Презентация новой книжки Бенедикта XVI «Иисус из Назарета»

В четверг 10 марта в Ватиканском пресс-центре состоялась презентация Бенедикта XVI «Иисус из Назарета. Часть II: От входа в Иерусалим до Воскресения», которую возглавил префект Конгрегации по делам епископов кардинал Марк Уэлле. В этот же день книга поступила на прилавки книжных магазинов.
По словам кардинала Марка Уэлле, Папа в своем сочинении разъяснил пять спорных тезисов, возбуждающих много теологических дискуссий. Это обстоятельство будет иметь «освобождающий эффект и будет способствовать пробуждению любви к Священному Писанию».

Первым таким вопросом, согласно кардиналу Уэлле, является «вопрос исторических корней христианства». «Христианство есть религия исторически воплотившегося Слова, — сказал кардинал, — а значит, Церкви обязательно держаться действительных исторических фактов и событий, и это – как раз потому, что они содержат “тайны”, о которых богословие призвано размышлять, используя притом интерпретационные ключи, определяемые контекстом веры».
«Этим объясняется, — продолжил прелат, — интерес Папы к историко-критическому методу толкования Писаний, которым он прекрасно владеет и из которого заимствует лучшее, чтобы глубже проникнуть в суть событий Тайной Вечери, подтекст молитвы Иисуса в Гефсиманском саду, хронологию Страстей и исторические свидетельства Воскресения».
В сочинении Бенедикта XVI смысл событий Нового Завета проясняется с помощью событий Завета Ветхого и наоборот. «Связь христианства с иудаизмом становится очевиднее благодаря этой экзегезе, принимающей во внимание историю Израиля», — отметил кардинал.
Он привел и конкретный пример подобного подхода. провел параллель между «первосвященнической молитвой» Иисуса и молитвой иудейского первосвященника в день Йом-Киппур, тем самым представив «первосвященническую молитву» Христа совершенно в ином, нежели это традиционно понималось богословами, свете.

Вторая дискуссионная проблема, поднятая в книге «Иисус из Назарета», касается характера мессианскости Христа. Многие экзегеты нашего времени пытаются представить Его революционером, учителем нравственности, эсхатологическим пророком, раввином-идеалистом, «юродивым Бога ради». Каждая такая интерпретация определяется вкусами экзегета или оказывающей на него влияние идеологией. «Позиция Бенедикта XVI по этому вопросу отличается объективностью и глубокой укорененностью в иудейской традиции», — отметил кардинал Уэлле и продолжил: «Иисус заявил перед Синедрионом, что Он – Мессия, одновременно подчеркнув исключительно религиозный характер своего мессианства. Потому-то Он и был казнен за богохульство, когда отождествил Себя с Сыном Человеческим, грядущим на облаках небесных». Отсюда следует, что суть мессианизма Иисуса состоит в том, чтобы установить новое исповедание Бога, поклонение Ему «в духе и истине», которым должны без остатка проникнуться как личность, так и общество, призванные отныне жить в любви, прославляя Воплощенного Господа.

Третья проблема связана с пониманием категории искупления и места, которое при этом занимает заместительная смерть Иисуса ради прощения грехов. «Папа проанализировал современные возражения против этой доктрины, — сказал кардинал Уэлле. – Их суть сводится к тому, что образ “жестокого Бога”, требующего бесконечного удовлетворения за совершенный грех, несовместим с нашим представлением о милосердном Боге. Отвечая на это возражение, Бенедикт XVI показал, что Божии правосудие и милосердие равно принадлежат к структуре той реальности, которую возжелал Господь. Разве можно было бы всерьез воспринимать Бога, Который заранее бы всё прощал, нимало не интересуясь реакцией твари, Который бы равнодушно взирал на всё зло, творимое в истории мира?»
«Эти вопросы побуждают нас к размышлению и духовному преображению, — продолжил кардинал. – Невозможно иметь ясное видение этих “последних вопросов”, оставаясь равнодушным или держа дистанцию. Необходимо познать себя как свободную личность и, тем самым, проникнуть в суть этого положения дел, которое на самом деле является предпосылкой человеческой свободы. Тайна искупления не должна приноситься в жертву высокомерному рационализму».

Проблема Христова священства – это еще одна проблема, поднятая Папой Римским в его произведении. «Если использовать категории современного языка Церкви, Иисус был мирянином, наделенным пророческой харизмой. Он не принадлежал к аристократии Иерусалимского храма и почти не имел отношения к жизни этого весьма почитаемого в Израиле учреждения. Указывая на этот факт, многие экзегеты считают Иисуса целиком чуждым священству, не имеющим отношения к нему. Но Бенедикт XVI исправляет эту интерпретацию, основываясь на Послании к Евреям», — сказал кардинал Уэлле. «Папа Римский дает аргументированный ответ на исторические возражения и критические замечания, — продолжил он, — раскрывая связь нового священства Христа с новым исповеданием Бога, установить которое на земле Он, повинуясь воле Отца, и пришел. Комментарий Папы относительно первосвященнической молитвы Христа имеет большую глубину и выводит читателя в такие сферы, о которых он прежде, вероятно, и не помышлял. И в этом контексте установление Евхаристии является чем-то в высшей степени прекрасным, тем, что отражается в жизни Церкви и питает ее, будучи источником мира и радости».

Последней проблемой, о которой упомянул кардинал Уэлле, стала проблема Воскресения Иисуса. Именно Воскресение является главной вероучительной истиной христианства. Бенедикт XVI говорит об этом прямо: «Христианство является истинным или ложным в зависимости от того, воскрес ли на самом деле Христос».
«В этой связи, — сказал кардинал Уэлле, — Папа возражает против измышлений тех экзегетов, которые считают Воскресение Христово исключительно “духовным” событием, не имеющим отношения к Его телу, продолжающему оставаться в могиле. Пустой гроб сам по себе не доказывает Воскресения, у которого вообще не было очевидцев, но он является знамением, указателем, следом, оставленным в истории выходящим за ее пределы событием.
Реальность Воскресения засвидетельствована практикой ранних христианских общин, которые сделали ее признаком собственной самоидентификации и принадлежности Богу. Если принять во внимание то значение, которое в Ветхом Завете приписывалось субботе, основываясь на вере в сотворение мира и Декалоге, то следует признать, что лишь событие чрезвычайной важности могло стать причиной отказа от празднования субботы, чтобы начать праздновать первый день недели». Вот почему Святой Отец делает такое признание: «Для меня празднование Дня Господня, которое с самого начала отличало христианское сообщество, является самым сильным доказательством того, что в этот день и в самом деле произошло нечто крайне экстраординарное: обнаружение пустого гроба и встреча с восставшим из мертвых Господом».

Кардинал Уэлле завершил презентацию второго тома книги «Иисус из Назарета» словами Бенедикта XVI, пригласившего экзегетов и библеистов к дальнейшему диалогу о Священном Писании, который помог бы современному человеку встретиться с живым Иисусом.

P.S. Издательство «Ignatius Press», обладающее правами на издание книги Бенедикта XVI «Иисус из Назарета: Страстная Неделя» на английском языке, разместило на специальном сайте видеотрейлер, посвященный этой книге.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна