Проповедь кардинала Раньеро Канталамессы на богослужении Воспоминания Страстей Господних. Ватикан, базилика Св. Петра, 29.03.2024 г.

Проповедь кардинала Раньеро Канталамессы на богослужении Воспоминания Страстей Господних. Ватикан, базилика Св. Петра, 29.03.2024 г.

В Страстную пятницу 29 марта Папа Франциск возглавил в базилике Святого Петра торжественное богослужение Воспоминания Страстей Господних, в котором приняли участие более 4500 верующих. По традиции проповедь произнёс проповедник Папского дома кардинал . Передает русская служба Vatican News.


«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин 8,28), говорит Иисус в конце спора с оппонентами. Своим утверждением, имеющем абсолютный, метафизический масштаб, Господь намеренно ссылается на слова из Книг Исхода (3,14) и Исаии (43,10-12), в которых Сам Всевышний провозглашает Божественное «Я есмь», отметил проповедник. Беспрецедентная новизна этих слов Христа заключается в следующем: узнать, что Он – действительно Бог, можно лишь через событие Креста.

Иисус пришел не для того, чтобы подправить и усовершенствовать то представление о Боге, которое сложилось у людей, но чтобы ниспровергнуть его и открыть истинный лик Вседержителя. Апостол Павел первым понял это, когда писал: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1,21-24).

Представление о Боге, которое Иисус пришел изменить, к сожалению, мы все носим внутри, в нашем бессознательном, продолжил проповедник. Мы можем говорить об уникальном Боге, о чистом духе, высшей сущности и так далее, но как увидеть Бога в умирающем на Кресте?

Мы знаем, что Бог всесилен, но в чем Его всемогущество? Мы видим Бога, Который не может даже защитить Себя. И вот Отец являет истинное лицо Своего всемогущества в Сыне, Который на коленях омывает ноги ученикам; в том, Кто на Кресте продолжает любить и прощать, ни разу не осудив. Истинное всемогущество Бога – это Его полное бессилие на Голгофе. Нашей «воле к власти» Он противопоставил Свою добровольную немощь.

Победа Христа в Его воскресении – это также всемогущество Бога, сказал далее кардинал. Но эта победа имеет совершенно иной смысл, чем мы привыкли думать. Триумф Христа проявляется совсем иначе, чем «триумфы», что праздновались по возвращении императора из победоносных походов. Воскресение происходит в тайне, без свидетелей. Крестную смерть Иисуса видела большая толпа, высшие религиозные и политические власти. Однако воскреснув, Христос появляется лишь перед несколькими учениками, в стороне от всеобщего внимания. Он поступает так, чтобы укрепить их веру. Он не является Своим врагам, Он не хочет их унизить и показать, как они ошибались:

«Любая месть была бы несовместима с любовью, которую Христос хотел засвидетельствовать людям Своими Страстями. Он ведет себя так же смиренно в славе воскресения, как и в агонии на Голгофе. Воскресший Иисус заботится не о том, чтобы смутить Своих врагов, а о том, чтобы сразу же пойти успокоить Своих заблудших учеников, а до них – женщин, которые не переставали верить в Него».

В прошлом, напомнил кардинал Канталамесса, часто говорили о «триумфе Святой Церкви», но сегодня мы понимаем, насколько этот триумф отличался от подлинного триумфа Иисуса. Не будем судить прошлое, а воспользуемся приглашением, с которым Иисус обращается к миру с высоты Своего Креста: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11,28). Придите, старые, больные и одинокие, те, кого мир оставляет умирать в нищете, в голоде или под бомбами; те, кто из-за своей веры в Меня или борьбы за свободу томится в тюремной камере; придите, женщины, жертвы насилия. Придите все без исключений, и Я успокою вас. Перед лицом распятого Иисуса мы, вместе с апостолом Павлом, благодарно провозглашаем:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8,35-39).

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна