Послание Святейшего Отца на XXIV Всемирный День молитв о больных (полный текст)
Полагаясь на милосердного Иисуса, как Мария:
«Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2,5)
Дорогие братья и сестры,
XXIV Всемирный день молитв о больных дает мне возможность быть особенно близким к вам, дорогие больные, и к тем, кто заботится о вас.
Поскольку этот День будет торжественно отмечаться на Святой Земле, в этом году я предлагаю, поразмышлять над евангельским рассказом о браке в Кане (Ин 2,1-11), где Иисус сотворил Свое первое чудо при посредничестве Своей Матери. Избранная тема — «Полагаясь на милосердного Иисуса, как Мария: ‘Что скажет Он вам, то сделайте’ (Ин 2,5)» — прекрасно вписывается также в рамки внеочередного Юбилея милосердия. Главное евхаристическое богослужение Дня состоится 11 февраля 2016 года, в день литургической памяти Пресвятой Девы Марии Лурдской, именно в Назарете, где «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1:14). В Назарете Иисус начал свою спасительную миссию, применяя к Себе слова пророка Исаии, как сообщает евангелист Лука: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (4,18-19).
Болезнь, особенно тяжелая, всегда ввергает в кризис человеческое существование и несет с собой вопросы, которые заставляют глубоко задуматься. Иногда первой реакцией может стать возмущение: почему это случилось именно со мной? Можно почувствовать отчаяние, думая, что все потеряно, что теперь ничто не имеет больше смысла …
В этих ситуациях, вера в Бога, с одной стороны, подвергается испытанию, но в то же время проявляет весь свой положительный потенциал. Не потому, что вера уничтожает болезни, боль, или связанные с ней вопросы, а потому, что она дает ключ, с помощью которого мы можем открыть для себя более глубокий смысл того, что мы переживаем; ключ, который помогает нам увидеть, как эта болезнь может быть путем к достижению более тесной близости с Иисусом, Который идет рядом с нами, неся Свой Крест. И этот ключ вручает нам Его Матерь, Мария, сведущая в этом пути.
На браке в Кане Галилейской Мария проявляет Себя внимательной женщиной, которая замечает важную проблему для жениха и невесты: вино, символ радости праздника, закончилось. Мария обнаруживает это затруднение, решает, что должна помочь устранить его, и действует незаметно и быстро. Она не стоит в стороне, наблюдая, и тем более не тратит время на рассуждения, но обращается к Иисусу и излагает Ему суть проблемы: «Вина нет у них» (Ин 2,3). И когда Иисус говорит Ей, что еще не время для Него, чтобы показать Себя (ср. ст. 4), Мария говорит слугам «Что скажет Он вам, то сделайте» (ст. 5). Тогда Иисус совершает чудо, превратив воду в вино, которое сразу же оказалось лучшим на брачном пиру.
Какой урок можно извлечь из этой тайны брака в Кане для Всемирного Дня молитв о больных? Брачный пир в Кане представляет собой образ Церкви: в центре – милосердный Иисус, совершающий знамение; вокруг Него ученики, первые плоды новой общины; и рядом с Иисусом и Его учениками стоит Мария, молящаяся и заботливая Матерь. Мария разделяет радость простых людей и способствует их возрастанию; Она ходатайствует пред Сыном ради блага молодоженов и всех гостей. Иисус не отказал в просьбе Своей Матери.
Сколько надежды заключено в этом событии для всех нас! У нас есть Матерь, глаза которой добрые и всевидящие, как и у Ее Сына; Ее материнское сердце наполнено милосердием, подобно Ему; Ее руки хотят помочь, как руки Иисуса, преломлявшие хлеб для голодных, прикасавшиеся к больным и исцелявшие их. Это наполняет нас упованием и открывает к благодати и милости Христа. Ходатайство Богородицы дает нам испытать утешение, за которое Апостол Павел благословляет Бога: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор 1,3-5). Мария есть Матерь Утешительница, Которая утешает Своих детей.
В Кане вырисовываются отличительные признаки Иисуса и Его миссии: Он есть Тот, Кто помогает бедствующим и нуждающимся. И в самом деле, в Своем мессианском служении Он исцелит многих от болезней, немощей и злых духов, будет даровать зрение слепым, хромым – способность ходить, вернет здоровье и достоинство прокаженным, будет воскрешать мертвых, объявлять благую весть бедным (ср Лк 7, 21-22). И просьба Марии, во время брачного пира, подсказанная Святым Духом Ее материнскому сердцу, заставила проявиться не только мессианскую силу Иисуса, но и Его милосердие.
В заботе Марии отражается нежность Бога. Эта же нежность присутствует в жизни многих людей, которые находятся рядом с больным и умеют понять их потребности, даже самые незаметные, потому что они смотрят на них глазами, полными любви. Сколько раз мать, сидя у изголовья больного ребенка, или сын, ухаживающий за одним из своих пожилых родителей, или внук, заботящийся о дедушке или бабушке, вручает свою мольбу в руки Пресвятой Богородицы! Для наших родных и близких, которые страдают от болезни, мы в первую очередь просим здоровья; Сам Иисус показал присутствие Царства Божьего именно через исцеления: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают» (Мф 11,4-5). Но любовь, движимая верой, заставляет нас просить для них чего-то большего, чем физического здоровья: мы просим мира, безмятежности жизни, что исходит из сердца, и это Божий дар, плод Святого Духа, в котором Отец никогда не отказывает просящим у Него с упованием.
В сцене в Кане, помимо Иисуса и Его Матери, есть те, что называют «служителями», которые получают от Нее это указание: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2,5). Конечно, чудо происходит благодаря деянию Христа; тем не менее, Он желает воспользоваться человеческой помощью, чтобы совершить чудо. Иисус мог бы сделать так, что в сосудах сразу оказалось вино. Но Он хочет рассчитывать на сотрудничество человека и просит служителей наполнить сосуды водой. Как прекрасно и угодно в очах Божиих быть служителями других! Это больше, чем что-либо другое уподобляет нас Иисусу, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк 10,45). Эти безымянные персонажи Евангелия учат нас многому. Они не только они подчиняются, но делают это с готовностью: они наполняют сосуды до краев (ср. Ин 2,7). Они доверяют Матери, и делают сразу и хорошо то, что от них требуется, без жалоб, без расчета.
В этот Всемирный день молитв о больных попросим Иисуса Милосердного, через заступничество Марии, Его и нашей Матери, чтобы Он дал всем нам эту готовность служить нуждающимся, и особенно нашим больным братьям и сестрам. Иногда это служение может оказаться утомительным, тяжелым, но мы уверены, что Господь не замедлит превратить наши человеческие усилия во что-то божественное. Мы тоже можем быть руками, плечами, сердцами, которые помогают Богу совершать Свои чудеса, часто скрытые от глаз. Мы тоже, здоровые или больные, можем предложить наши труды и страдания, как ту воду, которая наполнила сосуды на брачном пиру в Кане Галилейской, и была превращена в лучшее вино. Помогая страдающим, а также во время болезни, мы берем на свои плечи ежедневный крест и следуем за Учителем (ср. Лк 9,23); и даже если встреча со страданиями всегда будет тайной, Иисус помогает нам разгадать её смысл.
Если мы научимся следовать голосу Той, которая говорит также и нам: «Что скажет Он вам, то сделайте», Иисус всегда будет превращать воду нашей жизни в великолепное вино. Таким образом, этот Всемирный день молитв о больных, который будет торжественно праздноваться на Святой Земле, поможет осуществить пожелание, которое я выразил в Булле об объявлении Внеочередного Юбилейного Года милосердия: «Этот юбилейный год, пережитый в милосердии, да способствует встрече с [Иудаизмом, с Исламом], и с другими благородными религиозными традициями; да соделает он нас более открытыми к диалогу, чтобы лучше знать и понимать друг друга; да устранит он все формы закрытости и презрения, и да уничтожит все формы насилия и дискриминации» (Misericordiae Vultus, 23). Каждая больница или дом престарелых может стать зримым знаком и пространством для развития культуры встречи и мира, где опыт болезни и страдания, а также профессиональная и братская помощь содействуют преодолению любых ограничений и разделений.
Примером тому могут быть две монахини, причисленные к лику святых в мае этого года: святая Мария-Альфонсина Данил Гаттас и святая Мария Иисуса Распятого Баоарди, обе – дочери Святой Земли. Первая была свидетелем кротости и единства, ясно показывая, как важно быть ответственными друг за друга и жить служением друг другу. Вторая, женщина скромная и неграмотная, была послушна Святому Духу и стал орудием встречи с мусульманским миром.
Всем тех, кто служит больным и страдающим, я желаю быть вдохновляемыми духом Марии, Матери Милосердия. «Кротость Её взора да сопровождает нас на протяжении этого Святого Года, дабы все мы обрели радость Божьей нежности» (там же, 24) и несли его в наших сердцах и в наших делах. Вверим заступничеству Богородицы тревоги и невзгоды, наряду с радостями и утешениями, и вознесём к Ней наши молитвы, дабы Она обратила на нас Свои милосердные очи, особенно в минуты боли, и соделала нас достойными созерцать сегодня и всегда Лик Милосердия, Её Сына Иисуса.
Сопровождаю эту молитву обо всех вас моим апостольским благословением.
Из Ватикана, 15 сентября 2015 года, Память Пресвятой Девы Марии Скорбящей
FRANCISCUS
Источник: Радио Ватикана