Послание Папы на Всемирный день молодежи 2010
15 марта увидело свет Послание Папы Бенедикта XVI по случаю XXV Всемирного Дня Молодежи. В католическом мире на епархиальном уровне этот день будет отмечаться 28 марта 2010 года, в Вербное воскресенье; в России – летом этого года, в рамках епархиальных встреч молодежи. Эти встречи, в свою очередь, представляют собой подготовительный этап к Всемирной встрече католической молодежи, которая должна состояться в следующем году в Мадриде.
Послание Святого Отца на XXV Всемирный День Молодежи
«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк 10,17)
Дорогие друзья!
В этом году мы отмечаем двадцать пятую годовщину учреждения Всемирного Дня Молодежи по инициативе Достопочтенного Иоанна Павла II. Этот день был задуман как день ежегодной встречи верующей молодежи всего мира. Это было пророческое начинание, принесшее обильные плоды, давшее возможность молодому поколению христиан встречаться, вместе слушать Слово Божие, открывать красоту Церкви и получать глубокий опыт веры, что привело многих из них к решению полностью посвятить свою жизнь Христу.
Нынешний XXV День Молодежи представляет собой очередной этап на пути подготовки к предстоящей Всемирной встрече молодежи, которая состоится в августе 2011 года в Мадриде и куда, как я надеюсь, многие из вас приедут, чтобы стать участниками этого благодатного события.
Для того, чтобы как следует подготовиться к этому празднованию, мне бы хотелось предложить вам на этот год некоторые размышления на тему евангельского эпизода, повествующего о встрече Иисуса с богатым юношей, который задал Ему вопрос: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк 10,17). В 1985 г., в своем первом и таком прекрасном Послании, адресованном молодежи, Папа Иоанн Павел II уже затрагивал эту тему.
1. Иисус встречает юношу
«Когда [Иисус] выходил в путь, — повествует Евангелие от Марка — подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мк 10, 17-22).
Этот рассказ является красноречивым свидетельством большого внимания, уделяемого Иисусом молодежи, вам, вашим ожиданиям, вашим надеждам. Он показывает, сколь велико Его желание встретиться с вами лично, вступить в беседу с каждым из вас. Иисус прерывает Свой путь, чтобы ответить на вопрос Своего собеседника. Он выказывает Свое расположение юноше, движимому страстным желанием встретиться с «Учителем благим», чтобы узнать у Него куда направить путь своей жизни. Отталкиваясь от этого евангельского отрывка, мой Предшественник призвал каждого из вас «вступить в свою собственную беседу со Христом – беседу, которая имеет фундаментальное значение и важность для молодежи» (Послание к молодежи, п. 2).
2. Иисус, взглянув на него, полюбил его
В своем рассказе евангелист Марк подчеркивает, что «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (ср. Мк 10,21). Во взгляде Господа заключена вся суть самой главной встречи в нашей жизни, всего нашего христианского опыта. В самом деле, христианство – это, в первую очередь, не нравственность, а опыт встречи с Иисусом Христом, Который любит каждого из нас лично, молоды мы или стары, бедны мы или богаты… Он любит каждого из нас, даже если мы отворачиваемся от Него.
Комментируя этот эпизод, Папа Иоанн Павел II добавил, обращаясь к вам, молодым людям: «Я желаю вам ощутить на себе такой взгляд! Я желаю вам лично удостовериться в том факте, что Иисус смотрит на вас с любовью!» (Послание к молодежи, п. 7). С той любовью, которая являет себя на Кресте столь полным и всеобъемлющим образом, что заставляет апостола Павла воскликнуть: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2,20). «Осознание того факта, что Отец всегда любил нас в Своем Сыне, что Христос любит каждого из нас и, притом, любит всегда, — пишет далее Иоанн Павел II, — становится незыблемой точкой опоры для всего нашего существования» (Послание к молодежи, п. 7). Эта любовь позволяет нам преодолевать все испытания, в которых обнажаются наши грехи, наше страдание и отчаяние.
