Праздник торжества веры в Кафедральном соборе Новосибирска
По уже сложившейся традиции август в Новосибирске начинается с так называемой «Фаворской недели»: в эти дни отмечается праздник Преображения Господня – престольный праздник всей нашей епархии и ее Кафедрального собора, а также годовщина освящения главного храма епархии (это событие имело место 10 августа 1997 г.). Но в этом году торжества имеют совершенно особенный характер: ведь проходят они в обстановке празднования 20-летнего юбилея восстановления структур Католической Церкви в нашей стране, а в более понятной и близкой нам перспективе – 20-летия свободы веры для всех российских католиков.
6 августа, в сам день престольного праздника, в Новосибирск прибыли многочисленные паломники из различных приходов епархии. В переполненном храме Владыка Иосиф Верт в своем вступительном слове раскрыл всю значимость переживаемого нами времени.
«Дорогие! Мы собрались сегодня здесь, в Новосибирске, в столице нашей Преображенской епархии, — сказал он, — на главный праздник Кафедрального собора и нашей епархии, чтобы праздновать победу веры, чтобы в совместной молитве возблагодарить Бога за обретенную вновь свободу веры. Вспомним, как всё это было 20 лет назад, вспомним, что предшествовало той знаменательной дате».
«20 лет назад, — продолжил Преосвященный, — Святой Престол восстановил структуры Католической Церкви в СССР, основав три Апостольские администратуры: в Москве, Новосибирске и Караганде. Это произошло 13 апреля 1991 года в 12.00 по Московскому времени. Это – событие чрезвычайной важности и значимая дата для Католической Церкви нашей страны.
После коммунистического переворота 1917 года Церковь подверглась жесточайшему гонению: священников и епископов арестовывали и расстреливали, храмы закрывали и разрушали. Гонениям подверглась и сама паства: общины верующих разгонялись, верующие подвергались репрессиям, многие пострадали за веру до пролития крови, до мученичества.
К 1938 году внешние структуры Католической Церкви – епархии, храмы, духовные семинарии – были уничтожены. Церковь же из живых камней, из самих верующих, ушла в глубокое подполье. Многие католики продолжали религиозную практику в своих семьях. Активные и бесстрашные лидеры из мирян собирали верующих на общие молитвы в “катакомбах”. 70 лет гонений были одновременно и трагическим, и славным временем в истории Католической Церкви в России. Нам, верующим XXI века, следует бережно хранить память об исповедниках и мучениках XX века.
С пониманием мы должны относиться и к тому несчетному количеству людей, которые потеряли ценное наследие веры. Сегодня трудно себе даже представить весь размах той гигантской компании против веры в XX веке. Воспитатели в детских садиках, учителя в средних школах, преподаватели в вузах, политработники в армии, милиция, прокуратуры, суды и многие другие подразделения многомиллионной структуры вели целенаправленную работу по искоренению так называемых “религиозных пережитков” в обществе. Только наша постоянная и горячая молитва, терпение, жертва, могут вновь расплавить лед неверия и зажечь в остывших сердцах огонь веры, надежды и любви».
«Несмотря на все преследования, гонения, физическое и моральное давление, — сказал далее епископ Иосиф, — к 70-80 годам прошлого столетия в СССР сформировалось множество небольших, но крепких католических общин. Некоторые из них смогли получить государственную регистрацию. Во главе некоторых общин даже стояли священники. Но эти священники, оставшиеся в Сибири и Средней Азии после лагерей и ссылок с подорванным здоровьем, уходили из жизни один за другим. В большинстве же случаев общины верующих не были зарегистрированы и не окормлялись священниками. Большинство же традиционных католиков – выходцев из российских немцев, поляков, литовцев, латгальцев, украинцев, белорусов и т.д. – духовно прозябали, духовно умирали на огромной территории Советского Союза. Как тут не вспомнить слова Евангелия: “Они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря” (Мф 9,36). Без собственных структур: епархий, духовных семинарий, храмов, без нового поколения молодых священников – этих работников в винограднике Господнем – Церковь не имела шанса на выживание и была обречена на вымирание. В конце 80-х годов начался массовый выезд российских немцев, которые в то время составляли ядро католиков Сибири и Средней Азии. Это еще более усугубило ситуацию. Можно сказать, что положение Католической Церкви в нашей стране стало к 1991 году критическим».
«Однако с 1988 года, с празднованием 1000-летия Крещения Руси, отношение государства к религии начинает постепенно меняться. В конце 1989 года Папа Римский Иоанн Павел II встречается с Михаилом Горбачевым. После этой исторической встречи в Москву прибывает представитель Святого Престола архиепископ Франческо Колассуоно. Он встречается со священниками и мирянами, знакомится с ситуацией католиков в Советском Союзе. И затем Ватикан действует быстро и решительно. 13 апреля 1991 года Католическая Церковь в России и республиках Средней Азии, после 70 лет иллегального положения, обретает новую жизнь в новых церковных структурах.
Так пусть же сегодняшнее торжество и весь этот год пройдут под знаком этой важной даты в жизни Католической Церкви России!» — подвел итог Владыка.
На торжественной Мессе в присутствии многочисленного духовенства, представлявшего приходы Преображенской епархии, верные принесли к алтарю символические дары: декоративные часы «20 лет религиозной свободы» (символ времени свободы, подаренного нам Господом), горящую свечу (символ веры и молитвы, одушевлявших Церковь в годы гонений, чей свет мы получили как эстафету от старшего поколения), каравай хлеба (символ долгого и трудного пути нашей Церкви, подобного пути, проходимого пшеничным зерном), гроздь винограда (символ плодов веры и нашей жертвы для Господа).
В конце Мессы прозвучало слово генерального викария Преображенской епархии священника Энтони Бранагана, CSsR.
«Сегодня – большой праздник для всех нас, — сказал он. – И я поздравляю всех, а особенно поздравляю Отца Епископа. Первый раз я встретился с Епископом в Москве в 1993 г., спустя два года после восстановления структур Католической Церкви в России. Владыка был вместе с архитектором, с которым обсуждал проект Кафедрального собора в Новосибирске. В то время епископ возглавлял Католическую Церковь на всём азиатском пространстве России от Урала до Тихого океана. Это было самое большое церковное административное пространство в мире. Только под управлением Папы Римского находилось большее, чем это, пространство. Но данное пространство было практически неорганизованно в церковном плане. Здесь проживало много верующих католиков и совсем немного священников, а в целом это была tabula rasa, т.е. “чистая доска”. За прошедшее время здесь была проделана огромная работа: построено множество храмов, стало больше духовенства. Люди теперь имеют возможность практиковать свою веру, получать надлежащее духовное окормление, участвовать в Евхаристии. Это развитие – просто удивительно, я бы даже сказал, чудесно! Что же нам делать теперь? В первую очередь, возблагодарить Господа, а также нашу Небесную Заступницу, Деву Марию, которая постоянно пребывает с нами. Нужно поблагодарить и Отца Епископа за проделанную им огромную работу. Нужно поблагодарить также священников и сестер-монахинь, приехавших сюда из самых разных уголков земного шара. Нужно поблагодарить мирян, участвовавших в восстановлении Церкви у себя на родине.
Каковы наши пожелания? Наша надежда на будущее? Пусть у наших верных станет еще больше возможностей полноценно участвовать в жизни Церкви и свободно исповедовать свою веру! Пусть станет больше призваний к священству и монашеству из числа местных католиков! Пусть станет больше активных мирян! Пусть Бог даст много-много сил нашему Епископу для его нелегкого служения: ведь и теперь, после административного разделения Католической Церкви в Азиатской части России, под его управлением всё еще остается территория большая, чем вся Западная Европа! И пусть Бог благословит всех нас – участников возрождения Церкви в Сибири!»
Программа «праздника торжества веры» (так назвал происходящее Владыка Иосиф Верт), после того, как все его участники полакомились вкусным обедом, продолжилась эстафетой (для молодежи) и викториной (для тех, кто постарше), темой которых стала проверка знаний верных о ситуации в их родной епархии и о заметных событиях в ней за прошедшие 20 лет. Победу в этом увлекательном соревновании одержала команда прихода Св. Петра из поселка Тальменка (Алтайский край).
Не обошлось и без раздачи призов. Их получили лауреаты конкурса «На лучший символ и девиз юбилея», итоги которого были подведены после просмотра фильма о вчерашнем и сегодняшнем дне нашей епархии, подготовленного католической киностудией «Кана» специально к нынешним торжествам.
В завершении дня была отслужена торжественная Вечерня и был исполнен благодарственный гимн Te Deum Laudamus.
А вот какие впечатления остались от праздника у его непосредственных участников.
Александр Жданов (Бийск): Такие встречи по торжественным датам безусловно имеют большое значение. Это просто прекрасно!
Татьяна Жданова (Бийск): Это единство в Господе настолько ощущается! Это единство в молитве… Мы собрались здесь, потому что нас собрал Господь Иисус! Мы – все вместе: и священники, и сестры-монахини, и миряне… В общей молитве мы все имеем такую несказанную радость…
Александр: Ее ощущаешь и сердцем, и кожей…
Борис и Лена Ежачинские (Кемерово) приехали в паломничество всего лишь спустя неделю после собственного венчания.
