Проповедь апостольского нунция в РФ архиепископа Ивана Юрковича на Пастырской конференции Преображенской епархии
С 8 по 10 ноября 2011 г. в Новосибирске проходила Пастырская конференция Преображенской епархии, посвященная вопросам сотрудничества священников и монашествующих. Проповедь архиепископа Ивана Юрковича прозвучала на Мессе 9 ноября 2011 г.
Я рад, именно сегодня, в праздник Посвящения Латеранской базилики в Риме, передать вам приветствия и пожелания Святейшего Отца: безусловно, его любовь и молитва особенно касаются священников и монашествующих, служащих Церкви в России.
В эти дни говорилось о сотрудничестве между монахинями и священниками в Церкви. Как и любой аспект человеческой жизни, эта область нуждается в постоянном внимании – также и потому, что всегда существует опасная тенденция уделять больше внимания делам, чем тому, что является сутью Евангелия, то есть любви к Богу и к ближнему. Весь динамизм Церкви зависит от того, как мы, верующие, строим отношения между собой. Церковь привлекает к себе не столько своей благоуспешностью, сколько свидетельством жизни: со времён раннего христианства до наших дней красоту Церкви излучали, прежде всего, конкретные примеры святости жизни её членов. Конечно, были и проекты социальной помощи, и красота храмов, и возвышенная духовная культура. Но наряду с восхищением всеми этими проявлениями жизненной энергии Церкви существовала и критика, авторы которой видели во всём этом больше стремление одного учреждения утвердиться среди других в обществе, чем истинное свидетельство силы духа. Но перед лицом свидетельства святости общество как бы замирает в изумлении, и какая бы то ни было критика теряет всякий смысл. Достаточно вспомнить два известных всем примера: смерть Папы Иоанна Павла Второго и смерть Матери Терезы. В обоих случаях исчезла вся враждебность по отношению к Церкви, и даже люди, далёкие от веры, не могли не признать безмерной притягательности христианской святости.
Поэтому, мне кажется, любая попытка найти лучшие способы сотрудничества, без сомнения необходимая и актуальная, должна сопровождаться желанием реализоваться прежде всего в нашем стремлении к святости. Только так Церковь сохраняет свою способность к обновлению, к лучшему пониманию потребностей современности и к тому, чтобы быть ближе к человеку.
Это представляется мне очень важным также в нашей апостольской деятельности, в ходе которой нам надлежит многим жертвовать и от многого отказываться; в этом и есть, я бы сказал, определённая степень героизма. Дух героизма существенно значим в посвящённой жизни. Возможно, когда-то чаще вспоминалась мысль о том, чтобы отдать жизнь за Господа. Само по себе посвящение Богу – это уже всецелое дарение Ему своей жизни; но нужно, чтобы это дарение присутствовало и в повседневности, где мы постоянно встречаемся с непростыми ситуациями, требующими от нас большого смирения и терпения, почти «будничного мученичества». За годы моего служения в Восточной Европе я прочёл много автобиографических записей монахинь и священников, трудившихся в этой части мира, и на меня всегда производил впечатление дух самоотдачи, который вдохновлял их в труднейших условиях работы. Я всегда спрашивал себя, присутствует ли этот дух героизма и в моей жизни, и эта мысль часто помогала мне выходить из ситуаций напряжённости, разногласий и охлаждения добрых чувств по отношению к другим людям.
Если так происходит в общении с другими, то ещё больше это касается отношений сотрудничества между монахинями и священниками. Нет сомнения в том, что всегда полезно и, может быть, даже необходимо пересматривать методы и способы сотрудничества и находить наиболее подходящие пути для выполнения нашей общей миссии. Но всё это возможно, только если все наши сердца твёрдо укоренены в Боге. Смысл истории не в том, чтобы делать дела, умножать виды деятельности. Сила Церкви – не её великолепное прошлое и не то, как умно действует она в настоящем. Сила Церкви – Христос, Который «вчера, сегодня и во веки Тот же».
Поэтому так важно вернуться к корням нашего единства, являющегося, как читаем в Апостольском обращении «О достоинстве женщины и её призвании», «вечной истине о человеке»: «Эта вечная истина о человеке, о мужчине и женщине — истина, неизменно утверждённая в человеческом опыте — также является и тайной, которая «истинно проясняется лишь в тайне воплотившегося Слова (…). Христос… полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание». Здесь корень, в котором можно найти решение всех проблем сотрудничества, согласия и терпимости и вне которого – по правде – любая форма человеческого единства и содействия невозможна.
В этом совместном и согласном служении есть, как мне кажется, два момента, которые могут нам помочь. Первый я бы сформулировал так, вчитываясь в Mulieris dignitatis: «Служить — означает царствовать». Слово «Раба», произнесённое Марией в конце диалога с Ангелом в день Благовещения, запечатлено во всей истории Матери и Сына. И действительно, Её Сын, истинный и единосущный «Сын Всевышнего», часто, особенно в кульминационный момент Своей миссии, будет говорить о Себе: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк 10,45).
Христос всегда осознаёт Себя «Рабом Господним», в согласии с пророчеством Исаии (ср. Ис 42,1; 49,3, 6; 52,13), и это осознание включает в себя существо содержания Его мессианской миссии, то есть осознание Им того, что Он является Искупителем мира. С первого момента Своего Богоматеринства, Своего союза с Сыном, Которого «Отец послал в мир, чтобы мир спасён был через Него» (ср. Ин. 3,17), Мария занимает Своё место в мессианском служении Христа. Именно это служение образует первооснову того Царства, в котором «служить… означает царствовать». Христос, «Раб Божий», явит всем людям царственное достоинство служения, достоинство, с которым теснейшим образом связано призвание каждой личности.
Вторую мысль я возьму у великого воспитателя молодёжи, Святого Иоанна Боско, поскольку большинство из вас работает именно в сфере воспитания.
Дон Боско многократно подчеркивал необходимость – со стороны воспитателя – посвятить себя людям, порученным ему («Я обещал Богу, что даже последний мой вздох будет принадлежать моим бедным ребятам»), но повторял также, неустанно: «Воспитание идёт от сердца, а господин сердца – только Бог, и мы не сможем добиться ничего, если Бог не вручит нам ключ от этих сердец». Призыв дона Боско к любви («Надо не только любить ребят; надо, чтобы они знали, что их любят») – основополагающий, но требует, прежде всего, чтобы мы были укоренены в любви Христовой.
Смутный, неопределённый гуманизм не наполняет сердце – ни наше, ни, ещё менее, сердца тех людей, с которыми мы встречаемся; рано или поздно мы уступим давлению усталости, притязаний. Секрет святых – в единении с Христом Воскресшим, Который вовлекает нас в тринитарную любовь и наделяет неисчерпаемой любовью, способной творить чудеса и преодолевать этнические, культурные барьеры, признавая в каждом человеке брата и таким образом преображая мир, в любой ситуации, в любой обстановке.
К той же святости, к тому же преображению мира призваны и мы, и это то, чего я желаю вам для исполнения вашей миссии здесь и по всей земле!
Особое счастье для меня сегодня – передать еще раз всем вам, вашим родным и близким – любовь и отцовскую заботу Его Святейшества Папы Бенедикта Шестнадцатого, свидетельствуемую в его апостольском благословении, к которому и я, с чувством большой радости, прилагаю также и свои благопожелания. Аминь.