Pro et Contra: передача икон из музеев в храмы (к возникшей полемике о «Троице Ветхозаветной»)

Pro et Contra: передача икон из музеев в храмы (к возникшей полемике о «Троице Ветхозаветной»)

В минувшие выходные всемирно известную икону «Троица» кисти Андрея Рублева привезли в Троице-Сергиеву лавру, где проходили торжества, посвященные 600-летию обретения мощей Сергия Радонежского. Впервые после 1929 года этот образ покинул Третьяковскую галерею (если не считать периода эвакуации в годы Великой Отечественной войны). Икона находилась в специальной витрине в Троицком соборе лавры 17 и 18 июля. Как уточнили в галерее, «прошение об отправке поступило от руководства РПЦ и было удовлетворено после всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой».
Позднее в пресс-службе Третьяковской галереи сообщили, что икона «Троица» уже вернулась из Троице-Сергиевой лавры обратно, однако отметили, что сроки возвращения иконы в постоянную экспозицию будут определены после ее детального обследования реставраторами. В свою очередь глава думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов назвал прецедентом передачу рублевской иконы в Троице-Сергиеву лавру и предложил обдумать механизм передачи храмам святых образов.

«Троица», написанная Андреем Рублевым в XV веке, является самым знаменитым из его произведений и одной из двух (вместе с фресками во Владимире) сохранившихся работ, которые, как считают исследователи, достоверно принадлежат ему.
А ещё 17 июля в церковных календарях у православных и русских католиков – это день памяти преподобного Андрея Рублёва.

***

Художница, иконописец и преподаватель Московского Академического художественного училища Татьяна Валериус присоединилась ко вновь ставшей актуальной общественной на тему: возможна ли передача святых образов из музеев в храмы, и выразила свое личное профессиональное в форме вопросов и ответов.


Я не уверена, что среди моих друзей есть кто-то, кому нужно такие вещи объяснять. Но я точно знаю, что есть и те, кому не всё понятно в возникшей дискуссии, и даже среди моих вполне сведущих друзей много таких, кто не может конструктивно участвовать в полемике и вспыхнувших сетевых спорах. Поэтому попробую сформулировать своё мнение на эту тему, по возможности, подробно и понятно.

1. Кто я такая, чтобы обо всём этом судить?
____
 Я художница, в том числе занималась иконописью, то есть хорошо знаю технологию. Преподаватель истории искусств, в том числе иконописи. Выросла в семье художников и искусствоведов.
Православная, воцерковлённая христианка, привыкшая именно к нашему восточному обряду, то есть к длительным службам, свечам и кадилам.

2. Какова моя позиция в данном вопросе?
____
— Считаю, что икону не следовало трогать, хотя это (искренне!) ощущается многими людьми как потеря удивительной, уникальной возможности.

3. Каковы аргументы за и против?

а) аргументы ЗА перемещение иконы:

— Верующий человек чувствует огромное благоговение перед чудом Рублёвской Троицы. Конечно, хочет молиться перед ней, а не только смотреть.

Может ли он молиться в галерее?
…Безусловно; я, лично, могу. Но, конечно, в храме молиться намного легче. Молитва за Литургией — не то же самое, что личная индивидуальная молитва. И потом, это всегда очень интимный процесс: ты можешь расплакаться, тебе, может быть, хочется встать на колени; твоё выражение лица может казаться странным и глупым другим посетителям галереи… кого-то это не беспокоит нисколько, а кому-то хочется, чтобы вокруг было место молитвы, а не светское официальное пространство.
Это как объясняться в любви в приёмной директора школы. Бывает, конечно, и так, но…. Ну, такое. Не очень, если честно.

— Можно ли заменить икону копией?
…Вопреки вполне разумным словам многих моих друзей, что современные копии и от оригинала-то не отличишь, я, например, считаю, что копия не заменяет оригинала. Репродукция — да, пожалуй, до какой-то степени…
Но это всё, конечно, дело вкуса.
Тут невозможно спорить: кому-то да, кому-то нет.
Важно, что преп. Андрей Рублёв, иконописец, причислен к лику святых. Мы имеем дело с артефактом, созданным руками святого, в глубокой молитве. Это невозможно не учитывать. Копия таким качеством не обладает.
Поэтому я понимаю людей, которые не удовлетворятся никакой копией.

б) аргументы против:

— Возможность помолиться перед этой иконой в условиях храма уже давно существует. Один раз в год её под чутким наблюдением реставраторов переносят в специальный храм при Третьяковской галерее, там соблюдаются все необходимые условия. И живопись в безопасности, и молящимся хорошо.
…И что мы видим? Что не так уж много людей пользуется этой возможностью, увы.