В этой любви пребывает источник всей христианской жизни; она же является основным мотивом евангелизации: если мы действительно встретили Иисуса, то не можем не свидетельствовать о Нем тем, кто еще не почувствовал на себе Его взгляд!
3.Сформулировать проект своей жизни
Юноше из Евангелия присуща одна особенность, которая роднит его с любым из вас. Вы также «богаты», ибо одарены многими талантами, способностями, мечтами, надеждами. Всего этого у вас в избытке! Сам ваш возраст – это огромное богатство, и не только для вас, но и для других людей, для Церкви, для всего мира.
Богатый юноша спрашивает у Иисуса: «Что мне делать?» Период жизни, в котором вы сейчас находитесь, – это время открытий: открытия даров, которыми Бог щедро наделил вас, и, вместе с тем, открытия вашей ответственности. Кроме того, это время принятия главных решений, необходимых для построения проекта собственной жизни. Иными словами, это время, когда наступает пора задуматься об истинном смысле жизни, найти ответ на вопрос: «Доволен ли я своей жизнью? Или мне чего-то недостает?»
Подобно юноше из Евангелия, возможно и вы переживаете ситуации нестабильности, тревог, скорбей… Эти ситуации побуждают вас мечтать о незаурядной жизни, задаться вопросом: так в чем же заключается успешная жизнь? Что мне делать? Каким может быть мой проект жизни? «Что мне следует делать, чтобы моя жизнь была плодотворной и осмысленной» (там же, п. 3).
Не бойтесь ставить перед собой эти вопросы! Они не ограничивают вас, а выражают великие устремления, гнездящиеся в ваших сердцах. Поэтому к ним необходимо прислушиваться. Такие вопросы требуют небанальных ответов. Приемлемы только такие ответы, которые будут способны удовлетворить ваши подлинные стремления к жизни и счастью.
Для того, чтобы сформулировать проект вполне счастливой жизни, вам необходимо прислушаться к Богу, у Которого есть Свой «проект любви» для каждого из вас. Обратитесь к Нему с доверием: «Господи, каков Твой замысел – замысел Творца и Отца – относительно моей жизни? Какова Твоя воля? Я хочу исполнить ее». Будьте уверены, Господь ответит вам. Не бойтесь услышать Его ответ! «Бог больше сердца нашего и знает всё» (1Ин
3,20)!
4. Приходи, последуй за Мною!
Иисус, предлагая богатому юноше более широкие перспективы, нежели одно лишь удовлетворение личных чаяний и намерений, призывает его: «Приходи, последуй за Мною!». Христианское призвание проистекает из продиктованного любовью оклика Господня и может реализоваться лишь в отклике взаимной любви: «Иисус призывает Своих учеников к полному и абсолютному посвящению Ему своей жизни, отрекаясь от свойственных человеку расчетов и поисков выгоды, безгранично полагаясь на Бога. Святые откликаются на этот призыв и со смиренным послушанием вступают в ряды последователей распятого и воскресшего Христа. Они преуспевают в логике веры, часто непонятной с человеческой точки зрения, которая заключается в том, чтобы отныне не ставить в центр свое эгоистическое “я”, а принимать решения вопреки общепринятым тенденциям, живя согласно Евангелию» (Папа Бенедикт XVI, Проповедь во время мессы канонизации блаженных Зигмунда Щенсны Фелинского, Франсиско Колль-и-Гитарта, Жозефа Дамиана де Вестера, Рафаэля Арнаиса Барона, Мари де ла Круа (Жанны) Жуган, 11.10.2009).
Следуя примеру множества учеников Христа, и вы, дорогие друзья, откликнитесь с радостью на Его призыв последовать за Собой, и тогда вы проживете насыщенную и плодотворную земную жизнь. Уже в Крещении Он призывает каждого человека последовать за Собой, совершая конкретные поступки, возлюбив Его превыше всего, служа Ему в братьях. Богатый юноша, к сожалению, не откликнулся на призыв Иисуса и ушел опечаленным. Он не нашел в себе мужества отрешиться от материальных благ ради того, чтобы обрести величайшее благо, предложенное ему Иисусом.
Печаль богатого юноши из Евангелия – сродни той, что рождается в сердце каждого человека, когда у него не хватает мужества последовать за Христом, сделать правильный выбор. Однако ответить Христу никогда не поздно!
Иисус неустанно обращает Свой исполненный любви взор к каждому человеку, каждого призывает стать Его учеником, но некоторым людям Он предлагает более радикальный выбор. Ныне, в Год Священника, мне хотелось бы призвать молодых людей и юношей внимательно исследовать, не желает ли Господь предоставить им самый великий дар – приглашение встать на путь служебного священства, и быть готовыми принять от всего сердца и с воодушевлением этот знак особого предпочтения, приступив вместе со священником, с духовным руководителем, к распознаванию призвания. Не бойтесь также, дорогие юноши и девушки, если Господь призывает вас к освященной, монашеской жизни, к миссионерству или к особому посвящению. Наш Бог умеет одаривать глубокой радостью того, кто отважно отвечает Ему!
И, наконец, я призываю тех, кто чувствует в себе призвание к браку, принять с верой и это призвание, озаботившись утверждением твердых его оснований, пребыванием в большой и верной любви, открытой дару новой жизни. Это станет вашим богатством и благодатью для общества и Церкви.
5. Устремленные к вечной жизни
«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот вопрос юноши из Евангелия кажется несоответствующим стремлениям наших молодых современников, поскольку, как отмечал мой Предшественник, «разве не мы являемся тем поколением, чьи горизонты существования полностью исчерпываются заботами мира сего и земного прогресса?» (Послание к молодежи, п. 5). Но вопрос о «вечной жизни» встает перед нами в наиболее трагические моменты бытия, например, когда мы теряем близкого человека или терпим неудачи.
Но что это за «вечная жизнь», о которой вопрошает богатый юноша? Иисус проливает свет на этот вопрос, когда, обращаясь к Своим ученикам, утверждает: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас»
(Ин 16,22). Господь подразумевает реальность бесконечного блаженства, радости от исполнения вечной Божией любовью. Такое предложение вдохновляет!
Размышления об эсхатологическом будущем делают наше существование по-настоящему осмысленным, поскольку соотносят наш «проект жизни» не с ограниченными и преходящими горизонтами, а с обширными и глубокими, побуждающими нас возлюбить мир, столь любимый Самим Богом, посвятить себя его совершенствованию, но с той свободой и радостью, которые рождаются из веры и надежды. Живя в этих горизонтах, мы не будем абсолютизировать земные реальности, поскольку знаем, что Бог раскроет перед нами куда более великую перспективу. Мы повторим вслед за св. Августином: «Так возжелаем же вместе небесной отчизны, устремимся же к ней, чувствуя себя здесь всего лишь паломниками» (Commento al
Vangelo di
San Giovanni, Omelia 35, 9). Устремляя свой взор за горизонт временной жизни, блаженный Пьетро Джорджо Фрассати, умерший в 1925 году в возрасте 24 лет, говорил: «Я хочу жить, а не прозябать!» А на фотографии, сделанной во время высокогорного восхождения, которую святой послал одному из своих друзей, он написал: «Вверх», намекая на христианское совершенство, но также и на вечную жизнь.
Дорогие юноши и девушки! Я призываю вас не забывать об этой перспективе, формулируя свой «проект жизни»! Все мы призваны к вечности. Бог сотворил нас для того, чтобы мы пребывали с Ним вечно. Он поможет вам сделать ваши решения осмысленными, а вашу жизнь – по-настоящему качественной.
6. Заповеди как путь истинной любви
Иисус напоминает богатому юноше о соблюдении Десяти заповедей, как необходимом условии того, чтобы «наследовать жизнь вечную». Заповеди являются важным ориентиром для жизни в любви, четким критерием различения добра и зла, условием построения прочного и долговечного «проекта жизни». Также и вас Иисус сегодня спрашивает, знаете ли вы заповеди, стараетесь ли воспитывать свою совесть согласно закону Божию и применяете ли его на практике.
Конечно, эти вопросы не согласуются с современным мироощущением, отстаивающим свободу, не обремененную ценностями, правилами, объективными нормами, призывающим отказаться от всяких ограничений ради удовлетворения сиюминутных желаний. Но такого рода мироощущение, вместо того, чтобы вести человека к истинной свободе, превращает его в раба себя самого, своих спонтанных желаний, в раба таких идолов, как власть, деньги, разнузданные удовольствия и мирские искушения, делает человека неспособным следовать своему врожденному призванию к любви.
Бог дает нам заповеди, потому что желает научить нас истинной свободе, потому что желает созидать вместе с нами Царство любви, справедливости и мира. Внимать заповедям и исполнять их – это значит не утратить свободу, а напротив, встать на путь подлинной свободы и подлинной любви. Заповеди не ограничивают нашего счастья, но учат нас, как счастье найти. В начале беседы с богатым юношей Иисус напоминает о том, что закон, данный Богом, благо, потому что благ Сам Бог.
7. Мы нуждаемся в вас
Современной молодежи приходится сталкиваться со многими проблемами, такими как безработица, отсутствие подлинных идеалов и конкретных перспектив на будущее. Иногда перед лицом нынешних кризиса и нестабильности может возникнуть ощущение бессилия. Но, какими бы ни были трудности, не позволяйте себе падать духом, не отказывайтесь от своей мечты! Вместо этого приумножьте в ваших сердцах горячие стремления к братству, справедливости и миру. Будущее – в руках тех, кто умеет искать и находить веские причины, чтобы жить и надеяться. Если вы захотите, будущее будет в ваших руках, потому что дары и богатства, которые Господь вложил в сердце каждого из вас, «закалившись» от встречи со Христом, принесут подлинную надежду миру! Именно вера в любовь Христа, делая вас сильными и великодушными, даст вам мужество уверенно идти по жизни, взять на себя семейную и профессиональную ответственность. Старайтесь строить ваше будущее на серьезном гуманитарном и образовательном фундаменте, дабы служить общественному благу компетентно и плодотворно.
В моей недавней энциклике о целостном развитии человека, Caritas in veritate, я перечислил некоторые современные проблемы, крайне настоятельные и важные для жизни этого мира. Среди них: использование ресурсов земли и бережное отношение к экологии, справедливое распределение материальных благ и контроль за финансовыми механизмами, солидарность человечества с бедными регионами, борьба с голодом в мире, защита достоинства человеческого труда, служение культуре жизни, укрепление мира между народами, межрелигиозный диалог, правильное использование средств социальной коммуникации.
Это – вызовы современности, на которые вы обязаны ответить, чтобы созидать более справедливый, проникнутый братскими отношениями мир. Это проблемы, которые для своего разрешения нуждаются в продуманном, исполненном энтузиазма проекте жизни; в таком проекте, в который необходимо вложить всё ваше богатство, и сделать это в соответствии с замыслом Божьим относительно каждого из вас. При всём том от вас не требуется совершать героические или необыкновенные поступки, следует лишь действовать, эффективно используя собственные таланты и способности, стараясь постоянно совершенствоваться в вере и любви.
В этот Год Священника я призываю вас ознакомиться с жизнью святых, с действием Слова Божия в жизни святых священников. Вы увидите, как Бог направлял их, как они ежедневно обретали свой путь, и неизменно – в вере, надежде и любви. Христос призывает каждого из вас трудиться вместе с Ним и взять на себя ответственность за созидание цивилизации любви. Если вы будете следовать Божию Слову, оно осветит ваш путь и приведет вас к высоким целям, дарующим радость и делающим жизнь осмысленной.
Дева Мария, Матерь Церкви, да сопровождает вас Своим покровительством. Я помню о вас в молитве и с огромной любовью благословляю вас.
Из Ватикана, 22 февраля 2010
BENEDICTUS PP. XVI
Перевод: Сибирская католическая газета