Борис: Для меня это – великое событие. Масса впечатлений… Я первый раз в Новосибирске.
Лена: Я думаю, сегодняшний праздник Преображения преобразит и наши сердца. Я желаю всем сибирским приходам возрастания в вере и в численности. И чтобы было больше призваний к священству и монашеству. Наш Кемеровский приход уже подарил епархии одно такое призвание: Игорь Российский в этом году поедет в Санкт-Петербургскую семинарию. Мы просим Господа Иисуса всегда указывать нам правильный путь, а Пресвятую Деву Марию взять нас под свое крыло…
Ольга Погонина (Томск): Мы приехали из Томска на четырех машинах. Нас около 20 человек. Для всех нас это большое, радостное событие. Мои предки-католики были сосланы в Сибирь. Дедушка был здесь расстрелян. Бабушка умерла в 1976 году. Она передала нам начала веры и очень мечтала о том, что наступит время, когда наша католическая церковь будет у нас в России. Бабушка до этого времени не дожила. Но дожили мы, ее внуки, и правнучка, которой сейчас 2,5 года. Мы все ходим в католическую церковь и очень благодарны Богу за такую возможность.
Татьяна Кошель (Бийск): На меня произвел очень глубокое впечатление рассказ Отца Епископа о том, как еще 20 лет назад нельзя было свободно ходить в церковь. Мне сейчас 27 лет. Т.е., когда я родилась, свободы веры еще не было. Тем не менее, меня в младенчестве крестили. Только сегодня до меня дошло, какая это большая благодать, что в столь неблагоприятное время я всё же получила таинство Крещения! А сколько много благодати я имею теперь! Я даже не могу всего этого выразить! Я давно уже хожу в церковь, но каждый раз переживаю какое-то новое откровение. Я благодарна и за моих родственников. Вот, скажем, моя племянница скоро будет принимать свое Первое Причастие. Как много это значит – возможность свободно исповедовать свою веру! И об этом мне напомнил сегодняшний праздник.
Говорит мама упомянутой Татьяной племянницы, Наталья Шелепова (Бийск): Я – из того поколения, когда у нас в стране просто не было Бога. Я сама была и пионеркой, и комсомолкой… Настоящих гонений я не помню. Но неприятности случались. Вот, например, был такой случай. На Украине, где мы тогда жили, есть обычай под Рождество колядовать и щедровать. Однажды я случайно позвонила в дверь своей учительнице истории. А она с таким возмущением: «Вы что, в Бога верите?» Теперь мы можем открыто говорить о своей вере, и это – огромный дар от Господа. Я очень люблю приезжать в Новосибирск, в Кафедральный собор, поскольку всегда чувствую, что здесь я – у себя дома. У моей дочери скоро будет Первое Причастие. Это – торжественный момент для всей семьи. Я общаюсь с иностранными подростками. Они выросли в вере, в церкви, в приходе, в общине… И я очень рада, что и мои дети растут теперь в таких же условиях. Такие вещи, как воскресная школа, утренняя и вечерняя молитва, молитва перед едой будут для них вполне естественными, как почистить зубы или помыть руки. А сегодняшний праздник – это знаменательная веха и историческое событие!
Ирина Скулкина (греко-католическая община Св. Владимира, г. Томск): Сегодня – очень светлый праздник. Мне запали в душу слова Отца Епископа, когда он благодарил Бога за возможность молиться в настоящих храмах, за то, что у нас теперь есть священники и монахини. И всё это потому, что у нашей Церкви были мученики, которые пожертвовали собой, чтобы сохранить веру и передать ее нам.
Любовь Курдюкова (греко-католическая община Св. Владимира, г. Томск): Мне радостно сегодня. Столько людей приехало отовсюду! Я слышала, как люди общались на разных языках. Это так здорово, что Католическая Церковь может объединить столь разных людей из многих народов. Вот, мы сделали общую фотографию во дворе храма. Мы очень долго размещались, чтобы всем попасть в кадр. Это говорит о том, что нас, католиков, не мало. Разве это не доказательство возрождения веры в России?
Фаворская неделя в Новосибирске продлится с 6 по 10 августа и завершится торжественной Мессой в ознаменование очередной годовщины освящения Кафедрального собора. К этому времени приурочены две всеепархиальные встречи: сестер-монахинь (8 августа) и юных министрантов (с 6 по 10 августа). В воскресенье 7 августа гостем католиков Преображенской епархии стал митрополит Павел Пецци, председатель Конференции католических епископов Российской Федерации, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве.
См. также фотогалерею.
В. Дегтярев