— Но если можно перенести икону в храм св. Николая в Толмачах, то почему нельзя в Лавру?
…Совсем другое расстояние, другие условия транспортировки.
Представьте себе человека, у которого (не дай Бог, конечно) переломаны конечности, кожа покрыта ранами и ожогами, отслаивается; каждое лёгкое движение причиняет боль. Именно в таком состоянии находится икона, аналогия достаточно точная. Доски («кости») отходят друг от друга, непрочно соединены, а красочный слой («кожа») при малейшем движении от них отслаивается…
Даже если мы очень скучаем и хотим видеть такого пациента — можно ли его везти в другой город? Допустим, даже в специально оборудованном реанимобиле. Не возникнет ли у нас разумный вопрос: зачем? может не нужно? В соседнюю палату — ещё куда ни шло. Но пока не существует технологии, позволяющей переместить предмет на расстояние нескольких десятков километров, ни разу не встряхнув его.

— Не может быть, чтобы икона действительно находилась в таком плачевном состоянии!
…Увы, это так. Хранители и реставраторы Третьяковки неоднократно говорили, писали, предупреждали. Тексты все есть в открытом доступе.

— Почему же её не «починят»??
…Потому что в прошлые столетия, когда «чинить» ещё толком не умели, было сделано несколько очень неудачных попыток, и теперь никто не знает, как исправить последствия.

— А как же вот на Западе, где иконы продолжают висеть в храмах, для которых изначально написаны, решается эта проблема?
…На Западе богослужение уже давно изменилось: они не жгут такого количества свечей (или вообще не жгут), гораздо меньше кадят.
Там вовремя озаботились оборудованием, которое помогает обеспечить сохранность иконам. И там уже в XV веке применялись другие технологии подготовки основы, в частности, досок; другие способы сохранения красочного слоя.
При всём том, на Западе тоже не всё гладко с сохранностью этих памятников, не обошлось без потерь!

— Если мы верим в Бога, почему мы не верим в чудо? Разве Господь не сохранит для нас эту икону чудесным образом?
… Может и сохранить, Он всё может. Только Он нам этого не обещал. Помните, как в Евангелии дьявол, искушая Иисуса, предлагает Ему спрыгнуть с крыши, потому что ведь Бог-Отец всё равно, конечно, сохранит Его. Что отвечает Иисус? «Не испытывай Бога».
Не проверяй, не надо. Это пустое баловство.

— Но ведь икона изначально принадлежала Церкви, отнята у неё незаконно во время революции. Разве не справедливо будет дать законному владельцу решить, что с ней делать?
…Когда речь идёт о человеке, иногда его близкие не могут правильно решить, как спасти ему жизнь, сохранить здоровье. Тут нужно слушать специалистов, врачей. Великие произведения искусства обладают отчасти похожим статусом: когда им совсем плохо, слушать нужно не владельца, а реставраторов. До революции в Троице-Сергиевой лавре эта икона находилась под окладом и многочисленными записями-поновлениями; вышло так, что только реставрация 1918 года вновь открыла ту икону, какой она была в XV-XVI веках. Так что по факту получается, что это именно искусствоведы, хранители и реставраторы дали возможность людям увидеть чудо рублёвской «Троицы».

— Много ли потеряет наша молитва от невозможности молиться именно перед этой иконой?
…Думаю, да, очень много. Но не хотелось бы своими руками невольно разрушать это чудо Божие, потеряв больше, гораздо больше…

***

P.S. Дисклеймер для искусствоведов, реставраторов и хранителей:
Дорогие и глубокоуважаемые гораздо более компетентные коллеги! Обращаю внимание — текст написан для непрофессионалов. Большей частью, для подростков, студентов и простых верующих, которым непонятно и обидно, почему им не дают помолиться у такой прекрасной иконы. Аргументация, которая полемизирует с некоторыми вышеизложенными моментами, хорошо известна автору (например, что «вероятно, это не Рублев, а гениальная запись, сделанная по канве Рублева, примерно сто лет спустя» etc.). Но она не работает. Не работает потому, что сложна, требует изучения источников и осознания неоднозначности жизни.

 

Татьяна Валериус — выпускница МПИ (Московский Полиграфический институт, ныне Институт Графики и Искусства Книги им.Фаворского), специальность — художник-график. Обучалась иконописи в иконописной школе «Русская икона, XXI век», класс Анны Головкиной. Графический дизайнер, преподаватель дизайна, типографики, истории искусства, материальной культуры и истории орнамента. Православная христианка. Принимала участие в создании икон и храмового убранства православного храма святителя Николая в Свиднице (Польша). Ныне живёт в Ереване.

 

(Фото верхней миниатюры: stsl.ru)

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна