственность, если не заботится о творении и о братьях, то открывается поле для разрушения, и человеческое сердце ожесточается. В каждую историческую эпоху, к сожалению, есть свои «Ироды», строящие планы уничтожения, разрушающие и искажающие лик человека.
Я хотел бы попросить всех, кто занимает ответственные посты в экономике, политике и общественной жизни, всех людей доброй воли: давайте будем «опекунами» творения, замысла Божия, вписанного в природу, в окружающий мир! Не позволим знамениям разрушения и смерти стать вехами на пути нашего мира! Но для того, чтобы по-настоящему «хранить», нам надлежит позаботиться и о самих себе! Будем же помнить, что ненависть, зависть, гордыня загрязняют жизнь! Хранить означает бодрствовать над своими чувствами, над своим сердцем, потому что именно оттуда исходят как добрые, так и злые намерения: и те, которым свойственно созидать, и те, которым свойственно разрушать! Не надо бояться доброты и нежности!
И здесь я добавлю еще одно: забота, защита требует доброты, требует нежности. В Евангелиях святой Иосиф предстает как сильный, смелый, трудолюбивый человек. Но в его душе гнездится великая нежность. Нежность – не добродетель слабых, напротив, она подразумевает силу духа и способность заботиться, сострадать, по-настоящему открыться другому человеку, способность любить. Не надо бояться любви и нежности!
Сегодня, наряду с торжеством святого Иосифа, мы отмечаем начало служения нового Римского епископа, преемника Св. Петра, которое подразумевает также и власть. Разумеется, Иисус Христос наделил Петра властью, но о какой власти идет речь? Трижды заданный Иисусом Петру вопрос «любишь ли ты Меня?» сопровождался троекратным призывом: «паси агнцев Моих, паси овец Моих». Никогда не будем забывать, что истинная власть – в служении, что даже Папа, чтобы осуществлять власть, должен всё глубже входить в это служение, светлая кульминация которого обретается на Кресте. Папе надлежит взирать на смиренное, конкретное, исполненное веры служение святого Иосифа и, подобно ему, распахнуть объятия, чтобы защитить весь Народ Божий, принимая с любовью и нежностью всё человечество, но в первую очередь – самых бедных , самых малых, тех, кого перечисляет святой Матфей, описывая последний Суд любви: алчущих, жаждущих, странников, нагих, больных, узников… Только тот, кто служит с любовью, способен хранить!
Во втором чтении святой Павел говорит об Аврааме, который «сверх надежды, поверил с надеждою». И сегодня, когда по многим признакам небо затянуто тучами, мы нуждаемся в свете надежды, в том, чтобы подарить надежду самим себе. Хранить творение, хранить каждого человека с исполненным нежности и любви взглядом, означает расширить горизонты надежды, пробить лучом света пелену туч, принести миру тепло надежды! А для верующих, для нас с вами, для христиан, как для Авраама, как для святого Иосифа, надежда, которую мы несем, помещается в контекст Бога, открывшегося нам во Христе. Она зиждется на скале, которой является Бог.
Хранить Иисуса с Марией, хранить творение, хранить каждого человека, а особенно – наиболее нуждающихся, хранить самих себя – вот то служение, которое обязан исполнять Епископ Рима, но к которому призваны и все мы, дабы воссияла звезда надежды. Так давайте же с любовью хранить то, что нам даровал Бог!
Я прошу заступничества Девы Марии, святого Иосифа, святых Петра и Павла, святого Франциска, дабы Святой Дух сопутствовал мне в служении. А всем вам говорю: молитесь за меня! Аминь.
Перевод: Сибирская католическая газета